Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Совершеннолетний мэр. Милан Бандич отметил 16 лет на должности главы Загреба

Общество
В Европе все больше людей, которые отказываются плясать под одну политическую дудку, а имеют свой собственный взгляд на происходящие события. Они не боятся быть подвергнутыми жесткой критике со стороны либералов разного толка. Они открыто выражают свое мнение и отстаивают его. Многие из них занимают высокие должности во властных структурах. «ВМ», представляя сегодня интервью с мэром Загреба — неординарной личностью и политиком, — одновременно объявляет и об открытии Клуба мэров «ВМ» — истинных друзей Москвы. В этой рубрике мы дадим слово руководителям городов-побратимов российской столицы как из Восточной и Центральной Европы, так и западной ее части.

Милан Бандич шестнадцать лет работает мэром столицы Хорватии. В эксклюзивном интервью корреспонденту «ВМ» он рассказал, что стоит за таким долголетием.

С кем поведешься

- Если не возражаете, то давайте начнем наш разговор с темы взаимоотношения двух столиц — Загреба и Москвы? Есть у них какие-то деловые связи?

- В феврале следующего года исполнится пятнадцать лет нашему договору о сотрудничестве. Я хорошо помню тот холодный зимний день, когда мы в Москве подписывали этот документ: мороз был под 30 градусов, да еще с ветром. Но наши отношения выдержали и непогоду, и другие испытания.

- Все ли удалось сделать из того, что прописано в договоре?

- Не все, но многое. Например, в области культуры. В деле создания различных общественных организаций. В сфере транспорта, экологии.
Экология — серьезная проблема для нас… И для нас тоже. Мы, к примеру, воспользовались вашим опытом в технологиях очистки воды. Именно москвичи создали очень хорошие фильтры. Я знаю, что Москва сейчас широко использует практику оплаты водителями парковок через sms. А пионерами в этом деле были мы.

Мы, градоначальники, лишь открываем двери, за которыми необъятное поле для взаимовыгодного сотрудничества. А реализуют конкретные проекты службы, экспертные группы, частные предприниматели.

Москва — огромный город. Загреб не такой большой, но заботы у городских властей похожие: коммунальное хозяйство, общественный транспорт, социальная политика, здравоохранение… За последние 15 лет я много раз навещал Москву, встречался с вашим мэром Сергеем Собяниным и всегда с радостью замечал те позитивные перемены, которые там происходят.

- Как я понял, две наши столицы роднит и еще одни признак: это города мультикультурные, многонациональные, с наличием разных конфессий.

- Да, в Загребе, как и в Москве, мирно живут люди разных национальностей и вероисповеданий. Восемь разных конфессий. Представители национальных меньшинств, а их здесь более 20, обычно первыми поздравляют меня с победой на выборах в градоначальники. Не знаю, как это им удается — заранее выведать.

Кстати, о конфессиях. Знаю, что уже не первый год обсуждается возможность встречи глав Католической и Православной церквей. Почему бы такую встречу, если договоренность о ней будет достигнута, не провести у нас в Загребе? Это был бы хороший сигнал для всех христиан — жить в мире и согласии.

- Москва сейчас проявляет массу усилий для привлечения туристов. А как Загреб чувствует себя в этой сфере?

- В этом году число наших гостей выросло на восемнадцать процентов — это самый высокий результат в истории города. Особенно много туристов приезжают на рождественские праздники, которые продолжаются почти месяц.

Я приглашаю вас и ваших коллег в эти дни — будете моими гостями. Убедитесь, как мы умеем принимать друзей.

Причем, хочу подчеркнуть, все вышесказанное относится не только к столице России, но и к нашей дружбе с Санкт-Петербургом. Буквально на днях мы проводили делегацию из этого замечательного города, которую возглавлял губернатор Полтавченко. Следующий шаг за нами: наши посланцы навестят Питер в конце года, уже решено, что мы обменяемся символическими новогодними елками и не символическими, а вполне материальными подарками для детей.

В планах также наладить дружеские отношения с российскими городами Казанью и Якутском.

- А с администрациями западноевропейских городов у вас есть связи?

- Из столиц и крупных городов двадцати восьми государств, входящих в Евросоюз, у нас подписаны соглашения о сотрудничестве с двадцатью двумя. Самые теплые отношения связывают нас с Веной, где мэр занимает свой пост уже больше 20 лет подряд.

Мэрские «привилегии»

- Вы тоже, можно сказать, ветеран этой профессии — 16 лет в градоначальниках. Нет ли уже усталости? Не замылился ли глаз? Не возникает ли ощущение, что годами ходите по одному и тому же кругу?

- Нет. Дело в том, что свою работу я по-прежнему делаю с тем же увлечением, что и много лет назад. Я люблю ее, как можно любить прекрасную девушку.

- Не противоречит ли ваше столь долгое пребывание на выборной должности демократическим принципам, о которых так охотно вспоминают в Европе?

- Пока люди мне доверяют и все это происходит в рамках существующих законов, нет, не противоречит.

Лидером нужно родиться, это тридцать процентов успеха любого политика. А остальные семьдесят процентов заключаются в том, что если ты ступил на эту дорогу, то должен работать в три раза больше любого другого человека. Работать по 18 часов в день без отпусков и выходных.

Когда тебя выбирают в первый раз, то большую часть своей риторики ты тратишь на критику предшественника, а остальное приходится на обещания и на твой шарм. Во второй раз ты должен показать, что конкретно сделал на своей должности. В третий и четвертый — показать еще более впечатляющие результаты. А знаете, какая опасность ждет, если ты избираешься в пятый раз? Нельзя расслабляться. Напротив, ты должен приложить гораздо больше усилий, чем в первый раз.

Обо всех прежних достижениях надо забыть. Снова — как в первый раз.

Кстати, когда меня избирали в пятый раз, я шел на выборы, как частное лицо, за мной не было никакой партии или общественной организации.
Опирался исключительно на то, что сделал для города и горожан.

- Если говорить о достижениях, то какие из них стали для вас самыми значительными за эти годы?

- Все было важным. В Загребе нет и стометрового участка, где бы ни ощущалось моего присутствия как мэра. Мне знакомы каждая улица, каждая церковь, все общественные организации, все значимые предприятия. Я близко знаю огромное число людей, причем из разных сфер. Меня считают своим пожарники, охотники, защитники старины, спортсмены… Многие общественные организации избрали меня своим председателем. И это не формальная дань моей должности, а реакция на конкретные дела.

- Я обратил внимание на то, что Загреб опрятный город. Это что — результат работы коммунальных служб или следствие аккуратности горожан?

- А чему вы удивляетесь? Наш город должен быть безупречен, как и любая другая европейская столица. Здесь тот самый случай, когда и мэрия, и горожане в стремлении навести порядок идут навстречу друг другу. Бывает, прогуливаясь по главной площади Загреба в воскресенье вечером, я специально брошу бумажку, чтобы проследить, что будет дальше, когда она окажется в мусорном контейнере.

- Насколько я знаю, каждый мэр имеет какие-то свои фирменные приемы или привычки. Один по субботам объезжает все значимые строительные объекты, другой во внеурочный час может нагрянуть с проверкой в местные полицейские участки, третий организует прием граждан прямо на улице. А чем в этом смысле отличается загребский градоначальник?

- У меня иной раз возникает желание сдать в аренду вот этот офис, где мы с вами говорим. В принципе он мне не нужен. Я должен находиться там, где возникает какая-то проблема.

Обычно я не веду прием граждан, а встречаюсь с людьми там, где они живут, работают, отдыхают. У нас есть для этого большой автобус, куда сажусь я и еще сорок человек, представляющих разные департаменты и службы, на нем мы и отправляемся на встречи с людьми. Это происходит регулярно.

- А вот если житель Загреба захочет обратиться в мэрию с какой-то жалобой или предложением, трудно ему будет попасть на прием к соответствующему чиновнику?

- Если человек не получит помощи, то он вправе явиться лично ко мне, двери открыты с 15:30 до 16:30 ежедневно.

Вот видите это объявление — такие расклеены у входа во все наши муниципальные учреждения. Здесь написано: «Градоначальник и городская администрация работают для вас. Здесь вы можете получить ответы на все интересующие вас вопросы, а также помощь в решении ваших проблем.
Все ваши проблемы — это проблемы нашего города, поэтому мы вас ждем. Если в тот же день вы не получите исчерпывающих ответов на свои претензии или вопросы, то обращайтесь прямо к мэру».

- И что сделает мэр?

- Поможет — это раз. И уволит нерадивого чиновника, который не отреагировал должным образом на обращение.

Плюс Беслан

- Знаете, от кого я про вас услышал? От осетинской учительницы, которая со слезами на глазах рассказала, что городская администрация Загреба вот уже одиннадцать лет за свой счет принимает летом на отдых детей Беслана. Расскажите, как все это происходит?

- Я расскажу, как это было минувшим летом. Я приехал на море, в то место, где отдыхают дети, вместе с российским послом и двумя вашими генералами Русланом Аушевым и Валерием Востротиным. Аушев в те трагические дни, когда бандиты захватили школу, сумел вывести женщин с младенцами. И вот представьте наши чувства: в группе школьников, приехавших теперь из Беслана, оказались три девочки, спасенные им.
Сейчас они старшеклассницы. Вот какая волнующая получилась встреча!

Человек свободен и счастлив настолько, сколько места для этого в его сердце. Чтобы оказать помощь другим людям, надо вначале посмотреть, есть ли для этого силы у тебя самого. Испытываешь ли ты бескорыстную внутреннюю потребность сделать это? Если да, то — вперед.

Каждое лето ученики первой бесланской школы приезжают к нам на побережье, отдыхают, загорают, они счастливы. Значит, счастливы и мы — оттого, что можем это сделать. За эти годы мы приняли никак не меньше шестисот школьников из Беслана. Все затраты на их дорогу из России и пребывание здесь несет городской бюджет Загреба.

- И как долго, по-вашему, будет продолжаться этот гуманитарный проект?

- Пока я занимаю хоть какую-то значимую должность, он не прекратится.

- Что вы думаете о войне санкций, которая развернута против России?

- Последняя встреча Путина и Обамы вселяет надежду на то, что вернется взаимное доверие. К сожалению, холодная война, которая была тридцать лет назад, снова вернулась. И так, похоже, будет еще сто лет.

Мы строим наши отношения с окружающим миром на базе свободы, демократии и уважения партнеров. И призываем к этому других. Решения должны приниматься не под влиянием эмоций, а трезво, без применения грубой силы.

Противоречия следует решать мирным путем, искать компромиссы, продолжать диалог, учитывать особенности той или иной страны.
Альтернативы мирному существованию нет. Свобода блестит сильнее золота.

- Загреб не миновала проблема беженцев. Слышал, что вы наготове держите площади огромного выставочного центра — чтобы в любой момент переоборудовать их под центр помощи людям, гонимым войной. А есть ли у вас рецепт: как в принципе покончить с этой бедой? Как я понимаю, у Брюсселя такого рецепта нет, еврочиновники в растерянности.

- Проблема очень непростая. Она существует много десятилетий. Все упирается в борьбу за ресурсы, которыми так богат регион Ближнего Востока. Пока оттуда идут нефть и газ, там будет неспокойно, это факт.

- Правда, что вы предложили свой загородный дом отдать беженцам?

- Да, я готов хоть сегодня принять и разместить у себя семью беженцев.

С дистанции не сойду

- Готовясь к интервью, я обнаружил, что вас упрекали в злоупотреблениях, превышении полномочий, других грехах…

- А разве у вас в России не так? Кто постоянно что-то делает для людей, кто активен и нацелен на результат, тот всегда под прицелом всяких недоброжелателей и завистников. Загреб — это треть всего ВВП нашей страны и всегда находится много желающих порулить столицей.

Против меня велись всякие грязные компании, выдвигались судебные иски, но я все эти процессы выиграл. И так будет всегда. За мной — шестнадцать лет бескорыстной службы на благо горожан, это очень сильный аргумент в любом споре.

- То есть можно считать, что подобные неприятности — это неизбежная издержка вашей работы градоначальником?

- Я не знаю, как в России, а у нас вам простят все кроме успеха.

- С чего начинается ваше утро?

- С десятикилометровой пробежки. Бег — моя страсть. Могу похвастаться: одолел 15 полных марафонов и два супермарафона — каждый по 60 километров. В год набегаю три с половиной тысячи километров, это примерно как расстояние до Москвы и обратно.

- Какие ценности, кроме семьи, для вас кажутся самыми важными?

- Да, вы правы, семья — это самое главное. Супруга, дочка… Мама, ей 86 лет, живет в Герцеговине. Еще собака — золотой ретривер. Я их всех люблю. Людей люблю. И окружающую жизнь. Нет ничего сильнее любви. Это мой бог. Без него нет счастья.

- Как вы собираетесь отпраздновать свое шестидесятилетие в ноябре этого года?

- Приду в самый бедный район Загреба, там приготовим большой пирог и вместе с гражданами этого района его съедим. Я полагаю, что сейчас, когда в мире так много разных бед, не время для пышных праздников, банкетов и фейерверков.

- Говорят, что ваши политические амбиции еще далеко не удовлетворены...

- За эти 16 лет Загреб стал настоящей европейской столицей. Средний уровень жизни здесь выше в два с половиной раза, чем в целом по стране.
Разве это плохо, если я смогу сделать то же самое и для всей Хорватии?

ДОСЬЕ "ВМ"

Милан Бандич родился 22 ноября 1955 года в городе Груде (Босния и Герцеговина). Окончил факультет политических наук университета в Загребе.

Политическую карьеру начал в 1995 году, став советником мэра хорватской столицы и депутатом городского совета. Возглавлял столичное отделение Социал-демократической партии. Сегодня это один из самых влиятельных политиков Хорватии. Пять раз избирался мэром Загреба. Ему присвоено звание «Почетный гражданин города Беслана».

Жена Весна. Дочь Анна-Мария.

КСТАТИ

В Европе самым большим долгожителем на посту мэра сейчас является венский градоначальник Михаэль Хойпль. Он пришел в здание ратуши в 1994 году и с тех пор неизменно оставался бургомистром. Недавно 64-летний Хойпль выиграл очередные выборы.

Однако мировой рекорд принадлежит американцу Хилмару Муру, который управлял городом Ричмонд в течение 63 лет. Мур 32 раза (!) побеждал на выборах.

Он умер в 2012 году, однако еще при его жизни горожане поставили своему мэру памятник на главной площади Ричмонда.

ОБ АВТОРЕ

Владимир Снегирев - собственный корреспондент «ВМ» в Европе побывал в столице Хорватии и пообщался с мэром Загреба.

 

 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.