Два Владимира
В этом еще раз убеждает праздник, который отмечался 28 июля и обозначен в церковном календаре как день памяти равноапостольного князя Владимира. Нет, не зря этот человек приравнен к апостолам. Ведь ему удалось невероятное — повернуть к православной вере целый народ. Крещение Руси — его личная заслуга. Именно потому, что он в 988 году сделал этот выбор, у нас такая история, такая культура, а мы — такие, какие есть.
Но и для самого князя все развернулось тогда не менее круто, чем для всего народа. А метаморфоза, случившаяся с ним, стала настоящим чудом. Как будто два разных человека оказались причудливым образом объединены под одним именем в одной судьбе. И не просто разных, а противоположных друг другу.
В первой своей жизни князь был жестоким, коварным, развратным. Он и власть в Киеве захватил, злодейски убив старшего брата Ярополка. Заманил к себе обманом. А когда Ярополк переступил порог, как повествует летопись, двое воинов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху». Жену убитого брата Владимир сделал своей наложницей. Он с женщинами вообще не церемонился. Когда ему понравилась без взаимности полоцкая княжна Рогнеда, он напал на Полоцк, обесчестил Рогнеду на глазах ее родителей, а потом убил их. Кроме нескольких жен у него были сотни наложниц. И трудно отыскать порок, который не был бы ему присущ в его первой жизни. Тем удивительнее вторая половина его жизни, которую он прожил благочестивым, благородным, милосердным человеком. И это частное чудо князя Владимира неотделимо от того, что произошло со всем народом. «Недавний сластолюбец распустил свой «гарем» и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, — писал об этом святом богослов Николай Сербский. — Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню. В прошлом любитель ночных оргий, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души… Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром».
Так заключает святитель Николай. И добавляет уже обо всем народе: «Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась «красным солнышком» среди народов».
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.