Космонавт Георгий Гречко: «Улыбка Гагарина озаряла всю Землю»
- Георгий Михайлович, вам довелось не только лично общаться и тренироваться с Гагариным, но и вместе работать…
- Впервые я увидел Юру на космодроме Байконур, где я тогда работал испытателем ракет. Это было еще до его знаменитого полета. Привезли космонавтов, а нас от них отгородили, смотреть можно было только издалека. Им показывали ту самую ракету, которую мы испытывали. Это была «наша» ракета, сделанная в КБ Королева, где я, молодой специалист, работал, и нам было интересно, какую реакцию она вызовет у космонавтов. Ракета была очень красивая, и, хотя первое время она всё время падала, мы всё-таки «научили» её летать, и с тех пор она осталась самой надежной конструкцией всех времен и народов. Согласен с изречением Ивана Беляева о том, что красота является наивысшей целесообразностью: красивая конструкция всегда лучше работает.
А тогда мы смотрели на космонавтов с восхищением, с восторгом, хотя были ровесниками. Гагарин, хотя тогда еще не был официально отобран как первый космонавт, казался мне небожителем. Уже ходили слухи, что Королеву нравится именно он, и мы с любопытством присматривались: что за Гагарин? Какой он?
- Вы ведь не только испытывали, но и конструировали ракету, на которой он совершил космический полет…
- Да, наше КБ занималось подготовкой полета Гагарина, а потому у нас была особая секретность. На Ярославском шоссе при подъезде к Калининграду, теперь это город Королев, к каждой притормаживающей машине подъезжала охрана. О существовании КБ иностранцы не должны были знать, города не было на картах. Именно из-за этой секретности впоследствии главный конструктор С.П. Королев не получил Нобелевскую премию за первый в истории полет человека в космос – а должен был. Его имя было скрыто от научной общественности. Получил только Ленинскую… Так вот, когда полет, наконец, состоялся, мы как сельди в бочку набились в Центр управления, где шла прямая радиотрансляция полета, все переживали и буквально по минутам обсуждали всё происходящее до того самого момента, когда Юра приземлился. Волнение было сильнейшим, ведь сегодня не секрет, что многое в полете проходило нештатно. Но Гагарин справился с ситуацией. И вскоре после приземления приехал к нам к нам в Калининград.
- Как это было?
- Был праздничный митинг на предприятии, на площади за проходной, о котором никто не должен был знать. Но когда настало время начала митинга, по ту сторону проходной собралось полгорода. Все хотели увидеть Гагарина. Охрана поступила мудро, и ворота открыли, митинг сам собой расширился и превратился в открытый. Огромное количество народа оказалось на территории сверх секретного «ящика» - это было что-то неслыханное… Потом Юра пришел к нам на предприятие, чтобы поблагодарить за создание корабля, который в полете его не подвел, благополучно вернул на Землю. А мы продолжили отмечать это событие в «заводском» ресторане.
- У вас в те годы был свой ресторан?
- Это отдельная история. В городе неподалеку от предприятия действовала фабрика-кухня, где всегда можно было пообедать. За час перерыва все успевали выскочить, перекусить и вернуться на рабочее место. И вот однажды работники фабрики-кухни решили подзаработать и открыли небольшой ресторанчик. Уж не знаю, как этот факт просочился в прессу, но газета «Вечерняя Москва» опубликовала заметку, что в Подлипках открылся ресторан. По тем временам это было нечастым событием. И на следующий же день вся центральная площадь была запружена машинами с иностранными номерами. И это в секретном городе! Большого труда стоило городскому начальству обойтись без международного скандала… Так вот, полет Гагарина отмечали именно там. А фабрика-кухня – старейшее предприятие питания в Королеве, работает и сейчас. Есть там и ресторан, хотя не знаю, пользуется ли он сейчас спросом…
- Когда вам удалось ближе познакомиться с Гагариным?
- Когда я был сам принят в группу космонавтов и направлен на подготовку в Центр подготовки космонавтов в Звездном, сейчас носящий имя Гагарина. Он тогда был заместителем командира по летной части. Как вам сказать, кем был для нас Гагарин? Даже не вторым после Бога, а первым. У него не было крыльев и нимба, но мы относились к нему так, как будто были. И в то же время он был одним из нас. Он искренне и добросовестно относился к тому, как шла наша подготовка, не «звездил», всем старался помочь. В нем совсем не было зазнайства, он прошел с честью не только огонь и воду, но и «медные трубы». Королев не ошибся в выборе. Хотя поначалу мне, честно говоря, казалось, что Герман Титов лучше.
- Почему?
- Он был интеллигентным, образованным человеком, играл на скрипке, во время испытаний в сурдокамере читал Лермонтова, сам писал стихи… Многие сотрудники Королева были тогда не согласны с его выбором, хотя спорить, конечно, не решались. Время показало: СП был прав, Гагарин действительно стал во всем первым. Популярность его была выше небес, но он оставался нашим товарищем. Королев тогда сказал, что он был очень талантливым, ярким человеком, и если бы смог получить соответствующее образование, то стал бы выдающимся ученым. Думаю, это правда. Для укрепления авторитета Советского Союза он сделал так много, как никто другой. Вся планета была озарена гагаринской улыбкой.
- Правда, что после его гибели рабочий кабинет оставили нетронутым?
- Да, там на столе оставалось приглашение на встречу с трудовым коллективом, на концерт, а на перекидном календаре, который был открыт на 27 марта 1968 года (день, когда он погиб), записаны все его многочисленные обязанности и, в частности, - договориться с Серпуховским аэроклубом «о полетах гражданских». Это про нас, гражданских космонавтов. Дело в том, что в Звездном городке мы летали только с инструкторами, чем были очень недовольны. Только зад отсидишь, ничему не научишься. Мы хотели летать самостоятельно, но нам не разрешали. Мы пытались договориться о полетах в аэроклубах – это важно для того, чтобы лучше отработать технику полета, тренироваться в выходах из различных ситуациях, быть к ним морально готовыми. Не все были со мной согласны, некоторые говорили: зачем, мол, нам, гражданским, летать на самолете? Ведь военные делают это куда лучше нас, а полет на самолете и ракете – совершенно разные вещи. Это так, однако важно уметь держать жизнь в своих руках, оценивать возможности, нести ответственность за ситуацию. Этому учит полет на самолете, и Гагарин тут был со мной совершенно согласен. Он очень нам помог, эта школа потом пригодилась во время всех моих трех полетов в космос.
- Говорят, Гагарин не был ангелом: и выпить мог, и похулиганить. Шрам у него на лице был от вполне земных похождений…
- Да, он был обычным земным человеком. Скажем, у наших первых космонавтов был такой любимый розыгрыш: если кто-то из них получал машину, ее надо было обязательно «выкрасть». Делали это свои же, друзья. Юра тоже в этом всегда участвовал. Начинались поиски - конечно, без всякой милиции, и в конце концов «потерпевший» выкупал свою машину за бутылку шампанского. Потом её все вместе распивали, «обмывали» машину. В таких ситуациях он вел себя как мальчишка. Да в общем-то он им и был – Юра погиб в 34 года… Но в то же время он был летчиком и, конечно, рвался в небо. Не летать он не мог. Ему сказали, что в космос он больше не полетит. Но совсем запретить ему подниматься в небо никто не мог. Кстати, об этом и многом другом я подробно пишу в книге «Космонавт номер 34. От лучины до пришельцев», увидевшей свет в прошлом году.
- Почему Гагарин все-таки погиб?
- Это темная история. Диверсии не было, инопланетяне их с Серегиным не похищали, пьяными они не были, - в этом я уверен. Как и в высоком профессионализме обоих. После той чудовищной аварии обломки сохранены и запечатаны. Может быть, когда-нибудь их откроют и мы узнаем правду?
ФОТОГАЛЕРЕЯ. ПЕРВЫЙ В КОСМОСЕ. ЮРИЮ ГАГАРИНУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 80 ЛЕТ
15 ПЕСЕН, ПОСВЯЩЕННЫХ ЮРИЮ ГАГАРИНУ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
"Первый в космосе" - к юбилею Юрия Гагарина
9 марта Юрию Алексеевичу Гагарину исполнилось бы восемьдесят лет. В этот день в 21:20 - "Первый канал" покажет биографическую драму "Гагарин. Первый в космосе" - картину, посвященную жизни космонавта.
Лента длится ровно столько, сколько и полёт самого Гагарина - 108 минут. Таким первого космонавта в мире ещё никто не показывал. Создатели фильма "Гагарин. Первый в космосе" приоткрывают завесу тайны над тем, о чём не рассказывает официальная кинохроника - над тем, что было до легендарного полёта.
[OBJ Трейлер фильма]
Лётное училище, из которого будущего космонавта хотели отчислить. Жесточайший отбор в космонавты - сначала из тысяч, потом из двадцати лучших, а затем и из шести самых лучших. Подготовка и испытания на грани человеческих возможностей - центрифуга, барокамера, термокамера... Исполнителю главной роли - молодому актёру Ярославу Жалнину тоже пришлось пройти сложный путь - многомесячные пробы, сотни актёров на роль, невероятные физические нагрузки. (читайте далее)