ср 20 ноября 07:45
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Балет на линии огня. Концерт будет продолжаться, даже если артист ранен

Актеры МХАТ имени Горького попросили Путина защитить театр

Трое дорожных рабочих пострадали при ДТП в Кутузовском тоннеле

Полковник «Альфы» объяснил, как нападавшему удалось победить капитана спецназа ФСБ

Адвокат водителя из Мытищ рассказал, как у обвиняемого оказался нож

Ученые предложили новый способ защиты печени от алкоголя

Стали известны подробности смерти рок-певицы Надиры Садыковой

Пресняков-старший объяснил секрет долгого брака ленью

Диетолог объяснила, почему на работе нужно отказаться от супа и котлет

Рудковская показала архивное фото с историком Соколовым

Танцовщица из Петербурга бросила Джонни Деппа

Три самых громких и дорогих развода в России

Закоренелый холостяк Киану Ривз решил жениться

Балет на линии огня. Концерт будет продолжаться, даже если артист ранен

Все для Победы. В том числе и высокое искусство. Театральные деятели не оставались в стороне. Артисты первой величины отправлялись на передовую. За годы войны театральные бригады дали более миллиона концертов — на импровизированных сценах, на башнях танков, в открытых кузовах полуторок.

Ищите зрителя! На фронте

В первые месяцы войны многие столичные театры были эвакуированы в тыл. Но уже в начале 1942 года, после разгрома немецких войск под Москвой, театры начали возвращаться в столицу. Но артисты понимали, что их место там, где их зрители, которых они должны вдохновлять своим искусством.

Ни авианалеты, ни грохот канонады не могли остановить театральные выступления. Одна из бомб, упавших на Москву, разрушила здание Вахтанговского театра на Старом Арбате, в тот день погибли ведущие актеры, но работа над новым спектаклем не прерывалась ни на миг.

Тогда еще не было пьес военно-патриотической тематики, но очень быстро эта брешь в современной драматургии была ликвидирована. Пьеса «Русские люди», созданная в 1942 году Константином Симоновым, — драма о трудностях войны как непрерывном испытании всех человеческих сил. Сцены из «Русских людей» сразу же начала публиковать главная газета страны «Правда». Затем появились пьесы «Нашествие» Леонида Леонова, «Фронт» Александра Корнейчука... Все они о подвигах солдат и тружеников тыла.

В атмосфере первых военных спектаклей остро ощущалось понимание того, что война не кончится «через месяц и не больше», как поется в известной песне на стихи Геннадия Шпаликова. Она будет затяжной и жестокой, и надо готовиться к тому, что придется преодолеть многие тяготы.

Здесь только что шел страшный бой...

В январе 1942 года из ведущих артистов столичных театров формируют концертные бригады. Они регулярно выезжали на фронт. Участников этих бригад, к сожалению, уже нет в живых, но театрально-фронтовые дневники бережно хранятся в Бахрушинском музее.

— Вы держите в руках дневник фронтовой бригады Московского государственного Камерного театра, — говорит мне Александр Рубцов, заместитель генерального директора Театрального музея имени А. А. Бахрушина. «7 сентября 1942 года. Вечером — концерт в клубе госпиталя для командного состава.

Зал был переполнен. Встретили очень тепло. Концерт кончился довольно поздно. После окончания концерта выступил комиссар с благодарностью. С утра — концерт для ракетных и — дальше, в путь, ближе к фронту».

— Ближе к фронту — это не просто слова, — поясняет Рубцов. — Артисты действительно выезжали туда, где шли жестокие бои.

«1 ноября 1942 года. Мы прибыли в подразделение, где только что был страшный бой, все еще дымится и всюду уставшие люди. Кто же поднимет им боевой дух, если не мы?» — читаю в дневнике театральной бригады вахтанговцев.

Артисты Театра сатиры попали в окружение

Артисты часто попадали под артобстрелы и бомбежки, оказывались в самом пекле боев. Фронтовая обстановка менялась быстро: отступление — наступление, атаки, тревоги. Многие актеры получали ранения, были, конечно, и убитые. Память о героях хранят доски почета, установленные в театрах столицы.

Одна из самых драматических страниц — судьба артистки Московского театра сатиры — Валентины Токарской, которой до войны восхищались Зощенко и Горький, Ильф и Петров, Катаев и Протазанов. 13 сентября 1941 года в составе концертной бригады она тоже отправилась на фронт — в расположение армии Рокоссовского. Внезапная атака противника — и артисты оказались в кольце врага. Попытки самостоятельно выйти из окружения не увенчались успехом, и долгие четыре года Валентина Токарская провела в немецком плену. Только в конце 1945 года она вернулась в Москву.

Но вместо радости актрису ждали тяжелые испытания: приговор «за пособничество врагу» и снова лагерь, на этот раз советский. И лишь после 1953 года она вернулась в Москву, в свой Театр сатиры. «К сожалению, я не мог ей предложить ничего достойного, — говорил о Токарской худ рук театра Валентин Плучек. — Когда она просила меня позволить ей хотя бы молча постоять в углу сцены, я понимал, что все внимание зала все равно будет сосредоточено на ней. А Валентина Георгиевна сама была человеком-театром. В 1993 году ей, минуя звание заслуженной, было присвоено звание народной артистки России».

Каватина Фигаро под огнем Вот в моих руках дневник другой театрально-фронтовой бригады — Большого театра СССР. Артисты Большого в составе 10 человек выехали на фронт 29 июля 1942 года.

Вся бригада — солисты балетной и оперной труппы театра, музыканты оркестра и одна чтица. На передовую добирались в «трехосном автобусе», который по дороге сломался. Заночевали в открытом поле, а наутро своим ходом они продолжили путь. Кстати, автобус в те времена был большой роскошью, в основном театральные бригады переезжали с места на место в открытой полуторке, как и солдаты. Удобства — в поле, размокшем от дождей.

Из дневника бригады, который артисты вели ежедневно, я выуживаю фразу: «Бойцы части только что успешно отразили атаку врага. С каким восторгом нас встретили! На поляне среди землянок и окопов расчищена площадка, служившая нам сценой. Солдаты убрали срезанные снарядами стволы деревьев, а саму «сцену» укрыли маскировочной сеткой».

Каким же был репертуар того дня, 18 сентября 1942 года? Сусанна Звягина и Владимир Хрусталев (солисты балета. — «ВМ») исполняли Кабардинскую лезгинку, венгерский народный танец чардаш и цыганскую рапсодию.

Солист оперы Воробьев спел «Песню о Сталине» композитора Блантера, «Кавалеристскую песню» Бакалова, песни Кантора, Фельдмана и на бис — Каватину Фигаро Россини. Прозвучали «Тарантелла», «Походная песня», «Материнский__ наказ» Константина Листова, «Казачья», «Дождик» и русская народная песня «Бубенцы». Неожиданно раздался сигнал воздушной тревоги и заработала вражеская артиллерия, пристреливая театральную поляну. Но концерт продолжался.

В дневнике остался отзыв: «Ваш творческий труд вдохновляет нас на новые боевые подвиги во славу нашей Родины и русского оружия». И ниже подписи: генералы, полковники, майоры.

Загримировали Большой театр и примадонну

На фронт выезжали и самые известные солисты Большого театра: солистка балета Ольга Лепешинская и оперная певица Надежда Обухова. Когда они приезжали в крупное воинское соединение или в дивизию, на концерт собирались по четыре тысячи зрителей! Иногда ставили две полуторки рядом, и сцена становилась большой.

Но Лепешинская танцевала свои балетные партии даже на одной полуторке. Балетное искусство изящное, легкое, и она танцевала в открытом кузове, в пачках и на пуантах, под постоянной угрозой обстрела.

Никаких театральных кресел, как, впрочем, и стульев, конечно, не было. Бойцы сидели на ящиках из-под снарядов, а то и прямо на траве, постелив плащ-палатку. Иногда на расстоянии друг от друга вкапывались в землю два чурбачка, на них укладывали березовые стволы, и на таких насестах рассаживались зрители.

23 августа 1943 года во время выступления Надежды Обуховой начался минометный обстрел. Артисты поспешили в укрытие, кто-то, взяв в руки оружие, вместе с бойцами отбивал вражескую атаку. Вынужденный антракт растянулся на два часа. Во время выступления народную артистку задело осколками мины — ей повредило лицо. Военные врачи тут же оказали артистке медицинскую помощь, после чего она, несмотря на отговоры, продолжала петь перед бойцами.

Когда Обухова в составе театрально-фронтовой бригады вернулась в Москву, ее пригласили участвовать в правительственном концерте по случаю очередной годовщины Октябрьской революции. В целях безопасности концерт должен был состояться на одной из станций Московского метрополитена. «Как же я буду выступать, — удивилась певица, — у меня же лицо поранено». «Не волнуйтесь, — сказали ей, — мы же загримировали Большой театр, загримируем и вас».

В годы войны здание Большого театра, как и многие другие строения в центре Москвы, было укрыто от налетов вражеской авиации маскировочными сетками.

Второй концерт Надежды Обуховой, как и первый, прошел под гром аплодисментов.

Премьера прошла дважды

О той удивительной атмосфере, в которой проходили фронтовые концерты, мы узнаем из дневника театральной бригады Государствен ного московского театра им. Евг. Вахтангова: «2 июля 1942 года. Сегодня ответственный и волнительный для бригады день.

Мы начинаем работу на ЮгоЗападном фронте. Запланированы два концерта, и вечером — спектакль для командования танковой бригады.

В 10 ч. на машине выезжаем в часть. Приезжаем в небольшой лесок. Играем на грузовике. Несмотря на то что концерт достаточно проверен и шел много раз, все чрезвычайно волнуются. Ощущение премьеры. Публика сидит боевая, среди публики вчерашние наши танкисты. Концерт проходит на очень хорошем художественном уровне…» Артисты фронтовых бригад были настолько популярны, что даже во времена битломании ливерпульской четверке такое не снилось.

Был случай, когда фронтовая бригада ехала к танкистам, а по дороге ее перехватили кавалеристы и увезли к себе. Когда концерт закончился, ночную тишину наполнил скрежет гусениц и шум моторов: это приехали танкисты и устроили дружескую разборку со своими однополчанами. Что делать? Пришлось театральной бригаде повторять выступление — уже при свете танковых фар.

Это далеко не единичный случай. Просто о них в театральных дневниках писать было не принято.

Четыре концерта в день

Концерт собрать просто. Сложнее было привезти на фронт драматический спектакль, где нужны декорации, костюмы, реквизит. Конечно, театральную мебель на передовую никто не возил. Декорацией обычно служили ящики из-под снарядов, а театральным занавесом — маскировочные сетки. С гримерками для артистов приходилось импровизировать. Чаще всего между деревьев натягивали плащ-палатки, и за пропахшими порохом «шторками» артисты переодевались, гримировались. Листаю дневник 2-го Фронтового театра Всесоюзного театрального общества, составленного из артистов Театра им. Евгения Вахтангова.

«8 июля 1942 года. Концерт задерживается из-за того, что не был подготовлен свет, мебель… Играли в большой конюшне, в которой к нашему приезду была сколочена сцена — помост окаймлен березками и елками… Зрителей 500 человек…» Вот еще один дневник — фронтовой бригады ордена Ленина Малого театра. Артисты выехали на северо-западный фронт 8 мая 1942 года. Подготовили программу: стихотворения Твардовского, «Песню о Соколе» Горького, монолог из пьесы «Укрощение строптивой» Шекспира, романсы и арии, соло на баяне. Ну и — какой же Малый театр без Островского — отрывок из пьесы «На бойком месте».

За одну поездку фронтовая бригада Малого театра выступила 36 раз, иногда давая Ровно 73 года назад в Москве началось формирование театрально-фронтовых бригад — одно из удивительных и, безусловно, уникальных событий в театральной жизни столицы военных лет. Есть такая фраза: «Когда пушки стреляют, музы молчат». Но это не о нас, не о нашем искусстве, и уж конечно, не о нашем театре. Ведь в годы Великой Отечественной войны жизнь столичных театров не прекращалась ни на один день: ни в городе, ни в эвакуации, ни на фронте. Даже если артист ранен по четыре полноценных представления в день. 16 мая 1942 года, концерт на аэродроме для командного состава и зенитчиков. Во время представления раздался сигнал воздушной тревоги. Авианалет продолжался больше часа, сразу после отбоя артисты Малого театра вновь вышли на сцену.

И хочется бить врага

Многие фронтовые дневники испещрены рисунками, зарисовками, которые делали сами артисты. В них вклеены подлинные документы, благодарственные письма и приказы. Эти драгоценные записи превратились в уникальную летопись театрально-военной жизни Москвы.

Я читал эти дневники и думал: как определить ту роль, которую сыграли артисты в Великой Отечественной войне? Чем измерить вклад фронтовых бригад в Победу? Ответ я нашел в письме бойца, которое также хранится в Музее Бахрушина. Он писал Надежде Обуховой: «Идет бой, свистят пули, но какому-то замечательному человеку пришла в голову мысль повесить на покосившийся столб репродуктор, из которого звучит ваш голос. Я слушаю вас и сразу вспоминаю свой дом, и мне не так страшно, и хочется бить врага…» Враг был многократно бит. И музыка звучала.  

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Рубцов, заместитель генерального директора Театрального музея имени А. А. Бахрушина

- Театрально-фронтовые дневники были созданы по инициативе сотрудников архивно-рукописного отдела Бахрушинского музея сразу после начала войны в 1941 году. На титульном листе шел текст, адресованный участникам театрально-фронтовых бригад: «Уважаемые товарищи, вы делаете большую, нужную работу, помогая нашей доблестной Красной Армии в защите социалистической родины, воюющей против фашистских полчищ. Вы вдохновляете наших бойцов на новые подвиги. Ваша работа войдет почетной страницей в историю советского искусства, как и участие всей советской интеллигенции в Великой Отечественной войне. Фиксируйте наиболее важные эпизоды вашей работы, записывайте, собирайте фотографии, отражающие выступления фронтовых бригад».

СПРАВКА

В феврале 1942 года из самых знаменитых артистов Большого театра, Вахтанговского, Малого, Красной Армии и других московских театров стали формироваться фронтовые театральные бригады. Их программы строились по принципу сборного концерта: сценки, монологи, отрывки из драматических спектаклей, сатирические скетчи, оперные арии, чтецы.

Деятельностью фронтовых бригад руководил штаб, созданный в Москве при Центральном доме работников искусств. К работе театрально-фронтовых бригад предъявлялись требования военного времени. Помимо высокого профессионального мастерства и патриотического репертуара, артисты должны были проявлять мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой.

Фронтовой бригадой № 1, обслуживающей воинские части, защищавших Москву, руководил Илья Раевский, бригадой № 2 — Алексей Дикий, № 3 — Юрий Завадский, бригадой № 4 — Соломон Михоэлс. Из литературновокальной группы Всероссийского театрального общества формировались небольшие бригады, обслуживавшие госпитали и эвакопункты Москвы. Всего в годы войны работало около четырех тысяч фронтовых бригад. В них принимали участие 42 тысячи актеров, многие выступали на фронтах по 300 раз. Театральные бригады за годы войны провели для советских воинов 1 350 000 выступлений.

ОБ АВТОРЕ

Игорь Логвинов. Спецкор «ВМ», член Союза писателей России, член Союза кинематографистов РФ, автор материалов о жизни знаменитостей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Театр военных действий лейтенанта Алексея Смирнова. Актеру Алексею Смирнову, знаменитому Макарычу из фильма «В бой идут одни «старики», 28 февраля исполнилось бы 95 лет. Его узнавали на улице и улыбались. Ну а как еще, ведь он всегда был такой смешной… (далее...)

Новости СМИ2

Сергей Лесков

Главный процесс столетия

Игорь Воеводин

Турист как добыча для террориста

Ольга Кузьмина  

Художника обвинили в педофилии и расизме

Виктория Федотова

Девочка с ДЦП сделала родителей миллионерами

Юрий Совцов   

Что осталось от многовековой дружбы

Никита Миронов

Купи, водитель, «красивый» номер!

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Рассказать вовремя

Чтобы помнили. Как школьникам рассказывать о войне

Собрал лучшего робота на международном чемпионате

Вдохновило творчество Фриды Кало

Рождение фотографии. Все началось с медной пластинки