Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Как женить, как хоронить - у всякого свой рецепт

Общество
Как женить, как хоронить - у всякого свой рецепт
В 1989 году для изучения жизни и быта коренного населения в Эвенкийский автономный округ прибыла этнографическая экспедиция МГУ имени Ломоносова / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»
17 июля отмечают профессиональный праздник этнографы, люди, от которых мы знаем о традициях близких или вовсе неведомых нам народов. Их обычаи могут радовать, изумлять, смущать, веселить, озадачивать...

Дата праздника выбрана в честь дня рождения Николая Миклухо-Маклая, прославленного российского этнографа-путешественника. Учёные специально посвящали этнографии время, а то и жизнь, планировали экспедиции и вели в них научные записи. А известны случаи, когда непричастные к науке люди становились этнографическими очеркистами по воле судьбы - просто попадали в столь необычайные для себя условия быта, что не могли не поделиться впечатлениями с соотечественниками. "Вечерняя Москва" составила краткие описания живописных обычаев, почерпнув сведения как из научных этнографических трудов, так и записок обывателей.

Скажем, калмыки. В их национальных традициях нас заинтересовало отношение к головному убору, их на всякие случаи более двадцати видов. Они для людей - символ свободы и очень высоко ценятся. Шапку нельзя класть у ног, наступать на неё и даже перешагивать через неё. Свою шапку калмыки не дарят, это очень интимная вещь. Шьют её в особые дни, а готовую очищают огнём, приговаривая пожелания. С 1437 года калмыцкие шапки с красной кистью, об этом ойратский правитель Тогон-Тайша издал указ. Решение принято, чтобы калмыцкий головной убор отличался от очень похожего на него монгольского. Красная кисть на нём означает солнце с лучами. Считать ли это головным убором, но для женщин также есть чехлы на косы. В "Очерках быта калмыков Хошеутовского улуса" составителя Небольсина написано: "Женский пол весьма бережет свои волосы, когда девушка-калмычка выходила замуж, косу её разделяли на две части, заплетая каждую отдельно, затем надевали на них бархатные чехлы - шиверлык, а на концах вешали подвески - токуги (для отпугивания шулмусов - чертей). Шиверлык надевали для того, чтобы во время работы (доения коров, приготовления еды и т.д.) волосы не мешали женщине, не падали в молоко и пищу".

На Руси почитаем праздник Новый год. А вот зулусы, африканский народ, не поздравляют друг друга с новым годом, хотя отмечают смену календаря и соотносят её с весенним урожаем. Предновогодние письма, звонки, телеграммы у них лишь для того, чтобы сообщить точную дату праздника в их родном селе в этом году, ведь это "плавающая" дата, всегда весной. Это дни, когда скрепляется союз предков и потомков. Когда зулусы приезжают на родину с заработков, где проводят много времени, они снимают европейскую одежду и очищают себя. Европеец вряд ли воспримет такой обряд как очищение: после омовения в реке зулусы натирают тело смесью глины, коровьего жира, навоза и золы домашнего очага. Сначала Новый год празднуют вожди, собравшись у верховного вождя, затем примерно так же отмечают дату все остальные. Ожидая своего вождя, племя приносит в жертву крупного чёрного быка, готовит из его внутренностей "лекарство" для вождя. Оно должно уберечь вождя от козней злых колдунов и увеличить его силу, а значит, принести племени мощь. В этот праздник зулусы поют песню длительностью в несколько часов.

У горских дагестанцев весьма необычны жилища, по-русски мы их называем саклями (это искажение от грузинского "сахли"). В горах мало плодородной земли, её берегут, а дома строят на горах, не пригодных для земледелия. От тесноты сложилась такая традиция: селения выглядят как громадная каменная лестница, в которой крыша одного дома - пол или двор дома сверху, и так три, четыре, пять этажей. Князь Орбелиани вспоминал: "Сакли лезгин вроде замков; над многими устраиваются башни, иногда сакли обнесены стеною и в каждом доме, в каждой стене проделаны бойницы, а весь аул представляет особого рода крепость ...Улицы в аулах так узки, что часто трудно повернуться на коне". Очеркист Марков написал в "Кавказ в его настоящем и прошлом": "Улицы нет в ауле; каменные двухъярусные бойницы, которые горец называет саклями, отступают друг от друга ровно настолько, чтобы человек с трудом мог протиснуться среди них… Над крышей одной бойницы торчит другая, над другой - третья, и получается щель, заменяющая улицу, вьётся и лепится, как змея, по отвесной круче, у подножия всех этих без порядка насыпанных в кучу каменных редутов".

Всему миру известно о гостеприимстве кавказских людей. Однако буряты не уступят им. По их национальному обычаю, в гости собирались загодя, готовя подарки и праздничную одежду. Раньше не всегда была возможность предупредить о визите, гости являлись неожиданно. Но если их ожидали, то встречать выезжали на границу своих родовых владений, там и происходил первичный приём. А в юрте начиналась церемония: гостей усаживали в почётном углу по старшинству и хорошо потчевали в соответствии с их общественным положением, возрастом, степенью родства. Например, голова барана - самому почётному гостю, сердце с аортой - ближайшим родственникам. Зимнее лакомство - сырые почки и печёнка. Гость мог оставаться на любое время. У бурят неприлично отказываться от дара, но полагается и ответный дар. Чай для бурят - священный напиток, его употребление - элемент культуры. Подавая пиалу чая произносят благопожелания. Бурятская пиала почти плоская, чтобы её, обёрнутую тканью, носить собой в одежде. Чай в пиалу наливают таким образом, чтобы жидкость, разливаясь, сделала круговорот по солнцу, образуя воронкообразную поверхность. Мужчине пиалу подают правой рукой, а женщине - левой, это знаки уважения. Во время чаепития пиалу держат всеми пятью пальцами. Посудинки в старину делали из корневища берёзы, покрывая его естественный рисунок лаком, иногда пиалу украшали серебром или золотом. При монастырях в Бурятии службы проходят с чаепитием, а готовит напиток в специальном помещении специальный человек. Обычно буряты пьют зелёный чай с молоком. Он вкуснее, если его долго размешивать при варке; русские прозвали его "наливайчиком", потому что бурятские женщины варили чай, постоянно переливая его половником в котле. При этом было положено читать мантры.

Странным и неприглядным показался русским пришлым быт местных сибирских обитателей. Исследователь Рощевская составила книгу из рассказов обывателей "Тобольский Север глазами политических ссыльных XIX–начала XX века". Там есть такой рассказ: "Остяки часто ходят даже в жестокие зимние морозы без шапки, в летних кафтанах с открытою голою грудью... Многие остяки для предохранения глаз от слишком яркого зимнего света носят самодельные очки, состоящие из медных или железных кружков, связанных между собой верёвочкой. В центре каждого кружка просверлена маленькая дырочка, через которую и смотрят. Насколько подобные очки достигают цели, не знаем, но у большинства остяков глаза постоянно болят и гноятся... Летняя обувь – чулки из грубой замши, называемые "неговаи", чаще же всего ходят босиком... Рыбу употребляют во всех видах, начиная с сырой, только что пойманной... сургутяне (давние русские переселенцы, прим. М.С.) с величайшим аппетитом едят такую дрянь, которую в других местах никто не станет и пробовать... Остяк ещё менее требователен и менее брезглив, нежели его русские соседи – этот уже прямо, без стеснения ест всё, что попадёт под руку, выброшенную ли гнилую рыбину или валяющуюся в лесу падаль какую-нибудь, и не только сам ест падаль, но как крайне любезный и гостеприимный хозяин ею же угощает и гостей. Остяки едят также мясо почти всех зверей и птиц, которых убивают во время промысла". Не исключено, что пришлый человек принял за гниль специально подвяленное или иначе заготовленное мясо, которое иногда называют "с душком".

Многоступенчат родильный обряд у хантыйского и мансийского народов, они близкие соседи. Они полагают, что бессмертная душа бесконечно перевоплощается; человеческое тело – временное жилище, куда она попадает при рождении. Беременные женщины ханты и манси скрывают своё положение, заранее не готовят одежду и принадлежности для малыша. Зато беременные сразу начинают строго соблюдать некоторые правила. Например, им нельзя присутствовать на похоронах и поминках. А с середины беременности будущая мать... по секрету от всех мужчин начинает играть в куклы, как может показаться несведущему. Но это ритуальная кукла, её изготавливают специально по этому случаю и через неё общаются с духом-матерью. Она нянчит и целует куклу, просит, чтобы и её плод развивался хорошо, а роды прошли удачно. Заранее будущая мать плетёт себе коврик, на котором сидит и спит первую неделю после родов. Ведь одежду и все предметы с родов она потом выбросит, они считаются нечистыми. При родах разрешено быть родственницам и девочкам старше 10 лет - чтобы подготовились на будущее. Если роды идут трудно, кто-то из женщин выпытывает поочерёдно у мужа и жены - не изменял ли кто из них своей половинке. Обряд обязывает признаться в измене, тогда ребёнок выйдет. Новорождённого по обряду положено обтереть древесной стружкой, обкурить пихтой, смазать его пупок пеплом от подожжённого беличьего хвоста. В так называемом "бабьем доме" где-то на отшибе роженица потом находится от 40 до 80 дней - чтобы злые духи не обнаружили в семье новорождённого.

А у гуцулов, это карпатские украинцы, один из самых живописных церемониалов - свадьба. Этот народ утверждает: как свадьбу проведёшь, так и жизнь проживёшь! А потому гуляют они знатно - долго, обстоятельно, красиво. Гуцульские свадебные наряды очень яркие - с бисером, богатой вышивкой, букетиками цветов. А в праздничном шествии обязательно участвуют всадники на лошадях и конные повозки - это к богатству молодожёнов. Кони тоже разряжены на удивленье - в лентах, цветах, расписных сбруях. Также лентами и цветами наряжают ветки, которые везут всадники и свадебное деревце, которое начинают украшать родители, затем присоединяются остальные. Когда деревце готово и исполнен танец гуцулка - это сигнал к началу гуляний. А деревце в процессе гулянья нужно уберечь - это залог счастья в семье. Сначала молодые венчаются, потом веселятся и угощаются, свадебные столы у них обильные, обязательные блюда - голубцы, брынза, книши, бануш, гуслянка, гуцульские печёные колбаски, грибы. Гуцулы на свадьбе много поют и пляшут, причём, исполняются песни не только весёлые, но и грустные. А невеста изображает сопротивление поцелуям жениха и вообще переходу в его дом. Ещё обязательный атрибут – особый каравай. Кто больше от него отломит, жених или невеста, тот и будет править в доме.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.