Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Пришло время новых творцов

Общество
24 мая – день равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия. Мне удалось отыскать нечто необычное – керамическую икону, посвященную славянским просветителям. Ее автор – художник-символист, занимающийся керамикой Вадим Сташкевич.

Изразцы петровской эпохи – голубые васильки в ромбе на белом. И мощные археологические находки, лежащие передо мной на столе, – тоже изразцы, как говорит Вадим, их возраст – XVII век. А я держу в руках необычную икону. Потому что одной – не удержишь. Слишком тяжелая. А изображение воздушное, ускользающее. Наверное, причина здесь в том, что цвета напоминают фрески ферапонтова монастыря. Небесные…

- Мы привыкли, что икона - это что-то нарисованное темперными красками на дереве, - говорит Вадим. - Это крайняя форма скудости представления о русской иконе. Вот, например, я недавно в Измайлове видел киот с усыпальницей, отделанной бархатом, резьбой по дереву, золотом, кружевоплетением и бисером.

Сюжет «Успение Богоматери». Но это русская икона, которая, как и русский храм, содержала в себе все лучшее, что было достигнуто нашими ремесленниками на определенный промежуток времени. Это и живопись, и просечное железо, и тиснение по цветным металлам. Музеев, галерей не существовало – храм был показателем достижений своей эпохи. Русские иконы многолики, - продолжает мастер, - были они и из картона, и из скани, и финифти. Иконы многозвучны, сложны и являются средоточием традиций – наверное, поэтому они так и высоко ценятся во всем мире.

- Вадим, Вы – успешный художник. Популярность, собственная аудитория, выставки. Что, все надоело?

Вадим подливает мне крепкого чая в кружку:

- Последние семнадцать лет я увлекся символизмом древнерусского искусства в разном его проявлении, - отвечает художник, - в ювелирных украшениях XII-XIII веков, в вышивке, в конструкции одежды. Многое дали мне археологические находки. И книги. Но когда знаний чересчур много, хочется еще в каком-то виде искусства их реализовывать. А живопись перестала отвечать моим интересам. Иное дело изразец. Многочисленные экспедиции – и в монастыри, и в города Средней Азии… Пробы глин, замесы, обжиги, окрасы… И вообще, Ирин, глиномесительство, затягивает, уводит. Меняет твои интересы... И, если ты хочешь чего-то добиться – ты должен отсечь все связи с внешней средой – ни звуков, ни телефонных звонков. Все мешает. Любая идея может забыться-раствориться. Надо максимально сосредоточиться. Словно ты играешь на варгане. Моя первая выставка, посвященная русскому изразцу, принесла удовлетворение. Но, я знаю по себе, когда ты долго работаешь по определенной теме, неминуемо приходишь к желанию сделать икону. Не на заказ – для себя, чтобы сдать экзамен на зрелость.

- Что было самое сложное?

- Передать изображение из плоскостного в рельефное. Мучился долго. Вспоминал наручни – древние браслеты из рязанского кремля. А потом понял: мне надо создать изделие с новым эстетическим обликом. Потому что я не знаю: была ли икона изготовлена в этой технике или нет. Но, если нет, то пусть будет.

- Как восприняли Ваши иконы в технике русского изразца?

- По-разному, - Вадим дергает серьгу в мочке, - но я же художник. Моя задача - сохранить культурный пласт Родины. Вот единственно, что важно и ценно. Ну да, есть люди, попрекающие меня в том, что я популяризирую язычество. Что недостаточно православен. Наконец, что я в рельеф перевожу то, что переводить категорически нельзя. Думаю, все это крайняя форма узости понимания нашей культуры и ее традиций. Я не терзался - делал новые работы. А потом раздался звонок – меня пригласили во Владимирскую епархию к митрополиту Владимирскому и Суздальскому Евлогию. И попросили захватить мои работы. Я немного волновался – ведь встреча эта была для меня своеобразным тестом на зрелость. Когда же я выложил перед митрополитом на стол работы, он погладил их руками и сказал: «Хорошо, что есть еще люди, которые так любят Андрея Боголюбского и делают такое изысканное искусство». И благословил меня украсить часовню в Боголюбово на месте гибели князя Андрея. Сейчас там ведутся работы над куполом, а потом я займусь внешним убранством.

- Русский изразец - не просто глиняная плитка – это флешка где записан банк данных культуры целого народа. Я слишком много лет учился считывать эту информацию. И теперь сам создаю файлы, в сложных интересных программах, - отмечает Вадим. - Пришло время оставить что-то для потомков. Нам надо создать собственный, созвучный времени, актуальный эстетический облик.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.