Городскую синагогу не могли открыть из-за ошибки великого князя
Причем московское гетто — то есть район, в котором разрешалось жить евреям на законных основаниях, — было едва ли не самым маленьким в мире, оно занимало всего один дом возле нынешнего Гостиного Двора.
С 1827 по 1856 год евреям в Москве разрешали останавливаться (не дольше двух месяцев) только в Глебовском подворье Китай-города. Проживать же в Первопрестольной постоянно им было запрещено — действовала «черта оседлости». Тут постарались московские купцы, увидевшие в своих еврейских коллегах, появившихся в городе после пожара 1812 года, опасных конкурентов.
После 1856 года евреям было разрешено проживать в любом месте Москвы, однако еще долго центром общины были Китай-город и Зарядье. Здесь же появилась и первая синагога — в Москве, на перекрестке торговых путей, заключалось много браков.
Нынешняя монументальная синагога в Спасоглинищевском переулке была перестроена на основе частного здания архитектором Семеном Эйбушитцем в 1891 году. Однако вскоре наступило десятилетие гонений. Рассказывают, что генерал-губернатор Первопрестольной, великий князь Сергей Александрович, проезжая мимо синагоги в Спасоглинищевском, по ошибке перекрестился на нее и так разгневался на свою оплошность, что купол синагоги приказал снести, а само здание опечатать...
Но после того как вышел манифест Николая II о свободе вероисповеданий, синагога все-таки открылась, и не одна: на Большой Бронной к тому времени из еще одного частного особняка построили новую, до поры до времени тайную. К этому моменту московская еврейская община уже была рассеяна по городу, и положение ее членов в деловой жизни столицы было весьма завидным.