Саввинское подворье — осколок старой Тверской
Это, наверное, самый странный московский двор: за фасадом парадных «сталинок» снова фасад, и не менее парадный.
Только постарше: не сталинский ар-деко, как в домах первой линии постройки архитектора Аркадия Мордвинова, а настоящий русский модерн начала прошлого века.
Его «сказочная» версия, которую так любили Виктор Васнецов, Михаил Врубель и Василий Поленов.
Построен этот дом был в 1905–1907 годах как подворье звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря, а его автор — плодовитый и талантливый архитектор Иван Сергеевич Кузнецов (1867–1942).
Доход во славу Божию
Подворья загородных монастырей, храмов и епархий в Москве были заметной частью городского пейзажа — многие из сохранившихся по сей день в столице домов старого фонда когда-то были именно подворьями. Этот формат «многофункционального жилищно-общественного и офисного здания с культовым компонентом» берет свое начало в раннем Средневековье, когда путешественник в чужом городе или стране категорически нуждался в поддержке сородичей или пославшей этого человека корпорации. Без этого деловые вояжи были бы слишком накладными и опасными; да и постоянные представительства с магазинами, складами, меняльной конторой были делом полезным, если у корпорации в городе были дела.
Понятно, что у всех русских епархий и большинства монастырей в Москве — с тех пор как русская митрополичья кафедра переехала в этот город — дела были всегда. И подворья — то есть участки земли, закрепленные за епархиями и монастырями, — появлялись: либо богатая обитель сама приобретала землю, либо батюшка-государь в замоление грехов своих выделял церковным людям хороший участок, оставшийся после падения очередного знатного семейства или отъезда дипломатической миссии.
Шли века, и новая функция стала для монастырских подворий основной: хотя Екатерина II отняла у церкви принадлежавшие ей земельные угодья, городские подворья сохранились и стали таким образом основными источниками дохода для своих владельцев. В XIX веке духовное ведомство стало крупнейшим в Москве лендлордом, квартиры в домах-подворьях сдавались внаем по вполне рыночным ценам.
Сказка сказок
В первые годы ХХ века Саввинское подворье решили перестроить: современный доходно-конторский дом сулил монастырю значительное увеличение доходов. Архитектор Иван Кузнецов, которому поручили проект, к тому времени уже построил около трех десятков значительных зданий, но решающим при выборе оказалось одно: Казанская церковь в усадьбе «Поречье» А. К. Медведниковой, близ Звенигорода. Заказчик — наместник Саввинского монастыря — был, несомненно, хорошо знаком с этой церковью, возведенной в 1900 году, и потому не сомневался в ее авторе.
Дом строили два года — солидный по тем временам строительного бума срок. Вышло подворье не рекордно высоким, но все равно чрезвычайно масштабным. Четырехэтажная громада занимала целый квартал и была самым крупным зданием от Охотного Ряда до Тверской площади.
Только уже в 1910-е годы подворье «перещеголял» доходный дом Нирнзее на другой стороне улицы.
Саввинское подворье — единственное здание на этой стороне Тверской, уцелевшее при реконструкции улицы. Оно стояло на прежней красной линии, то есть где-то на середине нынешней проезжей части. Спас его автор, И. С. Кузнецов, который в 1920-е выстроил по всему Союзу множество заводов и жилых домов, обладал немалым весом в Союзе архитекторов. Он-то и уговорил генпланировщиков реконструкции улицы Горького отказаться от сноса громадного дома и вместо этого — выгодно! быстро! — передвинуть его на несколько десятков метров. Что по проекту инженера Э. Генделя и было проделано 4 ноября 1939 года — без отселения жильцов.