Карьера учителя приобретает вертикальный взлет
Насколько необходима такая градация? В эфире сетевого вещания «ВМ» побывала Виктория Молодцова, шеф-редактор московской «Учительской газеты».
— Цель этой инициативы Министерства образования — сделать карьеру учителя вертикальной и упорядочить штатное расписание, — пояснила Виктория Николаевна в эфире. — Ведь сейчас карьера педагога — это завуч и директор.
По словам нашего эксперта, помощники и ассистенты нужны прежде всего учителям пенсионного и среднего возраста. Потом из этих помощников (например, лаборантов или людей, обслуживающих компьютерную технику) могут вырасти настоящие учителя. Кстати, бывает, что учителями в школе хотят поработать родители. При наличии высшего образования им в некоторых школах предлагают работу помощника учителя. Эта схема уже работает.
— Главным учителем может быть председатель методического объединения, — считает наш эксперт. — А о том, что молодым педагогам нужен наставник, говорят уже давно и сами молодые учителя, и даже молодые директора школ. Они не против этого! Кстати, во многих странах выпускник вуза сначала должен бесплатно поработать помощником учителя, затем сдать экзамены на право работы в дополнительном образовании, а потом на право быть помощником учителя, и только потом он может претендовать на звание школьного преподавателя. К тому же посмотрите: вузы выпускают и выпускают учителей, а учительских вакансий в школах города практически нет. Так куда идти выпускникам? Правильно, сначала ассистентом учителя!
По словам Виктории Молодцовой, эксперт нужен, чтобы оценивать качество образования. Он должен регулярно ходить на уроки, проверяя, как они ведутся, какие знания дают детям.
Что касается финансирования, то московские школы, по словам эксперта, сейчас могут сами формировать свое штатное расписание: решив, что помощники учителя или эксперты нужны, директор просто может внести в список эти должности.