Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Социальная работа - это искусство

Сюжет: 

Время мудрости
Общество
О том, каким должен быть социальный работник и как изменилась эта профессия за последние годы, «Вечерней Москве» рассказала директор ГАУ «Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы», профессор Евдокия Холостова.

- Евдокия Ивановна, как известно, профессия социального работника одна из самых молодых в России?

- Она начала зарождаться в конце 80-х годов прошлого века. Социального работника характеризовали двадцать лет назад как доброго, милосердного, чуткого, внимательного человека, и этим его характеристика ограничивалась. Тогда в его функцию входило: принести продукты, купить лекарства, оплатить коммунальные услуги, разогреть обед, сказать несколько добрых слов пожилому человеку или инвалиду. На том этапе этого было достаточно, потому что серьезные социально-экономические проблемы, которые были у нас в стране, ставили только задачу помочь выжить человеку в этих условиях.

- А теперь этого недостаточно?

- С изменением ситуации в стране стали меняться цели и задачи социальной работы. От того уровня, чтобы просто помочь человеку выжить, мы теперь перешли к тому, чтобы помочь ему комфортно жить в обществе. Сейчас задача соцработника — помочь человеку раскрыть его внутренние ресурсы, найти жизненные силы для того, чтобы сохранять активность и чувствовать себя востребованным в обществе. И вот за эти 20 лет требования к соцработнику резко возросли.

- И что он должен уметь делать?

- Он должен обладать знаниями и психологии, и педагогики. Должен уметь мониторить ситуацию, а значит, нужны и определенные знания по социологии. Должен помогать рассчитывать семейный бюджет, а значит, нужны и экономические знания. И, конечно, знать все необходимые законы, стандарты и нормативы. Описывая такой уровень знаний, мы ставим вопрос: а есть ли у нас сегодня реально такой социальный работник? И я хочу сказать, что еще 5 лет назад я бы, наверное, сомневалась в ответе на него, а сейчас я с уверенностью говорю: да, он у нас формируется.

- Есть ли в этой работе, на ваш взгляд, элемент творчества?

- Конечно, ведь социальному работнику приходится находить решения для выполнения большого числа самых разных задач, и без творческого подхода здесь не обойтись. Например, ему необходимо помогать развивать интересы и способности людей, которых он обслуживает. Находить, с кем они могут общаться, не имея возможности выйти из дома, если нет родных.

- И как же соцработник решает эту задачу?

- Один социальный работник рассказывал, что у него был клиент, который выращивал на подоконнике рассаду. И он нашел для своего подопечного таких же единомышленников. Они начали обмениваться опытом по телефону, а потом стали передавать друг другу рассаду через соцработников, и в итоге у них образовалось целое сообщество по интересам, хотя никто из них не выходит из дома.

Главный результат этой работы — у людей появился интерес к жизни. Социальная работа — это искусство. Искусство помогать людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию. И этому искусству надо учиться. Это не придет само по себе, этим можно овладеть, только постоянно обучаясь. Поэтому непрерывность обучения для соцработников должна стать нормой жизни. Особенно это важно сейчас, когда утверждены профессиональные стандарты. Раньше их у нас в стране не было, мы будем переходить на них с 1 января 2015 года.

- Что изменится с вступлением в силу этих стандартов?

- В этих стандартах определяется, что они должны уметь делать компетентно.

В новых стандартах в обязанности социальному работнику вменяются, например, социально-медицинские услуги, которые включают, в том числе и оказание доврачебной помощи.

- Есть ли сейчас в этой профессии нехватка кадров?

- Нет. Вакансий практически нет. У нас в Москве Департамент социальной защиты населения делает очень много для того, чтобы поднять престиж этой профессии. Во-первых, растет заработная плата соцработников. Во-вторых, повысить престиж профессии помогают различные конкурсы профессионального мастерства, которые регулярно проводятся в столице.

- Можно ли, обучившись разным технологиям, соцработнику обойтись без тех личностных качеств, о которых вы говорили в самом начале?

- Я всегда удивляюсь той практике, которая сложилась за рубежом. Там считается, что это очень плохо, если соцработник стал почти что родственником человеку, которого он обслуживает. Наши зарубежные коллеги утверждают, что это запрещено в их профессиональных стандартах. А мы, наоборот, поощряем, когда так складываются отношения между соцработниками и их подопечными. Хорошо, что в наших профессиональных стандартах таких запретов нет. И эта теплота в отношениях должна оставаться. Безусловно, надо иметь определенные душевные качества, особую нравственность, чтобы помогать людям, которые оказались в беде. Но одних этих качеств недостаточно. Важно повышать свой профессионализм, и мы в этом помогаем.

СПРАВКА

Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы был образован решением правительства столицы в июне 2008 года, а начал полноценно функционировать в марте 2009 года. В нем прошел обучение практически каждый третий соцработник столицы. Обучение в вузе проходит по 81 образовательной программе. При этом используется и опыт коллег из других регионов и стран.

Повышают свою квалификацию

2600 сотрудников столичной системы соцзащиты населения повысили свою квалификацию в прошлом году в Институте переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения Москвы. В том числе — 366 руководителей, 241 заведующий отделениями, 1326 социальных работников. На факультете кадрового резерва института прошли обучение 63 человека. На внебюджетной основе дополнительное профессиональное образование получили около 2 тысяч человек.

Главная кузница соцкадров

Весной этого года Институту переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения Москвы исполнилось пять лет. За это время вуз обучил свыше 19 тысяч человек из разных регионов России и СНГ. Еще 5 тысяч специалистов повысили свою квалификацию. Преподавательский состав вуза насчитывает 40 человек, в том числе 18 докторов наук и профессоров, 24 кандидата и доцента.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.