Великая американская пирамида
Осень 1927 года стала началом краха американской экономики, от которого она оправилась только спустя десятилетие.
Родина пирамид
Известный экономист Алан Рейнолдс как-то сказал: «Весь ужас Великого краха состоит в том, что ему не найдено объяснения. Осталось ощущение, что это может произойти без предупреждения и без причины». Действительно, о причинах Великой депрессии спорят до сих пор.
Однако при всем многообразии мнений экономисты сходятся в главном: Америку сокрушил один из столпов капитализма — тот самый фондовый рынок, который стал причиной экономического кризиса в 2008 году.
И вполне может быть причиной сегодняшнего.
Накануне самых, пожалуй, драматических событий в истории США в стране царили бум на рынке недвижимости и состояние неудержимой эйфории. Спекулировать акциями и недвижимостью стало необычайновыгодно. Рынок ценных бумаг рос как на дрожжах.
Акции можно было купить всего за 10 процентов от их стоимости, а остальные 90 процентов расценивались как краткосрочный кредит. Таким образом, имея на руках 100 долларов, можно было купить акций на 1000 долларов, которые затем продавались с прибылью в 100 долларов. Кроме того, именно тогда зародился такой характерный для эпохи сверхпотребления феномен, как финансовая пирамида. Одной из самых первых и известных мошеннических схем считаетсясхема, воплощенная в жизнь в 1920-х годах Чарльзом Понци. Он выплачивал «дивиденды» инвесторам из сумм, собираемых с новых клиентов, которых находили его сообщники, уверяя людей в том, что «пирамидостроитель» имеет секретную стратегию для проведения валютных спекуляций. Понци обещал своим инвесторам 60 процентов годовых (при тогдашних ставках около 5 процентов). Так он смог собрать около 8 миллионов долларов за относительно короткий промежуток времени и вовлечь в свою пирамиду не одну тысячу людей.
К великому сожалению инвесторов, их средства были просто разворованы, а самого Понци арестовали и отправили в тюрьму.
Фонд, который лопнул
Иными словами, накануне краха фондовой биржи в Америке 30-х творилось то же самое, что в России начала 90-х в офисе МММ на Варшавском шоссе.
С той лишь разницей, что колоссальной финансовой системой управлял не Сергей Мавроди, а Федеральная резервная система (тогда — Федеральный резерв). Именно эта структура раздувала ничем не обеспеченный рынок акций, пуская в оборот обесцененные доллары. Ведь для того чтобы иметь на руках необходимую для скупкиогромного количества акций наличность, правительство втихаря запустило печатный станок и породило так называемую тихую инфляцию.
— Безусловно, АО «МММ» и Великая депрессия — это явления одного и того же порядка, — считает директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ), доктор исторических наук Юрий Рогулев. — Чего вы хотели, если большинство граждан Америки в одночасье пре-вратились в Леню Голубкова? Это было сумасшествие, свойственное эпохе экономического роста. Точно так же, как и в начале 90-х, люди закладывали свое имущество, квартиры и покупали акции, притом что большинство американских компаний в те годы ничего из себя не представляли.
В это время в Штатах родился анекдот, более похожий на правду. Однажды осенью 1929 года, то есть перед самым началом Великой депрессии, Джон Пирпонт Морган, банкир и финансист, остановился напротив уличного чистильщика обуви, чтобы привести в порядок штиблеты. — Кстати, как там фондовый рынок? — поинтересовался чистильщик, работая щетками. — Я недавно прикупил акции одной железнодорожной компании, можно ли рассчитывать на рост? Морган промолчал. А придя в свой банк, отдал распоряжение брокерам: «Продавайте все. На рынке, куда пришел чистильщик обуви, мне делать нечего».
Крушение иллюзий
Мыльный пузырь великой американской мечты лопнул в одночасье в «черный четверг» 24 октября. Неожиданно и вдруг те самые банкиры, которые раздували стоимость акций, прикрыли кредит. Это означало, что теперь для того, чтобы купить акции, надо было сразу же оплатить 100 процентов их стоимости. В свою очередь это означало, что те, у кого акции были на руках, попытались как можно быстрее избавиться от них, и рынок рухнул. То же самое произошло в августе 1994 года, когда толпы держателей акций МММ безуспешно пытались продать их.
Новости о крахе биржи распространялись все стремительнее, и клиенты старались как можно быстрее снять деньги с банковских счетов, что провоцировало возникновение «набегов на банки». Лауреат Нобелевской премии по экономике Милтон Фридман считает, что не биржевой коллапс явился причиной Великой депрессии, а тот самый факт, что огромная армия вкладчиков вдруг разом потребовала у банков деньги обратно. Однако ни один, даже самый надежный банк, не может в одночасье расплатиться сразу со всеми вкладчиками.
Так или иначе, страна погрузилась в экономический хаос. Производство упало до уровня начала века. Большинство фермеров лишились заложенной в банках земли и голодали, а грабители банков стали в этот период своего рода национальными героями. Безработица достигла 25 процентов, то есть заработка лишился каждый четвертый американец.
Военные меры
Когда в России грянул дефолт 1998 года, экономисты бросились искать исторические аналогии.
И, казалось бы, нашли их, вспомнив о президенте Франклине Рузвельте и его «Новом курсе». Вкратце он выглядит так: государственное вмешательство во все сферы общественно-экономической жизни, регулирование банковской системы, контроль за производством, всеобщая занятость на общественных работах как средство борьбы с безработицей.
— Если бы все было так просто! — не соглашается экономист Рогулев. — Как признаются некоторые американские исследователи, это был «новый курс на стероидах». Под стероидами подразумевается колоссальное вливание средств в экономику и сферы деятельно-сти, сопутствующие Второй мировой.
Действительно, окончательно победить Великую депрессию помогла война — мобилизация добила безработицу, а оборонные заказы наполнили казну деньгами, за счет чего ВВП Америки вырос в два с лишним раза.
Если учитывать реалии сегодняшнего дня, становится отчасти понятным, почему Соединенные Штаты Америки, периодически сотрясаемые кризисами, за последние два десятка лет участвуют по всех мировых военных конфликтах.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Владимир Васильев, главный научный сотрудник Института США и Канады:
- Великий крах, который привел к депрессии в Америке 30-х годов, как таковой возможен и сегодня. Какие он будет иметь последствия для экономики — это второй вопрос, но он вполне может произойти. Практика последнего времени показывает, что «лопнувшие пузыри» фондового рынка являются предвестником, или первым этапом на пути глобального экономического спада.
Так было в 2000 году, так было в 2008-м, такое может случиться и сейчас. И подобное уже было в новейшей истории российской экономики.
Мы пережили экономический кризис 1992–1996 годов, который по глубине, продолжительности, влиянию на общество можно сравнить с Великой депрессией в США. А потом мы сделали ставку на фондовые рынки как основную форму распределения капитала в экономике, хотя до этого этим занимался Госплан, и получили в итоге дефолт 1998 года.
ЭКОНОМИКУ МИРА СПАСЕТ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ
Одно из самых страшных проклятий пришло к нам из древнего Китая. Звучит примерно так: «Чтоб ты жил в эпоху перемен!» И, похоже, что все мы сегодня живем именно в такое интересное время.
Перемены в геополитическом раскладе, непредсказуемые изменения в науке, переменчивая и зыбкая мировая экономика.
Чтобы узнать, возможен ли масштабный крах всемирной экономической системы сегодня, «Вечерка» дозвонилась до Пола Крейга Робертса, бывшего помощника по экономической политике министра финансов США в администрации Рональда Рейгана:
- Господин Робертс, возможно ли повторение Великой депрессии?
- Последние несколько лет практически в каждом своем интервью я напоминаю об опасности экономического коллапса, о бесконтрольном росте внешнего долга Соединенных Штатов. А ведь вся нынешняя мировая финансовая система завязана именно на доллар. Повторится ли Великая депрессия? В таком виде — нет. Но, возможно, произойдет что-то еще хуже. Я не сочиняю фантастические истории и не занимаюсь астрологией. Факты говорят за себя. Россия и ряд других стран серьезно готовятся к отказу от доллара, некоторые страны уже отказались от доллара при взаиморасчетах. Нынешняя система представляет из себя надутый печатным станком долларовый пузырь. И все, чем занимаются экономисты с Уолл-стрит, — надувают пузырь больше. Однажды, возможно, очень скоро, этот пузырь лопнет. И тогда нас ждут потрясения.
- Какие именно?
- Повторяю, я не занимаюсь предсказаниями будущего. Но если вдруг кредиторы потребуют у США вернуть долги, может начаться война, глобальный конфликт. Это не нужно никому из здравомыслящих людей, но, к огромному сожалению, правят миром сегодня люди безумные. Одержимые идеей глобальной доминации. Единственный выход из ситуации — экономическая децентрализация, создание нескольких региональных финансовых центров. И создание новой системы экономического взаимодействия.