Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Смена модели: дома культуры ждут большие перемены

Общество
На днях руководитель столичного Департамента культуры Сергей Капков озвучил концепцию, согласно которой до конца года планируется превратить в современные культурные центры старые ДК на окраинах столицы. Перед реформаторами стоит задача создать современную досуговую модель и при этом сохранить пафос первоначальной идеи о воспитании «культурного горожанина».

Корреспондент «Вечерней Москвы» выяснила, что скрывается за современным понятием «культурный центр», как сегодня хотят отдыхать москвичи, что осталось от советского наследия и может ли старая идея работать по-новому. 

В ближайшее время город реформирует шесть домов культуры: «Онежский» (САО), «Современник» (СЗАО), «Зодчие» (ЗАО), «Дружба» (ЮАО), «Северное Чертаново» (ЮАО), «Зеленоград» (ЗелАО). При этом для каждого центра разработана индивидуальная концепция. Открытие площадок и запуск новых программ запланированы на октябрь. Но во многих учреждениях изменения уже произошли.

Уютный, как советский фильм

Центр досуга и спорта «Орбита» в районе «Аэропорт» открылся два года назад. Он рассчитан на жителей, которые могут бесплатно посещать здесь любые занятия: от йоги до вокала. Основная аудитория — мамы с детьми и пенсионеры. В отличие от крупных культурных центров в районных сохранилось многое от советских клубных учреждений.

— Центры шаговой доступности не только удобны, но и возрождают традицию добрососедства, — говорит педагог «Орбиты» Екатерина Копейкина. — Ведь в Москве сейчас как? Люди живут в одном подъезде и друг друга не знают. А у нас мамочки, которые ходят с детьми на занятия, в прямом смысле спелись в ансамбль «Маманс».

Примерно те же слова говорила героиня Лии Ахеджаковой — директор клуба знакомств в фильме «Москва слезам не верит». «Это же урбанизация какая-то!» — восклицала она, словно предчувствуя несостоятельность личной коммуникации. Внешне «Орбита» ничем не отличается от платных студий: в центре оборудованы современный фитнес-зал и компьютерный класс. Но здесь готовятся к районным соревнованиям, проводят субботники с чаепитием, устраивают дружеские посиделки, чем задают душевную интонацию.

В центростремительной столице жизнь «на районе» кажется как будто выпавшей из времени, но в то же время романтичной, как кадры из уютного советского фильма, которые мы пересматриваем тысячи раз. И все никак не можем от них отойти.

Поправка на современность

В вестибюле у входа в культурный ценр ЗИЛ расположена «свободная зона»: миниатюрные стульчики со столами расставлены на одинаковом, не нарушающем строгости геометризма, расстоянии.

— Здесь можно почитать, поработать, посидеть в Интернете, встретиться с друзьями, — говорит сотрудник пресс-службы ЗИЛа Ольга Черкасова. — Это альтернатива столичным антикафе («свободным офисам»), где нужно платить. Первым делом мы убрали со входа охранника, который требовал показать пропуск. С этого началась реформа.

ЗИЛ — памятник советской конструктивистской архитектуры, созданный в 30-х годах прошлого века. Весь его облик, как грохочущий лозунг Маяковского: колонны, винтообразные лестницы и взлетающие пролеты открывают простор и складываются в архитектурную рифму. Здесь работают и одновременно отдыхают фрилансеры, удаленщики, вольные творцы — все те, кто свободен от офисной повинности. Вестибюли ЗИЛа сложно назвать бесплатной альтернативой «свободных офисов» — это совершенно особое, полумузейное пространство, где из уважения к грандиозной идее конструктивизма хочется держать спину прямо.

— Историческое значение самого здания и его назначения должно вернуться, с поправкой на современность, — подтверждает мои мысли Ольга.

Одновременно с радикальной модернизацией детских студий и кружков, реконструкцией сценических пространств в ЗИЛе возродили и лекторий. И это, пожалуй, самый яркий пример «поправки». Посещение лекций всегда было занятием академическим и не всем доступным. Но чтение лекционных курсов в досуговом формате отвечает запросам современного человека, который хочет занимательной науки лично из уст профессора.

В химическом кабинете, куда меня отводит Ольга, мы встречаем даму лет 30, она пришла забрать с занятий сына и попала под обаяние лабораторных колб.

— Вы химию понимаете? — хлопает ресницами девушка.

— И не пыталась, — честно отвечаю я.

— А я, представляете, провела полчаса на занятии и поняла, что к чему.

Это не знания легкие, а педагоги харизматичные. Они, как факиры, жгут водород на потеху публике.

Обучать, а не развлекать

Культурный центр «Москвич», расположенный на юго-востоке столицы, стал второй площадкой по реформации советских ДК. В «Москвиче» ни одна творческая студия не была закрыта. К направлениям «театр», «музыка», «живопись», «фольклор», которые существовали в центре с момента его основания, были добавлены мероприятия современного формата.

Также стояла задача перенести большие культурные события на местные сценические площадки: в центре регулярно проходят спектакли РАМТа, Малого театра, театра «Балет «Москва».

Коллективы старой формации, которых в «Москвиче» большинство, с вдохновением воспринимают косметические перемены, но не все принимают суть современного подхода.

— Моя задача обучать, а не развлекать, — вскидывает брови руководитель хореографического ансамбля «Москвич» Галина Касаткина.

— Наш коллектив — почти хореографическое училище.

— Понимаете, мы живем при какой-то смене эпох, восприятие всего другое, это выражается и в том, с какой интонацией родители приводят детей на занятия — так, словно они уже все знают и умеют. Как будто все придумано исключительно для развлечения.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юлия Дмитрюкова, сотрудник пресс-службы КЦ «Москвич»:

- У КЦ «Москвич» стояла задача перенести часть крупных культурных событий на местные площадки. Поскольку в распоряжении культурного центра имеются четыре концертных зала (в том числе Большой зал более чем на 1000 мест), то жителям спального района не нужно будет ехать в центр, чтобы посмотреть хороший спектакль или послушать концерт. В «Москвиче» регулярно проходят спектакли РАМТа, Малого театра, театра «Балет «Москва», отыграл сезон рокмюзикл «TODD», периодически устраиваются концерты классической, народной, джазовой и современной музыки.

Елена Алиева, директор центра досуга и спорта «Орбита»:

- В нашем центре есть бесплатные компьютерные курсы и курсы английского языка для пожилых людей. Работа с пенсионерами — это особая методика. Я разработала авторскую программу обучения пожилых людей компьютеру. Я каждый год работаю на выборах и, когда хожу по квартирам с надомным голосованием, вижу, сколько грамотных и умных пенсионеров находятся в изоляции.

В этом деле нужен подход такой, как если бы ты учил человека читать или ходить. Стоит задача открыть перед людьми новый мир. Нужно обучать людей обращению с клавишами, так как рефлекторных навыков у них нет. Найти педагога для таких курсов — задача не из простых. Вопреки расхожему мнению, просто волонтер с этой работой не справится.

МНЕНИЕ

Бруно Белоусов, руководитель школы бального танца

Свободные танцы нового времени

В советское время бальные танцы считались идеологической формой искусства и находились под запретом. Почти повсеместно запрещали и не рекомендовали твист, шейк, рок-н-ролл из-за их «буржуазной» раскрепощенности. Если на танцевальной площадке вдруг кто-то начинал зажигать, тут же подходили патрульные и выводили нарушителей.

Но и не танцевать было невозможно! Советские композиторы писали музыку, идеально подходящую под модные в то время на Западе направления. Вот, например, мелодия «Черный кот» идеально ложится на твист. На законных правах разучить с молодежью эти танцы можно было только на вечерах, где отдыхал комсомольский актив. Продвинутая молодежь должна была уметь танцевать не только правильно, но и красиво. В школе же танцев представить подобное было невозможно.

Парадоксально, но запрет только усиливал тягу к танцу, люди кидались танцевать, чтобы хоть как-то выразить себя. На открытых площадках в столичных парках проводились настоящие балы, на которых обязательно находились какие-нибудь «хулиганы»рок-н-ролльщики.

Сейчас, когда стало можно все и даже больше, какая-то сторона особой притягательности танца исчезла. Но зато появилось великое множество направлений, среди которых любой человек может найти себе танец по душе и по возможностям. В нашей школе бальных танцев, например, обучают зумбе — это такая танцевальная зарядка для тех, кто чуть-чуть двигается по жизни, но не хочет тратить много усилий и времени на обучение. Сменились и «танцевальные мотивации»: некоторые люди, например, хотят научиться танцевать, чтобы не ударить в грязь лицом на корпоративе. Или для то го, чтобы поехать в Вену и поучаствовать там в Венском бале.

Я руковожу школой танца уже 55 лет, и смена формаций произошла буквально у меня на глазах. Что касается внешней модернизации дворца — это приведение его в современное состояние, под обозначившиеся запросы времени. До обновления ЗИЛа у нашей школы танцев, например, не было своего зала, мы проводили занятия на разных площадках. Сейчас у нас появился собственный зал с комфортными раздевалками. А также современная аппаратура. Кроме того, к нам приставлены профессиональные менеджеры, которые занимаются всеми организационными вопросами. А это совсем другой уровень работы!

НАУЧНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ, ЗАЛЫ-КОНСТРУКТОРЫ И ЛЕКТОРИИ

Оновой модели работы «ВМ» рассказала Ольга Сафрончик, заместитель директора Культурного центра ЗИЛ.

- Ольга, что удалось сделать в ЗИЛе с момента начала реформ?

- В 2012 году сюда пришла новая творческая команда под руководством Елены Зеленцовой. Она предложила новую концепцию развития, понравившуюся руководителю Департамента культуры Сергею Капкову.

В первую очередь стояла задача улучшить работу творческих направлений, действовавших во дворце с советского времени, а также создать новые, отвечающие современным запросам. Для этого была проведена экспертиза всех мастерских и детских кружков: оценивали их аудиторию, учебные планы и перспективы развития. В итоге вся деятельность в ЗИЛе была условно поделена на несколько направлений, которые курируют специально созданные подразделения.

В сфере студийной работы у нас появился «Дом танца», где в том числе работают преподаватели Международного центра танца и перформанса ЦЕХ. А для любителей традиционных направлений продолжает работать легендарная школа бального танца Бруно Белоусова, детский хореографический ансамбль «Юный зиловец» и Детский балетный театр Геннадия Ледяха. Был создан «Центр творческого развития», в котором есть музыкальные, вокальные, театральные, художественные студии. Отдельное направление — научные лаборатории Политехнического музея.

- Считалось, что основной аудиторией ДК до реформ были малообеспеченные горожане. Есть ли теперь бесплатные места в тех же детских кружках?

- Да, это 500 бюджетных мест на сезон. Бесплатные места предоставляются социально незащищенным группам населения и одаренным детям.

- А как обстоит дело со сценическими площадками дворца?

- Мы запустили четыре сценических пространства — большой зал на тысячу мест, современный зал-конструктор, который можно перестраивать каждый раз в зависимости от идеи режиссера, малый зал на 50 мест для проведения камерных спектаклей. Также возобновил работу лекторий на 250 мест, в котором проходят бесплатные лекции.

- Удалось ли Культурному центру ЗИЛ задать тренд на новый формат досуга?

- Думаю, да. Нашу модель переняли другие Дома культуры. В 2013-м по похожей схеме реформировали ДК «Москвич» и «Зеленоград». Деятельность осовременнилась по ключевым направлениям.

СТАРЕЙШИНА ЗАКРЫЛСЯ НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ 

Реконструкция ждет еще одно учреждение — дворец культуры имени героя-летчика И. М. Астахова, расположенный в Юго-Восточном административном округе столицы, на Люблинской улице. Уже закончен прием заявок от компаний, готовых взяться за эту работу.

Задача стоит все та же — приспособить старое помещение под современные требования, создать комфортные условия для пребывания посетителей, преподавателей и персонала. Запланированы замена окон и дверей, переоборудование внутренних помещений и установка звукоизоляции. Также будет восстановлена архитектурная отделка на фасаде, площадь которого составляет 2430 квадратных метров. На эти цели из столичного бюджета готовы выделить до 191,2 миллиона рублей. Планируется, что восстановительные работы займут около 16 месяцев.

Здание ДК им. И. М. Астахова построено в конце 50-х годов и введено в эксплуатацию в 1962-м. Это старейший дворец культуры в Москве. Сегодня в его кружках и студиях (а всего их 61) занимаются более 1500 москвичей, среди которых не только дети, но и взрослые. Так, во дворце есть коллективы художественной самодеятельности, детский хор, хореографический ансамбль.

Организован здесь и свой Музей боевой славы, где представлены исторические материалы о жизни летчика Астахова, а также о жителях района Люблино — участниках Великой Отечественной войны.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.