Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Филигранное ремесло торговли

Общество
Филигранное ремесло торговли
Валентина Пешехонова в торговле уже 50 лет. / Фото: «Вечерняя Москва», Александр Казаков

Каждый знает: сегодня встреча с продавцом — в продуктовом, обувном или любом другом магазине — может обернуться стрессом. Кажется, что человек оказался в этом месте поневоле, покупателей ненавидит или в лучшем случае презирает, себя жалеет, о товаре ничего не знает. Поэтому встреча с Валентиной Кузьминичной Пешехоновой поразила меня неожиданным ощущением: как будто я побывала в удивительном музее. Музее исчезнувшей Москвы.

Легкая, подтянутая, внимательная — я и не знала, что это и есть герой моего очерка, а подошла прямо к ней. Она стояла за прилавком старейшего московского магазина «Народные промыслы России» и улыбалась.

Оказалось, что Валентина Кузьминична работает в торговле уже пятьдесят лет. Я бы в это не поверила, но когда она произнесла название своего первого магазина, мы оказались в той послевоенной Москве, где несбыточной мечтой женщин был кусочек хорошего мыла.

Валентина Кузьминична родилась в Москве. Ее маму привезли сюда из деревни в Липецкой области строить Мосрыбокомбинат. Когда Вале Ворохобиной исполнилось 16 лет, она пошла работать ученицей продавца в магазин «Парфюмерия» на Пушкинской улице. Директором магазина была Мария Горелова, которая не имела специального образования, пришла в торговлю от станка и оказалась не начальником, а судьбой для своих подопечных, в том числе и для Валентины Кузьминичны.

В магазине у окна стоял большой старинный стол.

И вот появлялись древние старушки, покупали пудру «Лебяжий пух» за 10 копеек или губную помаду в бумажном колпачке за 27 копеек, на полдня усаживались к столу, смотрели в зеркала и снова становились дамами. И никто никого не выгонял.

Горелова заставила Валю окончить 11-й класс, пойти на курсы кройки и шитья, во время отпуска оформляла уборщицей. Она говорила, что молодым еще не пора отдыхать, а нужно постоянно работать и учиться. Чтобы они много знали, все умели и могли заработать себе не только на кусок хлеба, но и на платье или шубу. Мария Ильинична научила их работать и жить с достоинством.

Рядом были главные столичные театры, и к ним заходили люди, которых весь СССР видел на экранах или сцене.

А еще Валентина Кузьминична на всю жизнь запомнила, как раз в год старинный друг Марии Ильиничны, ректор МГУ, приглашал их в гости на обед. Осколки воспоминаний: всех поражало то, что на столе не было угощения — к каждому гостю подходили и предлагали блюдо; посреди стола стоял петух с напитком, и когда из него наливали, он пел; в гостиной стоял комод, в нижнем ящике которого хранилось какоето благоуханное мыло; на стене висела картина с обнаженной женщиной, и хозяин дома заставлял рассматривать ее и говорил: смотри внимательно, она вот-вот повернется… Конечно, это Мария Ильинична выдала Валентину замуж. А будущему мужу сказала: она все умеет. Может работать хоть уборщицей, хоть министром.

Я спросила, почему Валентина Кузьминична не пошла работать в продовольственный магазин.

Она ответила: я очень люблю рассказывать про товар, о котором знаю все, но не смогу продать людям то, что нужно выбрасывать. И произнесла слова, которых я никогда раньше не слышала: «Я болею торговлей. Мне хочется помочь людям сделать правильный выбор, даже когда я сама покупаю…» Вот откуда это невероятное достоинство. Она стоит за прилавком как человек, который все тут сделал своими руками, — так бывает только с теми, кто гордится тем, что продает. Про гипюр из Нижнего Новгорода, про тверские, архангельские, вятские, елецкие изделия может рассказать так, что оторваться невозможно.

А какая, говорит она, была филигранная работа в изделиях из Тарусы… Директора фабрики убили несколько лет назад, и мастерицы не могут выстоять перед напором нового времени. Работа дорогая, ручная, а покупатель этого не понимает.

Я спросила, как изменился покупатель. Раньше, сказала Валентина Кузьминична, мы этого не замечали, у нас были очереди, а теперь народу мало, и мы осознали: ушла культура общения. Скажем, хочешь что подсказать, а люди не слушают. Скорей всего, в этом виновата модная агрессивная торговля, когда за покупателем по пятам следует продавец и навязывает товар. Но факт остается фактом: обидеть может не только покупатель, но и про- давец. Есть особая категория: покупатели, которые начинают вспоминать, что раньше пудра стоила 10 копеек, а молоко — 16 копеек.

Люди застряли в прошлом веке. А еще отношение к торговле изменилось, потому что стало очень много вранья. Появилось много некачественного товара, и этот плохой товар испортил всех: и продавца, и покупателей.

Покупатели ни во что не верят, а продавцы очень часто не могут ответить на самый простой вопрос. Тут есть своя проблема. Продавец должен знать о своем товаре все, но люди, которые сейчас приходят в торговлю, не только ничего не знают, но и не хотят учиться. Нет, многие хотят, но учить некому — мало осталось тех, кто может научить.

Люди, которые родились после войны, хорошо помнят, как трудно было купить хорошую селедку.

Часто в магазинах продавалась «ржавая» сельдь. Наши мамы и бабушки как-то умудрялись ее вымачивать. Сварят картошку, накрошат лучок, глядишь — вот и обед.

Зато и радости было, когда кому-нибудь доставалась здоровенная банка селедки, которую делили между друзьями или соседями.

А у Валентины Кузьминичны сохранилось свое воспоминание, связанное с этой золотой рыбкой. Когда подходил к концу срок годности бесценных французских духов и нужно было продать их, Горелова говорила своим продавцам: продашь флакон — получишь селедку.

И продавали, и получали.

Я не удержалась и спросила у Валентины Кузьминичны: когда представители прекрасной половины человечества были более женственными, тогда или сейчас? Конечно, поколение 50–60-х годов было более женственным. После войны всем хотелось чего-то нарядного, праздничного.

А сейчас многим просто некогда подумать о том, что ты женщина. Мне понравилось, как она это сказала: не зло, а сочувственно, как и подобает истинной женщине.

История человечества — это во многом история торговли.

Когда люди начали открывать новые земли, они стали приезжать в незнакомые страны с диковинными товарами. История пряностей, кулинарии, тканей, моды — все начиналось с обмена товарами, с рассказа, с первой встречи. И поэтому главным в этом старинном деле по-прежнему остается человек, его отношение к людям. И хоть весь мир еще недавно переживал лихорадку больших магазинов, уже стало понятно, что без маленьких магазинов, без продавцов, с которыми можно поговорить, погоревать и порадоваться, в нашей жизни недостает чего-то очень важного.

Торгаш — это не профессия, а диагноз. Продавец — это старое как мир ремесло.

— Я безумно люблю эту профессию, — сказала на прощание Валентина Кузьминична Пешехонова. — Это от моего первого директора. Она научила меня уважать людей, себя и свой труд.

После встречи я зашла в магазин, чтобы купить сыр. Люблю угличский. Увидела ценник, на всякий случай переспросила — точно ли сыр из Углича?

— Честное слово, — сказала мне милая женщина и даже дала попробовать.

Дома обнаружила надпись: «Ошмянский сыродельный завод, Беларусь».

Зачем обманывать? Рассказала бы про этот сыр, я купила бы с удовольствием — но ведь проще соврать. И слово свое замарала.

Так на одну дружбу стало меньше. И больше я в этот магазин ни ногой. А есть продавцы, к которым я хожу всю жизнь. Теперь вот к Валентине Кузьминичне Пешехоновой буду ходить, даже если мне это будет не по дороге.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.