5 интересных фактов о ваучерах
Недавно Международный валютный фонд и мировой банк проводили ретроспективную оценку того, как проходила приватизация в разных странах. Сравнивали. Среди всех социалистических стран, которые методом проб и ошибок перешли к новой экономике, самым удачным был признан опыт Польши. Кстати, там приватизация прошла без ваучеров - очень медленно и осторожно. Что до нашей страны, то российская приватизация была признана самым неудачным примером. К чему мы это вспомнили? Просто 14 августа 1992 года вышел указ президента Бориса Ельцина о введении в действие системы приватизационных чеках (ваучеров). Помните о таких? Не будем говорить в очередной раз про «прихватизацию». Однако ваучер стал именно тем первым инструментом, с помощью которого были сделаны первые крупные состояния в России.
«Вечерняя Москва» решила вспомнить 5 фактов – смешных и грустных – о наших ваучерах.
1. Триллион четыреста миллиардов рублей – в такую сумму была оценена вся государственная собственность страны. И ее поделили на 150 миллионов ваучеров –по количеству жителей. Вот такой был простой арифметический расчет. Кстати, у бывших братьев по социалистическому лагерю ваучеры с самого начала были именными: в них закладывалась реальная, а не символическая стоимость имущества. Поэтому менять их на бутылку водки или килограмм сахара никому и в голову не приходило. В России очень многие «акционеры» распорядились своими чеками именно так…
2. 24 миллиона россиян не использовали ваучеры. Вообще. Оставили как домашний исторический документ. Причина? По причине бессмысленности, к тому же тогда никто понимал – зачем этот приватизационный чек и с чем его едят? Кстати, одна из центральных газет провела тогда шуточный опрос: «Что такое ваучер?» Ответы распределились так:
- Новый сверхсекретный американский спутник-шпион - 5 процентов.
- Дальний родственник Бурбулиса - 15 процентов.
- А Гайдар его знает! 79,99 процента.
Если серьезно, то по опросам социологов, по итогам приватизации большинство наших граждан (29%) предпочли свои ваучеры банально продать. Чуть больше пятой части (21%) вложили свои «билеты на госсобственность» в акции чековых инвестиционных фондов (ЧИФов – предшественников нынешних ПИФов), 12% - в акции каких-либо предприятий. Еще около 10% подарили ваучеры близким родственникам. Кстати, сейчас ваучер сбыть невозможно. Если очень повезет: предложить коллекционерам. За скромную сумму.
3. Ходит легенда, как предприниматель, а позже – известный грузинский политик Каха Бендукидзе стал хозяином «Уралмаша». Его компания скупала ваучеры, а в самый последний момент вбросила их - 143 тысячи - на аукцион. «Это была чистая, как слеза, приватизация по Чубайсу», - сказал он тогда. А потом еще более откровенно: «Для нас приватизация была манной небесной. Она означала, что мы можем скупить у государства на выгодных условиях то, что захотим. И мы приобрели жирный кусок из промышленных мощностей России. Захватить «Уралмаш» оказалось легче, чем склад в Москве. Мы купили этот завод за тысячную долю его действительной стоимости».
4. Нет, некоторым повезло, врать не будем. Например, тем, кто работал в том же «Газпроме» и вложил свой ваучер в акции родного предприятия. Но и тут не все просто. Скажем, в Москве за ваучер давали 50 акций «Газпрома». И хотя доходность оценивается в несколько тысяч процентов, сейчас такой пакет стоит $550. Зато повезло жителям Республики Марий Эл. В этом регионе в 1992 году один чек меняли на 5900 акций "Газпрома". Сейчас он оценивается аж в $64 900.
5. Ужасная история произошла в Тверской области, где в одной из деревень за два ваучера продали ребенка. Родители трехмесячного мальчика – большие ценители спиртного – решили подзаработать. Собственные ваучеры перед этим они продали и пропили.
Договорившись с одной бездетной семьей, мать мальчика отказалась от него в их пользу, но при передаче потребовала два ваучера. Те с радостью согласились. Позже продавцы собственного ребенка были лишены родительских прав.