Не войной единой. Каково живется в Украине?
Сюжет:
Московский подрост’ОКО том, чем живет страна, на юго-востоке которой разворачиваются настоящие боевые действия – в отрывках из дневника юнкора, который он вел на протяжении всей своей поездки.
Мать городов русских
Киев, город с более чем полуторатысячелетней историей поразил меня. Огромный мегаполис и вместе с тем земля, сохранившая ощущение времени, вечности. Стоящий на фантастически широком и могучем Днепре, Киев не мог не обзавестись не самыми приятными придатками вроде Гидропарка, где круглые сутки играет гадостная музыка отечественного производства, а запах шашлыков и сахарной ваты не исчезает ни на минуту. Впрочем, недостатка в посетителях Гидропарк никогда не испытывал, хотя всего в пяти километрах за городом можно найти потрясающие пляжи, расположенные в сосновых борах.
Майдан и майдановцы
Майдан Незалежности – сейчас скорее памятник и монумент великой украинской революции. Сейчас, к сожалению, в бесчисленных палатках живут люди, предпочитающие не высовывать своего носа оттуда. Они ограничиваются лишь тем, что выставляют банки с просьбами о помощи, якобы на благотворительные нужды. Однако, некоторые поступают куда более честно, прося денег на… Но несмотря на это, оказавшись на площади чувствуешь некую причастность к тому, что здесь происходило, видишь встречных прохожих и понимаешь, что это – те люди, которые свергли правительство и президента.
Кофемания
Кофе – это новый бог в Киеве. Если люди частенько любят покурить – это нормально. Если любят выпить – более антисоциально, но тоже более или менее приемлемо. Кофе же – это «здоровый, бюджетный способ освежиться и посмотреть на жизнь бодрыми глазами», как однажды описал свой товар мой сосед по комнате Вадим. Он – торгует кофе из багажника своего мини-фургончика. Получается дешево и вкусно. За время каждодневных наших с Вадимом посиделок я освоил все тонкости правильно выбора кофе в магазине, на улице, а перед моим отъездом он и вовсе провел мне мастер-класс по готовке кофе, поставив меня за прилавок на пару часов. Несмотря на то, что таких точек, как у Вадима в городе – бесчисленное множество, с наплывом клиентов я еле справился, и как только мой работодатель вернулся, я немедленно сложил с себя полномочия и помчался к Днепру – купаться.
Патриотизм
«Украина головного мозга», как ее называют некоторые – это вовсе не болезнь. Это буквально переосмысление патриотизма. Буквально на каждом втором киевском балконе висят национальные флаги. Самое интересное, что от патриотизма «не застрахован» вообще никто, и Дали Капанадзе, сотрудница музея Булгакова признается: «Когда начались все события на Майдане, и я в них очень скоро втянулась, я буквально на своей коже ощутила гордость за страну, в которой я живу и за ее народ».
Если выйти на улицы центрального Киева и посмотреть на то, какой самый ходовой сейчас товар, то ответ будет очевиден: национальные флаги, вышиванки, футболки с украинской символикой, обложки для паспортов и многое другое, что поможет идентифицировать себя с украинским народом. И несмотря на то, что пожалуй все, с кем мне довелось пообщаться, искренне верят в свою Родину и любят ее не за определенные заслуги, а за то, что их «Богом данная земля», подчас создавалось впечатление, что среди всех этих сувениров с национальной символикой можно найти и паспорт украинца. И он бы продавался, настолько сейчас модно стало быть украинцем.
Билет в один конец
Шутки шутками, а во Львов ехать было действительно страшновато, хотя и жуть как интересно. Во Львове я ожидал увидеть едва ли не параллельную вселенную, по крайней мере так меня настроила моя спутница из Краматорска. Бесспорно, для москвича город, где два самых высоких места в городе – это гора и ратуша в 65 метров – настоящий нонсенс и культурный шок. Еще большее удивление у меня вызвал тот факт, что в городе с населением 800 000 человек с ратуши открывается вид на все районы, а с Замковой горы, что еще выше ратуши, еще и предместья, уходящие на километры вдаль.
Львов оказался невероятно культурным городом с бесконечными книгарнями, библиотеками, куда проведен интернет, тематическими ресторанами (чего стоит одна только "Криивка" - кафе, отделанное под штаб бандеровцев), атмосферными рюмочными, где за сущие гроши продают домашние наливки, с настоящими кафе-кондитерскими и магазинчиками, где можно достать невероятно вкусный мармелад в виде панд из Китая.
«Ужасы» Львова
И на самом деле, никакой ненависти к москвичам, или, ах, простите, к москалям, во Львове нету. Там есть только настоящее гостеприимство, когда человеку не трудно встать в четыре утра и встретить тебя на вокзале, а потом, взяв такси за свой счет, отвезти тебя к месту твоего проживания. Ну и еще, пожалуй, самое страшное, что грозит не только москвичу, но и любом приезжему, к чему уже привыкли местные – это автобусы. Да-да, в городе есть хорошие автобусы, закупленные к Евро-2012, но увы, их слишком мало, а то, что большей частью возит горожан – это "Богдан". Да-да, так называется марка автобусов, похожих больше на булку хлеба с оливками вместо колес. И ладно бы ездили "Богом данные" автобусы по нормальным дорогам, так ведь ездят они по брусчатке, от чего чувствовать себя начинаешь скорее не шпротой в банке, а самым настоящим младенцем в пробирке, которого регулярно выставляют на всеобщее обозрение в кунсткамере.
Снова в Киеве. Сокровища Межигорья и троллей над Днепром
После Львова я снова оказался в Киеве, и буквально в день приезда подруга познакомила меня с компанией своих друзей из Луцка, что на западе Украины, и все вместе мы отправились в Национальный художественный музей. На выставку «Сокровища Межигорья». После штурма резиденции экс-президента Украины Виктора Януковича штурмующие обнаружили там много интересного, и большая часть найденных «сокровищ» представлена на выставке, которая продлится на середины сентября. Золотого батона, вызвавшего бурную реакцию прессы и породившего целую серию шуток и анекдотов про президента, не нашлось. Зато в избытке – золотые канделябры и дорогие часы, картины, изображающие Януковича в самых геройских позах, оригиналы картин Айвазовского и многое-многое другое. Особо впечатлил зал с иконами, которыми занята целая стена.
«Кстати, - рассказал один из музейных сотрудников, Анатолий, - говорят, что в Межигорье нашли целую комнату, в которой были одни только шапки. Я это к чему говорю-то, ведь сам Янукович с чего начинал? Шапки воровал – вот с чего!»
А после этого мы отправились в молниеносное путешествие над Днепром по канатной дороге, на которую крепился троллей, в котором каждый желающий мог за символическую сумму прокатиться над великой рекой.
Голландское посольство. Дружба народов
Когда мы были во Львове, случилась небезызвестная катастрофа с "Боингом-777". И так уж случилось, что через несколько дней нам довелось проходить мимо посольства Голландии. Вся брусчатка перед главным входом была усыпана свечами и цветами, мягкими игрушками и записками с соболезнованиями. От этого зрелища спирает дыхание, и ком невольно встает на пути к горлу.
Первая столица
Харьков – крупнейший украинский город, находящийся буквально у границы с Россией. И трудно представить себе другое место, где ужасные события юго-востока должны ощущаться более явно. Тем не менее, в Харькове едва ли не спокойнее всего. Родной город моего детства встречает меня теми же старыми полуразвалившимися зданиями, отстроенным стадионом «Металлист», Конным рынком и бабушкиным борщом. Такое впечатление, что меняется все, кроме Харькова. Вот он, вечный город. Здесь на устах не политическая ситуация в стране и в мире, а подорожание проезда в общественном транспорте, перекрытие некоторых улиц из-за футбольного матча, начало чемпионата страны по футболу, наконец. Моих друзей детства беспокоит грядущий учебный год и их результаты по ЗНО (украинский аналог ЕГЭ), а не то, что их могут мобилизовать.
Что уж говорить про дачный поселок, в котором все смешивается в невероятном коктейле: тут тебе и ярый поклонник Харьковской народной республики, и патриот единой Украины, и абсолютно индифферентные к политике ребята самых разных возрастов. Но при всем при этом, все вместе они сидят, жарят у костра хлеб, поют «Воинов света» «Ляписа Трубецкого» и любуются звездным небом.
Граница. Замыкая круг
Почти месяц прошел, как на этом же вокзале я сидел в душном поезде и ждал таможенного контроля. Я сидел и нервничал, боясь, что меня могут принять за экстремиста и не пустить к родной бабушке. Однако, все мои опасения оказались напрасными. Все прошло как по маслу, я въехал в страну. Прожил здесь больше трех недель, которые оказались наполнены самой настоящей жизнью. И все бы ничего, выглядело бы практически абсолютно идиллически, если бы не новостные сводки, в которых то и дело всплывали страшные факты о погибших.
БАНДЕРШТАДТ, ФАНАТЫ И ДОБРЫЕ КАТОЛИКИ. ЛЬВОВ. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ