Деревянная мозаика
К единственной женщине, Татьяне Гориной, владеющей техникой маркетри, я вскарабкалась по вытертой не одним поколением подошв москвичей лестнице, на самый верх. Тут все неброско: самодельный стол, табуретки, стеллажи. Вся красота панно в технике маркетри развешана по стенам. Плотно. Одна под одной.
Обыкновенная женщина без пафосной простоты, поправила выбившуюся прядь волос.
- Может, воды? Или чая, а то во дворе, как в печке, - Татьяна легко вытащила мне табурет.
Художник? Скорее, уверенный в своих силах мастеровой человек. Интересно…
- Татьяна, - я стараюсь утолить давно мучавший меня вопрос, - почему так поздно маркетри появилось в России, аж при Петре I, у нас же дерева всегда было много. И разных пород.
- У нас в России резьба больше распространена, чем маркетри, - Татьяна уютно устроилась напротив меня, - да и мебели до Петра I минимум был: столы, лавки да сундуки. И хватало. Но царь-реформатор, посмотревший быт заграницы, решил – его подданные должны иметь в своих домах красивую мебель. И отправил трех мастеров учиться искусству маркетри во Францию. Вскоре дорогая мебель появилась в богатых домах Санкт-Петербурга. Само слово «маркетри» - французское. И означает расчерчивать. А вообще это искусство сродни наборной мозаике.
- Вы Абрамцевское художественное училище заканчивали? Или Строгановку?
Татьяна смущенно трет бровь.
- У меня брат краснодеревщик, - говорит она, - в нулевые я у него работала. И как-то раз решил он свою приемную дочь обучить премудростям маркетри. Ей 18 лет, а учиться и работать неохота. Вот брат ей и говорит: давай обучу мастерству, вдруг понравится! А я рядом крутилось. И очень мне хотелось попробовать. Так ловко у брата получалось. Из тоненьких таких листочков выходили узоры. Яркие, глубокие. И я сказала брату: покажи мне.
- А вам тоже было 18?
- Мне? Сорок. Да, впервые в сорок лет я взяла в руки резак, хотя по специальности - портниха. Увлеклась я этим делом, понравилось. Наверное, упрямство во мне сильное сидело…
- И сколько же брат учил вас?
- Отсидели мы, наверное, месяц. А потом…- Татьяна смахивает невидимую пылинку со стола, - попал в аварию, все распалось. И когда растаскивали вещи, ко мне кто-то привез шпон. Дескать, ну не на помойку же? Кому это барахло нужно…
- А что такое шпон?
- Вот он, - Татьяна потянулась за длиной коробкой, открыла крышку, и я увидела тонюсенькие пластиночки, напоминающие слегка накрахмаленную ткань, - берется ствол, корень или кап, и нарезается на пластиночки. Шпон бывает лущеный или пиленный. В зависимости от того режут его или раскатывают. А тогда… Начала я самостоятельно дома мастерить. Герб сделала, несколько панно. И все искала – не нужен ли специалист по маркетри? Нашла. Сделала я тогда им (для ознакомления) вон ту обнаженку, «Двое», «Расставанье», «Встреча» - тут ее каждый по-своему называет. А через полтора года мастерская распалась. Пошла работать костюмером в камерный театр в Кузьминках. И опять стала искать по интернету работу маркетри. Нашла реставрационную мастерскую Смирнова Валентина Владимировича. Ее из окошка видно было. Во дворике.
- Вы там и реставрацией занимались?
- Только маркетри. Я когда к ребятам пришла, то они на меня посмотрели такими глазами… А я уверенно так заявила с порога: да, работаю маркетри. Потом приняли они меня в свою семью. И до десятого года там работала. А потом открыла свою школу и занялась преподаванием.
- Таня, инструментов у вас много?
- Я обхожусь минимумом. Фанерный нож, лобзик.. И вот такие, - Татьяна легко соскользнула с табурета, - мои фирменные резаки. Я сама их делаю. Сталь – японская. Один – в работе, сточенный, я им год работаю. Второй – новый. На острие обоих пробочки, чтоб не наколоться.
- Знаменитый мастер художественной мебели Андре Буль такими же пользовался?
- Ну, Буль использовал, в основном, лобзиковое пиление. Поскольку работал и с панцирем черепахи, и с серебром, и со слоновой костью. Хотя и резаки у него были. Просто Буль много занимался мебелью, где есть повторяющиеся элементы. А их лучше дублировать. И при пилении это сделать проще. Я их называю «папа» и «мама». Сейчас покажу, - Татьяна согнулась и достала из-под стола серую небольшую коробку, - вот, видите, белая основа, а на нее накладывается точно такая же темная. То есть один раз работаем – два предмета получаем. Это осталось от заказа. Я делала «рубашки»-вставки на деревянные ящики стола. Но эти «папы-мамы» мне еще пригодятся для другой работы.
Под самым потолком я увидела перевернутые столики.
- Это кофейные, - объяснила Татьяна, - а рядом готовая барная стойка и столешница на кованном подстолье, вообще-то у меня есть задумка насчет производства маркетри, но для этого нужны большие финансовые вливания. Вот три столика сделали, а со сбытом как-то застопорилось. Что делала? Кабинеты, полную отделку в технике маркетри, включая стены и потолки. Фасады мебельные, ну, дверцы. Панно, достаточно часто. Столешницы шахматные. Накладки для смартфонов. Компьютер даже «одевали» в растительный орнамент.
- Художники часто заказывают?
- Пока не обращались. Как оно было дорогое искусство, таким и осталось. Материал дорогой. Работа. Длительная технология. Она ж капризная техника, маркетри. И колется, и рассыпаться может.
- Таня, вы делаете дорогие предметы для дорогих людей. Они понимают, что становятся владельцами предметов высокого искусства?
- Не всегда. Обычно такие покупатели напрямую общаются с дизайнером. И, если он может до них донести эту мысль – что это предметы искусства, которые надо еще и сохранять, тогда они начинают понимать, что вещь, сделанная в технике маркетри это вечная красота. Она спокойно проживет несколько веков. И еще два раза по столько же после реставрации. Я, например, видела вещи в технике маркетри XVI века, и такой пузатенький комодик – бамбэ Буля.
- А вам не хотелось сделать вещи в его стилистике?
- Зачем повторять, когда можно свое сделать? Технику его, материалы использовать? Нет, мне неинтересно.
- Татьяна, отчего на выставках так редко можно увидеть маркетри?
- Мастеров мало. Раньше при Советском Союзе маркетри развивалось при мебельных производствах. Я знаю, что в Москве один такой был на Ольховке. Там мебель под заказ делали…Да что там говорить! – Татьяна всплеснула руками, - знаете, где я первый раз маркетри увидела? В мебельном магазине. С родителями зашли, а там румынская спальня с маркетри. Простенькая такая техника – цветочный орнамент, рамочка. Ну и чуть-чуть мастер маркетри с материалом поиграл для глубины. Мне 15 лет было, спальня стоила 4 тысячи рублей. Я простояла около нее, как вкопанная, час.
- В XVII веке мастера маркетри использовали 100 пород деревьев. А вы?
- Гораздо больше, ведь только у красного дерева пятьсот разновидностей, у дуба – около двадцати. И розовый, и шелковистый. Но стоит шпон, дорого. Раньше – дешевле. Например, квадратный метр капа вавоны стоил около 3 тысяч рублей. Мне надо 10 листочков. Это меньше, чем тысяча рублей. Поэтому я покупала без наценки. А теперь делают так – считают суммарно. То есть, положим, я набираю шпон венге, гойябао, зебрано…Получается стандартная пачка в 24 или 32 листа. И теперь мне набавляют 50 процентов. Им неважно – беру я у них шпон корня или радиального среза.
- Почему так дорого? У нас же лесная страна!
- Потому что нет собственных предприятий. В основном шпон привозят из Германии, Италии, Испании, Америки.
- Татьяна, а новые породы древесины появляются?
- Я бы так категорично не сказала. Просто появляется древесина, отличающаяся от существующей. Например, дерево в другой местности, на другой почве произрастало. И по цвету, структуре может отличаться. Опять же специально заражают деревья. И шпон получается необычный - с какими-то пупырышками. Вот вы слышали про такое дерево, птичий глаз? Так это обычный клен, только зараженный. Сейчас найду. Говорите, его шпон похож на хвосты павлинов? А мы говорим «с узелками».
А еще выращивают «цветные» деревья. Это обычно тополя, они влагу хорошо впитывают. И, если поливать их определенным раствором, например, подкормками минеральных удобрений, то шпон будет необычного цвета. Ну, любая хозяйка может проделать такой опыт на гортензиях. Что такое «сахар»? Идите сюда. Видите, поблескивает? Это ночное небо у моих «Петухов». Так вот сахар - в канадском клене, знаете, еще сироп из него делают? И у канадских хоккеистов на форме лист этого самого клена.
- У вас есть несколько работ по мотивам картин Сальвадора Дали – «Постоянство памяти» и «Христос». А Сандро Боттичелли, который тоже занимался маркетри, вас не привлекает?
- Сальвадор Дали произвел на меня такое сильное впечатление, что я загорелась сделать немедленно панно. И то, что захотела – сделала. И все. Потому что я не вижу больше картин Дали, которые мне как-то особенно понравились. Дали - своеобразный художник, кое-что он для меня открыл. С Боттичелли этого не произошло.
- Таня, а «Ирисы» ваши? Или учеников?
- Мои. Здесь мало пород деревьев. Вот, смотрите: белые лепестки – корень тополя. А дальше - клен, вавона, анегре, ясень, палисандра, радиальный срез тополя. Раньше я искала все натуральное. Вот металлический кувшин на «Натюрморте с дыней». Он же металлический, видите характерный блеск? Это клен травленный (в купоросе). А стеклянный бокал видите в «Тропических фруктах»? Это береза. Ножик рядом – шпон клена и орех. Почему увлеклась потом окрашиванием шпона? Ученики сказали: давайте покраснее, пожелтее. И я подумала: ну, где ж я вам столько шпона наберу? Вот «Анютины глазки» все из окрашенного клена. Хотя любой шпон хорошо красится.
- Таня, а кто вы по гороскопу друидов?
- Вроде бы орешник. Но я себя ни с каким деревом не ассоциирую. Потому что со многими работаю и знаю: любое дерево несет положительный результат. Мы чаще сами от себя страдаем. А, если начнем что-то руками делать, то голова очищается от дурных мыслей.
- Но руки болят?
- Так и у вас болят, это ж профессиональное…
- Кто ваши ученики?
- Взрослые люди, за сорок. Со Строгоновки ходят. У них там маркетри не преподают. Кстати, меня Сергей Николаевич Андрияка приглашал в свою академию работать. Человек хороший, не сноб. Вот думаю…
- Таня, а дома у вас есть что-то в технике маркетри?
- Всегда хотела сделать. Но сил на себя не хватает.
СПРАВКА "ВМ"
Техника маркетри – это создание деревянной мозаики относится к одному из самых древних искусств. Родилось оно в Египте. Местные мастера в целях экономии дорогостоящих пород, вырезали в деревянной основе фигуры, орнаменты, куда вставляли кусочки дорогостоящей древесины. Например, в одном из саркофагов нашли трон фараона, в котором были сделаны вставки из черного дерева.
В XVI веке был изобретен станок для производства пиленого шпона, он значительно помог в работе мастерам маркетри.
После революции 1917 года в России много мебели в технике маркетри было выброшено на свалки. Но кое-что – ломберные, шахматные стоики - осталось. Люди, не понимая ценности этих предметов искусства, ставили на них цветы, подрезали ножки, использовали в качестве полок.