Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Юлия Марчук: Читайте стихи — тогда запятые встанут на место

Общество
Юлия Марчук: Читайте стихи — тогда запятые встанут на место
Юлия Марчук убеждает учеников при работе над исследованиями использовать настоящие словари, а не их сетевые версии. / Фото: «Вечерняя Москва», Анна Иванцова

В последнее время Юлию Марчук постоянно приглашают в телепередачи на культурные темы. А ее мастер-класс по Блоку на первом Съезде учителей (о нем «Пресса в образовании» сообщала в предыдущем номере) никого не оставил равнодушным. Юлия Викторовна умеет жечь сердца людей глаголом. А также существительным и прилагательным и другими частями речи.

- Юлия Викторовна, учителя русского языка повторяют: «Куда мы катимся!» Почему так хромает грамотность у детей?

- Действительно, характер ошибок меняется. Когда ученик средней школы ошибался в правописании предлогов (слитно или раздельно), это было закономерно. А теперь дети иногда пишут приставку отдельно от глагола, видимо, принимая ее за предлог. Это говорит о серьезном нарушении: ребенок живет вне логики языка. Предлоги ведь бывают только у слов, которые склоняются, а не у глаголов.

Иногда кажется, что надо, как в 1920-е годы, бороться с безграмотностью. Только тогда дети были лишены книг из-за бедности, а теперь — наоборот, от изобилия. Один ученик написал «рЪтуть». Он никогда не видел этого слова в книге. Мне кажется, что текст с экрана компьютера или ридера воспринимается по-другому. Раньше человек, даже отыскивая нужное место, попутно пробегал глазами много страниц и, сам того не желая, запоминал слова.

- И как должен выглядеть «ликбез» наших дней? Снова «мама мыла раму»?

- Диктантами можно добиться формальной, механической грамотности. Но мне хочется, чтобы люди не просто умели правильно писать, но и понимали законы языка. Я ищу инструменты, которые помогут ученику через форму слова осмыслить окружающий мир. Очень люблю лингвистические задачи, которые заставляют обращать внимание на корень слова. «Магнитофон», «патефон», «ксилофон», «плафон» — где лишнее? А еще мы пишем исследовательские работы. Раньше — только со старшеклассниками, а в этом году попробовала с пятым классом. Например, разбираем слово «столица» и его аналоги в английском и французском языках. У нас оно образовано от слова «стол» (престол). А capital city и capitale — от латинского caput, «голова». За этим стоит разная (как говорят ученые) картина мира.

Полезно читать стихи вслух. Понимаешь, что знаки препинания — не досадная условность, это нотная запись нашей речи. Если оттарабанить: «Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку…» — получится абсурд — вышел, прислонясь к косяку. Не случайно там точка. Деепричастный оборот относится к следующей строчке: «Прислонясь к дверному косяку,/ Я ловлю в далеком отголоске,/ Что случится на моем веку».

- Неужели где-то до сих пор читают стихи вслух?

- И учат наизусть! Я обнаружила, что ученикам нравится, когда им ставят высокую планку. Они видят, что я хочу приобщить их к своим интересам. У меня были ученики, которые в 7-м классе читали всего по 50 слов в минуту. Зато в 8-м классе мы уже ставили спектакли по Мольеру и читали монологи из «Ромео и Джульетты»…

Вообще, сколько работаю, ни разу не видела подтверждения мифу «дети ничего не читают». Еще как читают, причем и классику тоже! Или это мне так повезло?

- А современную литературу успеваете пройти?

- Иногда приходится жертвовать даже произведениями второй половины ХХ века, чтобы побольше времени уделить предыдущим эпохам. Нельзя изучить «Евгения Онегина» за пять уроков, которые на него отведены! Но с современной литературой стараюсь хотя бы проводить параллели. Изучаем «Мертвые души» — говорю о книге Александра Кабакова «Московские сказки», там очень «гоголевские» образы и мотивы. Читаем Лескова — упоминаю книгу архимандрита Тихона «Несвятые святые».

Очень люблю Тимура Кибирова, он строит свои стихи на цитатах из классики. Но слишком увлекаться этими примерами нельзя. Это болезнь наших дней — когда классику знают по цитатам, а не по существу, увлекаются интерпретацией, а не оригиналом.

Кстати, параллели можно и нужно проводить также между классическими произведениями. Например, между «Преступлением и наказанием» — и «Отцами и детьми» Тургенева, и «Что делать?» Чернышевского. Раскольников несет в заклад часы. А Базаров в романе, опубликованном за четыре года до этого, говорит: «А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня». Это тот же Раскольников, только еще не взявший топор в руки. Их породила одна эпоха. Заодно понимаешь, что в изучении литературы ничего нельзя «проскочить», все произведения взаимосвязаны.

- Что вы считаете своей педагогической победой?

- Один выпускник (причем физико-математического класса!) подошел после экзаменов и попросил «список литературы на всю оставшуюся жизнь».   

СПРАВКА

Юлия Марчук родилась в 1969 году. Окончила Московский педагогический государственный университет (1991). Работает в школе с 1990 года. С 1996-го — в школе № 1741. Учитель года Москвы — 2005. Лауреат гранта Москвы (2008), почетный работник общего образования РФ (2011).

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.