Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Надежда Беслана. Президент, министр, врач, ученый

Общество
Выпускные вечера прогремели салютами почти по всей стране. Счастливое время: будущее кажется необыкновенно светлым, сил столько, что хочется подпрыгнуть к звездам и крикнуть на всю вселенную: «Я могу все!» Только мамы всплакнут: «Еще вчера таблицу умножения учили, а теперь…» 26 июня в одной из школ Северной Осетии выпускной вечер будет особенным. Накануне праздника спецкор «ВМ» отправилась к одиннадцатиклассникам, которые никогда не забудут свой первый звонок и школу. Школу № 1 города Беслана.

О тех событиях столько написано и сказано, что лишний раз тревожить ребят не хочется. Они все помнят, для этого не надо лезть им душу. Редкую семью в Беслане горе обошло стороной. Каждый год на надгробии в «Городе ангелов» (кладбище, где похоронены жертвы теракта. — «ВМ») появляется ленточка выпускника — 2007-й, 2010-й, 2014-й… Этот рассказ мог закончиться, едва начавшись.

— У вас есть разрешение нашего министерства? — директор школы Людмила Дзуцева строга. Никаких церемоний и «других вариантов». Она все понимает, но без отмашки сверху и близко к детям не подпустит. Спасибо коллегам по перу. Теперь на страже спокойствия ребят все республиканское министерство образования. Мы клятвенно обещаем устно, а затем и письменно, что не нанесем удар психике ребят. Никаких расспросов о тех страшных днях, выведывания подробностей и деталей. Ведь больше всего на свете мне хочется узнать, как они росли, как дружили, ссорились, мирились и кем они хотят стать.

АРИНА

Совесть всего 11 «Б» Арина Тебиева лет через пять видит себя в белом халате. Бледной, уставшей (столько всего учить!), но очень счастливой. — Пойду на лечебный факультет, в котором надо все-все знать, — Арина обещает следовать заветам Гиппократа. — Постараюсь выучиться хорошо и спасать людей (говорит как самый добрый персонаж какого-то очень доброго мультфильма). Отец с детства хотел, чтобы я была врачом. Почему-то обязательно стоматологом: «Будешь бабушке зубы лечить». Так и отложилось в голове. Я человек, который не может сидеть на месте. Очень люблю детей и людей. Для себя решила, что у меня обязательно будет профессия, связанная с общением, чтобы я могла хоть чем-то помочь. Арина на секунду замолкает, морщит бровки и снова улыбается, рассказывая о подвигах 11 «Б».

— После теракта мы разошлись по разным школам, большая часть училась в новом здании школы № 1, а я была в 8-й. Но два года назад перевелась сюда и ни капельки не пожалела. Потому что у нас — лучший класс в мире. Самые родные, я их очень люблю. Знаете, как мы поздравили Елену Сулидиновну (Касумову — завуча по воспитательной работе)? Пять или шесть утра. Дождь стеной. Редкий петух покажет клюв из курятника (Беслан — скорее небольшая деревушка, чем город). А по дороге уже шел маленький отряд, навьюченный коробками с фейерверками. В нужный момент сын Елены Сулидиновны, Тимур, подал сигнал — и перед окном одной из любимых учительниц десятки разноцветных огней взмыли в серое небо.

— А на День учителя мы устроили проход по красной ковровой дорожке.

Кто «мы» — не признается. Мушкетеры. «Один за всех и все за одного». Но без Арины точно не обошлось.

— Мы придумали, что все учителя будут в образе нимф. Надели на них туники, каждую встречали наши мальчики в костюмах и провожали на импровизированную сцену с нарисованными колоннами и деревьями. Витя Коцоев стоял с рупором и объявлял: «Итак, на горизонте появляется…» Учителя любят наши праздники. Специально наряжаются. — Арина довольно щурится. И грустно: — Как же мы будем скучать… 1–3 сентября 2004 года. Арина Тебиева пропустила первый звонок. Каждое лето по настоянию врачей ее увозили к морю. В те дни в спортзале были ее родные — жена дяди учительница Альбина Тебиева с сыновьями Зауром и Зелимом-грудничком. Выжил только малыш. В этом году он перейдет в седьмой класс.

Из книги Эльзы Баскаевой «Пепел Беслана»: «Мальчик что-то говорил, обращаясь к Джульетте, но ей казалось, что он щебечет на каком-то незнакомом ей языке: она не поняла ни слова. Неожиданно на колени ей упала конфета — ее бросил тот самый мальчик. Джульетта со страхом посмотрела на него, потом на террориста — вдруг заметил? Взяла конфету и отдала не своей дочери, а Диане Гаджиновой. Девочка, откусив половинку, отдала остальное Кристине».

ВИТЯ

— Очень приятно, будущий президент России. — Я смотрю, немного задрав голову, на рыжеволосого паренька ростом в 1 метр 96 сантиметров. Виктору Коцоеву, надежде российского баскетбола и, как выяснилось, всей страны, всего 16 лет.

— Скромная заявка! — амбиций пареньку не занимать.

— Достаточно, — Витя царственно качает рукой в воздухе (типа «Садитесь, садитесь, император говорить будет»). — А почему нет? Мой минимум — это Государственная дума.

— Адрес знаешь? — подкалываю.

— Найду! — не теряется будущая «депутатская неприкосновенность».

Программы у Вити пока нет. Или не признается, молчит, как разведчик (знает, с кого брать пример). Но говорить умеет. У Вити была привычка — становиться на стул в столовой и объявлять последние новости. «Сегодня день рождения у Арины!» — кричал Витя с «трибуны». Ребята хлопали и поздравляли именинницу. Впрочем, про прыщик на лице у NN Витя тоже мог заметить со своего пьедестала. Тоже новость, только не хорошая. Для NN.

— Витя, что мешает людям быть добрыми и как им помочь? — Незнание того, как хорошо делать добро. Нужно один раз дать им попробовать, и им понравится! Они будут делать добро чаще. А вообще человек делает плохие вещи не потому, что плохой, а потому, что ему плохо! А когда он делает хорошие, добрые дела, то становится счастливее.

— А какое доброе дело сделал ты? — Я волонтер, и этим все сказано! Это даже не хобби, а стиль жизни. «Дети Марии» (общественная организация — художественно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей с особыми нуждами, где помогают все наши герои. — «ВМ») — это мое родное. Там все свои. Те, кто был начинающим волонтером, когда я был ребенком, теперь взрослые. Это как вторая семья. Да и дети, они становятся родными после лагеря (летний лагерь «Детей Марии» на базе отдыха «Сорочаны» в Подмосковье. — «ВМ»).

Мы делимся на четыре семьи: Слоны, Зебры, Жирафы, Львы.

— Почему такое сафари? — Важно, чтобы ребенок был именно в семье. А животные — так веселее. Каждый домик, в котором обитает семья, украшают, а дети могут резвиться, подражая своим животным.

Проходят мастер-классы по лепке, рисунку и многие другие. Дети часто дарят что-нибудь на прощание. Больше всего мне запомнился случай, когда мальчик из интерната подарил мне студийную чашку и носки, которые сам разукрасил. Как потом оказалось, чашку он выкрал во время вечернего чаепития.

Рано утром нам надо было уезжать, и мальчик специально встал к этому времени и протянул мне пакет со словами: «Вить, это тебе подарок. В самолете откроешь». Очень мило. До сих пор вспоминаю.

1–3 сентября 2004 года. Виктор Коцоев с мамой — учителем физики и классным руководителем нынешнего 11 «Б» Ольгой Викторовной и сестрой Викой получили ранения. Дядя Артур Коцоев, который пришел им на помощь вместе с другими добровольцами, погиб.

Из книги Эльзы Баскаевой «Пепел Беслана»: «Четвероклассник Вова Ходов ходил по залу и громко читал стихи. Его удерживали, сажали, он вырывался и продолжал громко декламировать».

ИЛОНА

Она ждет не дождется совершеннолетия. Не для того, чтобы тут же сесть за руль или пуститься во все тяжкие, напевая, как в известной песенке нулевых: «Забирай меня скорей, увози за сто морей».

В 18 лет Илоне Газдановой разрешат купить контактные линзы. Все время в очках — устала. Она мечтает о кругосветном путешествии — попить воды из Байкала, увидеть Северное сияние — и вспоминает, как в первый раз девочка, выросшая среди гор, увидела море.

— Мы поехали в Дагомыс сразу после теракта… — это слово нет-нет да колючим ежом выбежит из леса воспоминаний и снова исчезнет, как и не было. — Ехали на поезде, как раз вдоль моря. Представьте эту картину: раннее-раннее утро, волны перекатываются, и плывет красивый деревянный корабль, похожий на «Летучий голландец».

Когда-то она хотела стать писательницей и даже своими руками сделала книгу о динозаврах. Потом мечтала поступить в команду счастливой «Щуки», стать актрисой. Одноклассники прочили ей карьеру юриста — за 25 минут ловко отправила в места не столь отдаленные Родиона Раскольникова.

— Мы ставили сценку по «Преступлению и наказанию». Я — судья. Мне сказали за неделю написать саму речь. А у меня нет о судах никакого представления! Что делать? Смотрела все суды, которые идут по НТВ, собирала материал. Всю ночь накануне я писала речь, вычленяя те статьи, по которым можно было бы наказать Раскольникова. На следующий день ребята слушали меня с открытыми ртами.

Время шло, Илона заболела политикой.

— Выбираю между двумя вузами — РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ) и ГУУ (Государственный университет управления). Хочу стать министром.

— Но политика — это такое грязное дело… — переживаем за девчонку, что знает наизусть почти всю «Войну и мир».

— Грязь есть везде, нужно держаться особняком, — уверена Илона. — Иметь свое мнение, отстаивать его, несмотря ни на что. Если ты внутри честный, светлый, ты сможешь выдержать.

1–3 сентября 2004 года. После первого взрыва Илона Газданова вместе с мамой подбежали к окну. Времени на раздумья не было. Сначала маленькая Илона перелезла через подоконник, потом мама. Обе получили незначительные ранения.

Из книги Эльзы Баскаевой «Пепел Беслана»: «Старшеклассники раздавали детям воду. Маленькая пластмассовая кружка ходила по рукам. И дети, не сговариваясь, делали по одному глотку, затем передавали кружку дальше. Чтобы хватило другим. Зная, как нелегко доставались родителям деньги на покупку одежды и обуви, многие отказывались снимать вещи. А те, кто снимал, аккуратно прятали их в укромные места».

ХЕТАГ

Хетаг Хутиев похож на медвежонка, который съел бочонок меда и теперь любит весь мир. Добродушная улыбка и ярко-красные вихры. Говорит мало, но четко и по делу.

— Хочу поступать в МГТУ имени Баумана. Все.

— Зачем, когда, с кем? — тяну клещами.

— Один. Все меня бросили, — наигранно обиженно, с видом ослика Иа. — Витя тоже со мной хотел, но потом бросил. Говорит: все, иду в президенты.

— А какой факультет? — Не знаю.

— Тебе просто нравится университет? — Нет. Физика нравится.

Электродинамика. Я хочу на работу идти не потому, что надо, а потому, что хочется.

Мне все равно, где работать, главное, чтобы нравилось, — заявляет страстный любитель танков. Так, увлечение, но может быть, когда-нибудь построит свою боевую машину. Каждый праздник ребята отмечают только вместе. День рождения, 8 Марта — сдвигаются столы, приносятся пироги, девочки режут салаты, и начинается маленький школьный пир в лучших кавказских традициях. Хетаг о них все знает.

— На празднике всегда три пирога. Они символизируют либо солнце, землю и воду, либо «нижний мир» (мир мертвых), «наш мир» и «верхний мир» (мир богов). Первый тост — вспоминают имя бога, второй тост — вспоминают имя покровителя мужчин.

Третьим тостом вспоминают повод, по которому все собрались, так сказать, за встречу. И дальше в зависимости от ситуации. Последний тост всегда — «за порог» (как у русских на посошок. — «ВМ»). Пьют сок. Дети все-таки.

— Хетаг, а ты когда-нибудь влюблялся? — Нет. И не хочу! Где-то в глубине души у этого мальчика хранится тайна, о которой ни мне, ни тебе, дорогой читатель, знать не обязательно. Мне почему-то хочется, чтобы любовь поразила Хетага, как разряд от динамо-машины. Прямо в сердце.

На всю жизнь, как хочет он, и обязательно взаимная, как хочу я для него. И все-таки Хетаг уже сейчас знает, какой должна быть его жена.

— Настоящей осетинкой! Пусть будет доброй, хитрой… — Хитрой? — вмешивается в разговор Витя Коцоев. — Обманывать тебя будет? — Э-э (что в данном случае можно понимать как «да что ты такое говоришь!»), — на лице Хетага появляется снисходительная улыбка. — Если она умная, значит, она хитрая, брат! Это по-любому.

1–3 сентября 2004 года. Хетаг Хутиев в спортзале был совсем один. Прижался к учителям — так и выжил.

Из книги Эльзы Баскаевой «Пепел Беслана»: «За ее спиной стоял судейский стол, на котором лежал маленький мальчик. Она стала биться головой о переднюю стенку стола и вдруг ощутила под головой что-то мягкое — это мальчик, который лежал на столе, подставил ей под голову свою ладонь: «Тетя, вам же больно».

В новом здании школы № 1 на Коминтерна есть комнатка без окон — музей. Слева от двери — манекен в форме спецназовца, с потолка «спускаются» самодельные ангелочки, на полках — книги соболезнований из Австралии, Италии… На стенах — фотографии тех, кто не выжил. 334 человека. В этой комнате никто не умирал, но мороз по коже, как в склепе. Эти стены плачут. Бежать без оглядки, бежать… Через дорогу строится церковь. Рядом — руины и спортзал старой школы.

Там, вдоль стен, стоят венки, свежие цветы на полу и рамах, игрушки и бутылки с водой, иконки и свечи. 334 улыбки застыли на фотографиях. Тихо. Хочется сесть на потертый деревянный пол и никогда отсюда не уходить…

ОБ АВТОРЕ

Елена Мотренко - Специальный корреспондент. 1 сентября 2004 года получила студенческий билет факультета журналистики КубГУ.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.