Бриллиантовый зеленый
«Сталевар Московского металлургического завода «Серп и молот» Виталий Михайлов с сыном за утренним завтраком», — написано в аннотации к этой фотографии.
Меня на ней умиляет не торжественный утренний вид сталевара, не кофе в кофейнике со сливками в сливочнике, не отсутствие матери за завтраком — хотя в постановочном-то кадре можно было бы и ее предусмотреть. Меня на этой фотографии умиляют пятна зеленки на затылке мальчишки, который, вероятно, просит отца не заставлять его доедать нелюбимый творог, даже со сметаной.
Зеленка куда большая и характерная примета времени, чем кофе, сливки, галстук на шее сталевара. Это антисептическое средство для смазывания царапин, порезов и язвочек нигде, кроме как в нашей стране, не использовалось, хотя и было изобретено в Европе. Ярко-зеленый спиртовой раствор сопровождал каждого человека буквально с самого рождения.
Нельзя сказать, что в данном случае фотограф пренебрегает эстетической стороной. Скорее, он просто не обращает на зеленые пятна внимания. Но теперь яркие метки на мальчишеском затылке совершенно разрушают гламурный, как сейчас бы сказали, вид завтрака сталевара с сыном. Эта зеленка на затылке просто разваливает эмоциональный образ. Видать, сын сталевара — тот еще сорванец. Скорее всего, у него банальная ветрянка.
Фотограф не расположил его анфас, не стал снимать лицо, потому что он напоминает зеленого леопардика. Так или иначе, но комфортная композиция снимка нарушена. Не спасает даже торжественная матроска, надетая, естественно, по случаю фотографирования, как, впрочем, и праздничная рубашка с галстуком на отце-сталеваре. Не вытягивает даже потрясающее название зеленки — «бриллиантовый зеленый». Кстати, перевод был сделан с французского. Но оболтус-переводчик французское brillant — «блестящий» перевел как «бриллиантовый». Вот и закрепилось название зеленки — «бриллиантовый зеленый раствор спиртовой для наружного применения». Так и хочется назвать мальчишку — бриллиантовый зеленый.
Прошло все это. Теперь об огромном Московском металлургическом заводе «Серп и молот» напоминает только название проезда да железнодорожной платформы. Лишь детские ссадины по-прежнему мажут зеленкой.
СПРАВКА
В медицину зеленка пришла из текстильной промышленности. Чуть позже врачи выяснили, что зеленые красители убивают микробов и подходят для обеззараживания.