Билеты не дешевеют, потому что летаем на иномарках
— Билеты дорожают потому, что еще в начале 1990-х годов мы убили отечественное самолетостроение. Сейчас 95 процентов авиаперевозок, которые осуществляют отечественные компании, совершаются на иностранных самолетах, — пояснил Олег Михайлович. — При этом, учтите, 25–30 процентов всех расходов авиакомпании — затраты на поддержание летной годности бортов. А все детали для тех же боингов и аэробусов закупаются за доллары и евро, курс которых серьезно вырос.
Любой крупный ремонт, связанный с разборкой самолета, делается за границей, на заводах-изготовителях. И цены тоже — в долларах и евро. А где проходят дополнительную подготовку пилоты? Тоже за границей. Обучение, проживание, питание — это тоже валютные расходы, которые авиакомпании, разумеется, вынуждены перекладывать на плечи пассажиров. Поэтому рублевые цены на билеты так стремительно растут.
- Говорят, что многие самолеты вообще не принадлежат компаниям, а взяты в лизинг.
- Это правда. Поэтому авиакомпании вынуждены платить по 300–500 тысяч долларов ежемесячно. И попробуй просрочь платеж — борт арестуют в первом же иностранном порту! Чтобы найти средства на лизинг во все дорожающей валюте, авиакомпании опять же повышают рублевые цены.
- Аналитики приводят данные: авиаперелеты по России стоят в среднем вдвое дороже, чем за рубежом. Почему так?
- Потому что у нас совершенно не развита система лоукостеров — компаний, продающих дешевые авиабилеты. Один пример: в США в прошлом году перевезли 800 миллионов пассажиров. Из них 55 процентов — компаниями-лоукостерами. Люди летают буквально за 50–100 долларов! В Европе — похожая ситуация. Там 45 процентов пассажиров летают лоукостерами. А у нас из крупных остался только один — «Победа».
- Но ведь встречаются и другие! Правда, нередко получается, что реально их билеты дороги.
- Это обыкновенное мошенничество. Авиакомпания объявляет, что ее билеты стоят, скажем, 3 тысячи рублей. А когда пассажир пытается их купить, то выясняется, что не 3, а все 12 тысяч — как у других перевозчиков. А те, что за три — «только что закончились». Такой вот маркетинговый ход для привлечения клиентов. Если компания лоукостер продает билеты по среднерыночным ценам, то это должно караться — пусть к этой истории подключается антимонопольная служба.
- Получается, что дешевые авиа билеты нам в ближайшее время не светят?
- Я думаю, государство должно принять меры поддержки для компаний-лоукостеров. Вопервых, для снижения цен на билеты необходима соответствующая инфраструктура — дешевые аэропорты, где ставки и сборы минимальны.
Ведь сейчас, на минуточку, они составляют до 30 процентов от всех затрат авиакомпаний! Также немаловажно изменить законодательство, которое сейчас заставляет авиакомпании, к примеру, провозить багаж или предоставлять питание, а это, опять же, отражается на той сумме, которую пассажир обязан выложить за билет.
В целом же, я думаю, билеты начнут дешеветь, если мы возродим отечественное самолетостроение. Ведь когда все комплектующие самолетов производятся в России, когда ремонт бортов и обучение персонала станут проходить здесь, затраты авиакомпаний снизятся.