Аркадий Гайдар мог сделать псевдонимом вопрос, который помогал ему охотиться за мятежниками
Его произведениям уже не придают такого значения, как в советское время, но тем не менее многие дети продолжают их читать и любить. Повесть «Тимур и его команда», рассказы «Чук и Гек» и «Голубая чашка» входят в список 100 книг, рекомендованных школьникам.
Аркаша Голиков (это настоящая фамилия писателя) в 14 лет записался в Красную армию и стал адъютантом у командира батальона.
Видимо, способным, потому что всего через год, в 1919 году, пятнадцатилетнего подростка направили в Москву на командные курсы. Но это пребывание в столице было недолгим, так как курсы вскоре перевели в Киев. Московский эпизод нашел отражение в его первой автобиографической повести «В дни поражений и побед» (1923– 1924):
«Москва.
Пятницкая, 48.
Пониже прибитой красной звезды надпись: «9-е Советские Командные Курсы Рабоче-Крестьянской Красной Армии».
Во дворе Сергея сразу же удивили толкотня и разговоры. Бегали курсанты, таскали на грузовики доски и столы…»
В конце 1919 года Аркадий получил назначение в действующую армию помощником командира взвода. Участвовал в боях на разных фронтах Гражданской войны, был ранен, контужен. С октября 1920-го по февраль 1921 года снова учился в Москве на курсах. Затем снова воевал.
В ноябре 1924 года двадцатилетний ветеран был уволен из Красной армии с выходным пособием по болезни: у него развился травматический нев роз. Аркадий приехал в Ленинград и показал уже написанную к тому времени повесть «В дни поражений и побед» нескольким известным прозаикам. Один из них, Константин Федин, вынес вердикт: «Писать вы не умеете, но писать вы можете и писать будете».
Повесть была напечатана в 1925 году и подписана настоящей фамилией Аркадия. В том же году у него вышла другая повесть, «Угловой дом», под которой стояла уже подпись: «Аркадий Гайдар».
Историю псевдонима сам писатель никогда не объяснял. Есть несколько версий. По одной из них, он связан со службой Аркадия в Енисейской губернии (ныне республика Хакасия) в 1922–1924 годах. Аркадий командовал боевым отрядом частей особого назначения, преследовал участников антикоммунистических формирований (кстати, был судим за превышение полномочий и бессудный расстрел). Якобы на языке местных жителей, хакасов, «хайдар» означало «куда». Молодой командир запомнил это слово, потому что ему постоянно приходилось задавать этот вопрос, приезжая в село (то есть «куда ехать», «где искать повстанцев»). По другой версии, первый слог — сокращение от «Голиков Аркадий» (первая буква фамилии и первая и последняя буквы имени), а второй — сокращенное и офранцуженное «из Арзамаса» (французское «de» означает «из», Д’Артаньян — происходящий из Артаньяна). А по третьей версии, псевдоним образован от названия украинского села Гайдары, где Аркадий отдыхал в детстве, или от украинского же слова «гайдар» — пастух овец.
Летом 1927 года Аркадий Гайдар, уже известный писатель, переехал в Москву. Работал в газете «Красный воин», писал повесть «На графских развалинах». Жил у знакомых, а потом снял комнату в Кунцеве, тогда это был подмосковный город. Надолго в Москве писатель не задержался, уехал в Архангельск работать в местную газету, но связь со столицей не порывал. И во время приездов снова селился в Кунцеве.
Долгое время было неизвестно, где именно. Но в 1951 году житель дома № 26 по Большой Кунцевской (сейчас этого здания уже нет), затеяв ремонт на чердаке, нашел корреспондентское удостоверение «Правды Севера» на имя Гайдара за 1929 год, а также его письма и рукописи
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ