Заграница не поможет. Разрабатывается новая миграционная модель
«Вечерка» решила выяснить, как борются с нарушителями миграционного законодательства в других странах мира. Традиционно специалистами рассматриваются три модели — американская, европейская и ближневосточная.
ПУТЬ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
В мире — несколько типов моделей миграционной политики, используемой государствами. И почти везде есть свои сложности и подводные камни. В США, например, жесткий визовый режим. Доходит до того, что на границах строят стены.
Но внутри страны мигрантов легализуют.
— Если человек попал в страну, живет там, работает и пять лет не попадает в поле зрения полиции, его легализуют. То есть борются с нелегальной миграцией на подступах, поскольку понимают, что делать это внутри страны — только порождать коррупцию, — считает председатель фонда «Миграция XXI века» Вячеслав Поставнин. — К тому же у них мощный депортационный аппарат — за год из США высылают до 400 тысяч человек.
Только речь идет не о нелегалах, а о нарушителях закона — тех, кто не хочет соблюдать установленные в обществе правила.
К тому же в США, по оценкам экспертов, пожалуй, самый высокий уровень толерантности по отношению к приезжим в мире. Естественно, к тем, кто хочет нормально жить и работать. Хотя проблемы есть и у них — ведь на сегодняшний день, несмотря на «границы на замке», почти весь юг США уже стал испаноговорящим.
МИГРАЦИОННАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ
В Западной Европе (пожалуй, за исключением Великобритании) миграционная политика довольно либеральна. Взять хотя бы отсутствие границ внутри стран, входящих в Евросоюз.
— В Европе довольно просто получить статус беженца. И вопрос воссоединения семей решается обычно положительно, — считает Поставнин. — Да, были беспорядки в Англии и во Франции. Но это скорее были ошибки не миграционной политики, а интеграционной. И они это признали.
Эти уроки не прошли для Европы зря, и теперь этим вопросом страны ЕС занимаются очень плотно. По- ка — с переменным успехом. Ведь та же Франция только кажется такой доступной страной с вольными нравами. На деле, как рассказывают уехавшие туда люди, она, как и большинство других стран Европы, довольно консервативна в вопросе миграции.
КНУТ И ПРЯНИК
На Ближнем Востоке — в богатых нефтедобывающих странах Персидского залива — миграционная политика очень жесткая. И немудрено. Ведь, например, в Омане до 90 процентов рабочих мест занято именно приезжими.
— Люди там часто живут практически в «лагерях». Никакой возможности легализоваться и интегрироваться у приезжих там нет, — рассказывает Вячеслав Поставнин. — Там существует жесткий контроль над въездом и передвижением. Там это реально сделать, поскольку территориально эти страны очень малы.
Однако жесткая политика компенсируется заоблачными, по меркам приезжих, заработками.
ОВОЩНОЙ "ЧЕРКИЗОН"
В России власти сейчас активно занимаются вопросами, относящимися к сфере миграционной политики.
Живой пример тому — закрытие бирюлевского «овощного Черкизона».
— Владельцы сами виноваты. При таких объемах оборота, при таких доходах они могли более цивилизованно вести свой бизнес и не доводить дело до такой ситуации.
Жадность погубила. Хотели с грубыми нарушениями санитарных норм, трудового, миграционного законодательства отбить побольше бабок — ну и получили то, что получили — так недавно прокомментировал ситуацию мэр Москвы Сергей Собянин. Сегодня в отношении трех руководителей овощебазы уже возбуждено уголовное дело по статье 322.1 УК РФ («организация незаконной миграции»).
Всего же, по данным ФМС, в настоящий момент на территории России легально находятся около 11 миллионов иностранных граждан. 5,8 миллиона прибыли в Россию для учебы, лечения, туризма. 1,9 миллиона имеют разрешение на работу. 3,6 миллиона — так называемая группа риска . Они не оформили документы для осуществления трудовой деятельности.
Власти изучают зарубежный опыт. Однако путь у нас — свой, поскольку основные миграционные потоки приходятся на страны, раньше входившие в состав одного государства — СССР. К тому же огромная масса русскоязычного населения — до 20 миллионов — проживает сегодня за пределами России. И это также накладывает свой отпечаток.
ЗВОНОК В США
Корреспондент «ВМ» позвонил своему американскому коллеге журналисту Карлу Шрэку и выяснил, как решается проблема незаконной миграции на другом континенте.
- Карл, салют! Как в Америке решают проблемы незаконной миграции?
- Никак! Много слов, мало действия. Есть разные предложения, в том числе массовая амнистия для нелегальных мигрантов.
- А кто их ловит и куда сажают?
- Американская таможенная и иммиграционная служба.
Они при министерстве внутренней безопасности работают. Если сажают, обычно в СИЗО, пока идет процесс депортации.
- А это полиция их ловит или какая другая служба?
- Полиция может ловить, но дела о депортации переведут к федералам. На границе, по-моему, стоят ребята из пограничной службы. Изоляторы для депортируемых совмещены с обычными СИЗО.
ИНТЕРЕСНО
Первое место
Почетное «первое место» среди государств по числу мигрантов занимают, по мнению экспертов ООН, Соединенные Штаты. Там проживают 45,8 миллиона приезжих. Россия в этом списке — вторая. У нас постоянно живут и работают 11 миллионов мигрантов. Всего же 3 процента
Создаются центры для нелегалов
Федеральная миграционная служба (ФМС) объявила о том, что уже в следующем году в России будет создан 81 центр для содержания задержанных нелегалов. Часть из них будет построена заново, а часть помещений ФМС передаст полиция. По словам руководителя ведомства Константина Ромодановского, сложная ситуация с центрами для содержания нелегалов складывается в Москве. Однако проблемы решаются.
— Начальник столичного ФМС бьется над тем, чтобы увеличить их количество. Руководство города нас слышит и помогает, — подчеркнул начальник ФМС.
В то же время глава ведомства заметил, что выступает против создания временных «миграционных лагерей» наподобие гольяновского.
Он пояснил что это — нецивилизованно.
— Надо делать основательно, законно, чтобы граждане находились там не как животные, а как люди, — уверен глава ФМС России.
Условия содержания во вновь создаваемых центрах будут значительно мягче, чем в гольяновском лагере или действующих спецприемниках.
По задумке Ромодановского на их территории обязательно должно быть место для прогулок.
— Мы должны соответствовать международным стандартам, — подчеркнул он. населения
КСТАТИ
Летом 2013 года в московском Гольянове был создан лагерь для временного содержания нелегалов. Несколько недель там содержались более 400 мигрантов, находившихся на территории страны незаконно. В основном граждан Вьетнама. Позднее они были департированы на родину. Земли — 232 миллиона человек — обитают за пределами родины