Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Гагарин

Гагарин

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Реальность и мифы женской авиации

Общество

Елена Новичкова, одна из немногих в России женщин — командиров воздушного судна, только что с рейса. После бессонной ночи с женщиной «обычных» профессий лучше не заговаривать, а сразу отпустить на отдых — нервы не шутка. Но Елена — другое дело: даже после рейса мила и абсолютно невозмутима.

Наверное, это профессиональное. Или такой склад характера; впрочем, истерики в авиации просто не задерживаются.

Сложно ли было получить такую, казалось бы, «мужскую» профессию, как летчик гражданской авиации?

— Непросто. На самом деле я не стремилась в гражданскую авиацию. Меня привлекала авиация спортивная, и в течение 15 лет я работала летчиком-инструктором в аэроклубе ДОСААФ. Училище, где готовили летчиков-инструкторов для ДОСААФ, находилось на Украине, в Запорожье. Туда тоже женщин не брали, был только спецнабор девушек: желающих было много, поэтому и не устояли под напором. И еще в советские времена был спецнабор — в Кременчугское училище гражданской авиации.

Я оканчивала Калужское летно-техническое училище как летчик ДОСААФ, которое открыли после того, как Украина стала заграницей.

И когда семь лет назад я пришла работать в «Аэрофлот», у меня было длительное переучивание, связанное в том числе с переходом из одного вида авиации в другой. Это сейчас для девушек не проблема — поступить в летное училище. А за рубежом, например, во Франции, где я работала инструктором спортивной авиации, есть даже целые программы по привлечению барышень за штурвал гражданских лайнеров.

Сталкиваетесь ли вы с какими-то предрассудками? Лет 10 назад они, наверное, были сильнее, чем сейчас?

— Конечно, да и сегодня, наверно, тоже есть, но они уже связаны только с личным отношением. У некоторых сохраняется еще домостроевская вера в то, что женщины неспособны летать... Однако в целом все эти анекдоты про «бабу на борту» сейчас уже не более чем плохого качества юмор.

А какой был ваш первый самолет?

— Начинала я летать на спортивном Як-52, а первым гражданским самолетом у меня был тот же тип, на котором я летаю сейчас, — Airbus 320. В «Аэрофлоте» пилоты приписаны к отрядам по типам воздушного судна. Я вхожу в отряд среднемагистральных «Аэробусов».

И что, разницы нет между спортивным и гражданским пилотированием?

— Ну что вы, это совершенно разные вещи. Даже по объему необходимых требований, знаний. В спортивной авиации все значительно проще. В гражданской же авиации огромный объем инструкций, правил, которые нужно изучить, твердо знать и применять.

Говорят, что современные авиалайнеры — это «компьютеры с крыльями», которые почти не требуют ручного пилотирования, в отличие от старых «Ту» или «Илов»...

— Ну, раньше и землю пахали ручным плугом, а теперь трактором... Раньше самолеты надо было пилотировать в ручном режиме.

Такой был уровень развития технологий, оборудования — и бортового, и наземного. Да, были хорошие самолеты и прекрасные пилоты. Но технический прогресс идет вперед, и самолеты нового поколения, такие как «Аэробус», сделаны специально так, чтобы снять с экипажа значительную часть нагрузки. Это не означает, что компьютер думает за летчика, — управляет все равно пилот. Но если раньше ему нужна была еще значительная сила мускулов, то сейчас от него требуется прежде всего сила разума.

Трудно ли стать командиром воздушного судна?

— Да, поскольку очень высокие требования, отсев идет на каждом этапе подготовки.

До должности КВС я была вторым пилотом, их на А320 двое. А штурманов нет — навигационные системы сейчас очень хорошие.

По каким направлениям приходится летать?

— Вообще в «Аэрофлоте» отряд А320 летает на среднемагистральных самолетах. Когда на линию вводится начинающий командир, у него есть некоторые ограничения по направлениям. Я пока летаю в основном по России и в Германию. Первый мой самостоятельный полет останется самым запоминающимся. Это 3,5 часа полета до Мюнхена. О том, что мы пересекаем границу России, нам сообщает навигационная система. Вообще же, когда нет облачности, мы видим многое просто глазами. Конечно, то, что не прямо под нами, а несколько сбоку. У нас потрясающий вид из окна нашего рабочего кабинета!

Какие аэропорты считаются самыми сложными у вас?

— Довольно «головоломные» аэропорты в Италии, Австрии. В Цюрихе очень интенсивное движение и большая нагрузка при заходе на посадку. В суперавиаузле Франкфурта тоже большая интенсивность, но педантичные немцы во всем очень хорошо помогают пилотам, ведут, отслеживают и не допускают проблем.

А что можно сказать на фоне Европы про Московский авиаузел?

— Он для нас родной, домашний — а иностранцам здесь, наверное, тяжело. Ведь над многими городами мира разрешены полеты авиации, а над нашей столицей пока остается режимная зона.

Самый дальний ваш рейс?

— В Улан-Батор, на более длинные дистанции летают уже другие отряды. Есть строгая последовательность. Раньше летали сначала на самолетах 4-го класса — Ан-2, например. Затем Ан-24. Потом, уже поработав командиром, пилот переходил на самолет первого класса. А сейчас прямо сразу с училища — поскольку почти нет региональной авиации — пилот приходит на самолет первого класса. Единственное ограничение для начинающих — взлетный вес машины не должен превышать 136 тонн. И пока человек не налетает на этом типе самолета определенное количество часов и не достигнет определенного уровня, он не имеет права переучиваться на следующий класс.

В последнее время много говорят о кадровом кризисе в отрасли. Он существует?

— Когда у нас была плановая экономика — было много летчиков. Аэроклубы и училища выпускали летчиков, они получали работу. Когда же страна перешла на рыночные рельсы, пришлось многое сокращать, авиация пришла в упадок, стало не на чем летать, оказались не нужны летчики. Училища выпускали летчиков, но при этом не обеспечивая им налет. Потом многие возвращались, но не все. Летчиков сейчас выпускают с налетом, но ведь старшее поколение постоянно списывается по возрасту. Поэтому возникает дефицит прежде всего опытных кадров. Ведь после училища нужно много отлетать вторым пилотом, набрать навыки и опыт и только тогда вводиться командиром.

Поэтому да — командиров дефицит, ведь авиакомпании заинтересованы взять готовых командиров, чтобы не тратить годы на переподготовку. Однако негде. А в целом — училища работают, молодых пилотов немало.

Чем отличаются пилоты старшего и младшего поколений?

— Система учебы стала другая. Летчик учится всю жизнь.

Но если раньше учились постепенно, то сейчас сразу на самолеты первого класса.

А так «отцам» нравится одно, младшему поколению — другое. Кстати, девушек стало приходить довольно много.

Но вот в спортивной авиации девушек действительно много, они любят небо...

— Это правда. Как и я, многие к нам приходят из спортивной авиации. Была возможность, переучивались.

Кстати, раньше военных летчиков старались не брать в гражданскую авиацию.

Потому что у них установка: выполнить задачу любой ценой, а у гражданского — сделать все максимально безопасно. Поэтому если и бывают какие-то отклонения — они быстро пресекаются, и летать такой человек уже не будет. «Военная лихость» — вещь недопустимая, если такой летчик не может перестроиться, он не будет работать.

А как пассажиры реагируют, когда слышат по трансляции женский голос командира самолета?

— Бортпроводницы мне говорят, что на каждом рейсе пассажиры радуются — надо же, командир в «Аэрофлоте» женщина! Никто не говорит — ой, женщина, я не полечу.

А посоветовали бы сегодня девушкам идти в летный состав?

— Как вам сказать... Это действительно довольно тяжелая работа, и если ты не готов ей посвятить себя целиком, то не имеет смысла сюда идти. В офисе можно проспать, что-то недоделать — в авиации такого права ни у кого нет.

ЭКСПЕРТ

Магомед Толбоев, заслуженный летчик-испытатель, герой России:

Если кто-то говорит, что женщина за штурвалом слабее мужчины, то я скажу: нисколько не слабее, а может, и лучше! И если человек хочет летать, то должен летать независимо от пола! Скажу больше: женщина по своей природе тщательнее, ответственнее и обязательнее мужчины. И нам в небе от дам только радость. Ведь женщина — это красота жизни, под стать чистому небу над головой и воздушным потокам!

ЖЕНЩИНЫ-ПИЛОТЫ

Баронесса Элиз де Ларош

8 марта 1910 года мир облетела новость: во Франции баронесса Элиз де Ларош (Раймонда де Ларош) впервые в истории совершила экзаменационный полет и затем стала первой женщиной, получившей лицензию пилота.

Лидия Зверева Первой

профессиональной летчицей в России — авиатриссой стала Лидия Зверева. Сдав положенные испытания, она получила диплом пилота-авиатора № 31 от Всероссийского аэроклуба в ноябре 1911 года. Зверева была не только мужественным, но и скромным человеком. Лишь после смерти в ее шкатулке обнаружили письмо короля русской авиации, автора «мертвой петли» Петра Нестерова, в котором он восхищался тем ее полетом...

Евгения Шаховская

Стать первой российской женщиной-пилотом княгиня Шаховская не успела, стала четвертой, но зато авиатриссой-рекордсменкой. В ноябре 1912 года она первой из женщин подняла самолет на 2,5 километра, выполнила петлю Нестерова. Когда в августе 1914 года Германия объявила России войну, она личным распоряжением императора зачисляется в действующую армию — в авиаотряд военной разведки. Так княгиня Шаховская стала первой в мире военной летчицей...

Все на самолет!

Шли годы. Молодая советская власть выдвинула лозунг: «Все на самолет».

И за штурвал самолетов сели тысячи советских девушек. В годы войны они вместе с мужьями и братьями защищали небо Родины, проявляя чудеса мужества и героизма. В мирное время они осваивают воздушные трассы, испытывают новую технику, летают пилотами гражданской авиации, устанавливают рекорды на международной спортивной арене. Нашим летчицам принадлежит более 120 рекордов мира...

«Аэрофлот» — компания года 2013

«Аэрофлот» стал лауреатом Национальной премии в области бизнеса «Компания года 2013» в номинации «Транспорт».

Эта премия — самая авторитетная отечественная награда в сфере бизнеса. Лауреаты определяются специальным экспертным советом из влиятельных представителей государственной власти и представителей бизнеса. Они высоко оценили достижения «Аэрофлота», отметив активную деятельность компании по улучшению сервиса, внедрению новых технологий во все сферы производственной и коммерческой деятельности.

Лучшая для бизнес-путешествий

«Аэрофлот» признан победителем в номинации «Лучшая компания для бизнес-путешественников» премии «Brand Awаrds» на 6-й церемонии вручения премии. На ней выбрали лучшие бренды в различных отраслях. «Бренд Аэрофлота — один из самых известных не только в России: он входит в топ-20 самых дорогих брендов авиакомпаний мира», — отметил во время награждения заместитель гендиректора по стратегии и альянсам компании Джорджио Каллегари.

Самая бесшумная авиакомпания

«Аэрофлот» занял 1-е место в ежегодной номинации аэропорта им. В. Гавела (г. Прага) «Самая бесшумная авиакомпания». Премия вручается уже в седьмой раз в рамках совместной программы аэро порта и мэрии Праги по защите окружающей среды. После вручения премии региональный представитель «Аэрофлота» в Чехии Владимир Ивченко отметил, что победа обеспечена благодаря высокой квалификации пилотов компании, которые выдерживают схему захода на посадку, а также благодаря самому молодому парку ВС в Европе.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.