Все свое, родное. Индустрия отдыха стремительно развивается
Россияне, привыкшие за пару последних десятилетий к комфортному отдыху за рубежом, ищут такой же комфорт и на отечественных курортах.
Моря: живые и не очень
Нынешним летом Крым и Краснодарский край надеются заменить ставшие недоступными для россиян курорты Турции и Египта. И отели в спешном порядке стараются перенять все те уловки, которыми заманивают клиентов лидеры мировой туриндустрии.
— В Анапе появился первый отель, работающий по системе «ультра все включено», — приводит пример коммерческий директор национального туроператора «Алеан» Оксана Булах. — В Крыму также многие санатории начинают работать по этому принципу, предусматривающему закуски в течение дня, очень качественный алкоголь, заказ прямо в номер, бесплатное обслуживание в баре и многие другие приятные опции. Правда, туристам все же следует предварительно ознакомиться с принципом работы конкретного отеля.
В России, скажем, популярный формат «все включено» пока еще несколько отличается от мировой практики: он может подразумевать только трехразовое питание и наличие ограниченной партии местного вина.
Уточнять также следует и наличие анимации, которая также стремительно перекочевала к нам. Теперь в большинстве крымских санаториев по вечерам выступают артисты и музыканты, а с детьми занимается аниматор.
В России можно отыскать и совсем необычные альтернативы морским курортам. Так, с недавних пор за золотистым оттенком кожи некоторые туроператоры рекомендуют отправиться на… Южный Урал.
В качестве российского аналога Мертвого моря они раскручивают соляные озера города Соль-Илецка (Оренбургская область). Там тоже чрезвычайно высока концентрация в воде различных солей, что обеспечивает лечебный эффект при псориазе, экземе и других заболеваниях кожи. Еще вчера считавшийся диким пляж теперь благоустроен и обнесен ограждением. Пляжи южноуральских озер, занимающие площадь 53 гектара, в разгар сезона принимают 25–30 тысяч человек в день.
— Соль-Илецк вошел в федеральную целевую программу развития внутреннего и въездного туризма. Сейчас основная наша цель — выводить сервис на достойный европейский уровень, строить новые отели для размещения гостей, — рассказывает «ВМ» исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.
Властелины колец
Термин «Золотое кольцо», появившийся в 1960-е годы, притягивает интересующихся русской историей и искусством и по сей день. Что греха таить, туристическая инфраструктура Сергиева Посада, Переславля-Залесского, Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Иванова, Суздаля, Владимира пока оставляет желать лучшего. Но в этих городах очень много делается для того, чтобы путешественники чувствовали себя не менее комфортно, чем в Европе. В частности, в Ярославле и Владимире появились хостелы — комфортные общежития, в которых благодаря очень низкой стоимости останавливается молодежь. В скором времени откроется хостел и в Суздале.
Эксперты, отмечая безусловный прогресс в развитии инфраструктуры, обращают внимание на определенные перекосы.
— Сейчас первоочередным следует считать совершенствование обслуживания среднего класса, — говорит Карен Гончаров, президент Национальной ассоциации по развитию туризма. — Многие отели ориентированы на состоятельных людей. Хостелы, наоборот, ждут молодых туристов. Остается развивать двухи трехзвездочные отели — полноценные гостиницы, где может остановиться практически каждый человек.
Одним из набирающих популярность направлений Карен Гончаров считает Серебряное кольцо — новый манок для туристов, путешествующих по российскому Северо-Западу.
А эксперт Оксана Булах замечает, что туроператоры никогда еще не разрабатывали такое множество новых маршрутов.
— Новый маршрут «Государева дорога» позволяет охватить сразу три города: Москву, Великий Новгород и СанктПетербург, — приводит она пример. — Сразу стало понятно, что для многих россиян это очень интересное предложение.
Помимо традиционного Золотого кольца только что появилось и малое Золотое кольцо.
И находится оно на Алтае. На выставке «Интурмаркет-2016» его представил туристский центр Алтайского края.
В маршрут протяженностью 350 километров входят 25 достопримечательностей: несколько музеев, объектов культуры и сельского туризма.
Поклонникам санкционных европейских деликатесов придется по душе Сырная деревня, в которой можно отведать знаменитые алтайские сыры. Неделя поездки по малому Золотому кольцу стоит 26 тысяч рублей (без перелета). Местные туроператоры строят наполеоновские планы: к 2025 году Алтайский край ежегодно должен принимать три миллиона туристов.
Но и этим список новых туристических колец не ограничивается. Скажем, активно развивается Самоцветное кольцо Урала. Маршрут проходит через восемь городов региона и включает свыше 150 объектов. На гигантском кольце протяженностью 635 километров планируется открыть 200 новых объектов туристической инфраструктуры.
Сейчас же пока предлагаются в основном однодневные маршруты по Самоцветному кольцу, объединенные в три темы: «Быт и ремесла», «Техника» и «Промышленный Урал».
Тур обойдется в 1,5–3 тысячи рублей, причем в стоимость экскурсии включены питание и входные билеты. Местные операторы уже организовывают и многодневные туры из Москвы.
Дома палатки помогают
— Байкал по своему объему превосходит все вместе взятые Великие американские озера, — улыбается Леонид Колотило, член Русского географического общества, исследователь озера Байкал. — К тому же как завсегдатай тамошних мест я давно заметил, как часто в последний год открываются новые гостиницы, утверждаются новые маршруты.
Анастасия Репрева, автор молодежного проекта «Секреты путешествий», рассказывает, что на Байкале растут как грибы после дождя кемпинги, оснащенные по последнему слову техники.
— В них есть душ, туалет, кухня, предоставляются зарядные устройства для телефонов. Суточная аренда палатки стоит всего 300 рублей, — говорит Анастасия Репрева.
Другой вечно манящий всех романтиков край — Камчатка.
Сейчас она переживает настоящий туристический бум. За последнее время отремонтированы почти все гостиницы в Петропавловске-Камчатском. Предлагаются разнообразные вертолетные экскурсии к гейзерам и вулканам.
Правда, удовольствия эти не из дешевых — редкий тур на Камчатку из Москвы стоит меньше 100 тысяч рублей, а полет к восстанавливающейся после схода оползня Долине гейзеров обойдется в 40 тысяч.
Этой зимой на Камчатке появился первый иглу-отель.
Прочные стены из утрамбованного снега постоянно держат температуру плюс три градуса. Ночуют там в спальных мешках.
— Сейчас на Камчатке появился спрос на посещение необитаемых островов на яхтах и катамаранах. Для этого вида отдыха на берегу построены хостелы, — продолжает Анастасия Репрева.
Суровые, но очаровательные города
Еще один тренд внутреннего туризма — посещение городов, оставивших значительный след в истории. Молодые туристы даже устраивают соревнования — кто посетит больше. Но популярны именно города, где туристов ждут и развивают инфраструктуру.
Калининград можно назвать своеобразной демоверсией Европы. О ней на каждом шагу напоминают аккуратные бюргерские домики и кирхи. А совершенно новой калининградской фишкой стал водный туризм. Буквально на днях начинает возить туристов по реке Преголе и Балтийскому морю только что построенный прогулочный теплоход. Минимальная стоимость пятидневного тура в Калининград из Москвы — 20 тысяч рублей.
Бурно развивающаяся Казань по популярности среди туристов вышла на третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. Москвичка Ирина Игнатенко, которая недавно побывала в Казани, осталась довольна. Поездка продолжительностью в четыре дня обошлась в 10 тысяч рублей.
— Мы с подругой зашли в обычный сувенирный магазин и сразу увидели стол с различными экскурсиями. Прямо как в Турции, где на каждом шагу предлагают поездки, — рассказывает Ирина Игнатенко. — В итоге остановили свой выбор на острове Свияжск.
Там в монастыре активно привлекают гостей к разным видам творчества. Например, на Пасху предлагают расписывать яйца. Специалисты в таких занятиях видят новую тенденцию.
— Сейчас увеличивается количество интерактивных возможностей, внедренных в туристические поездки, — объясняет Оксана Булах. — Экскурсии дополнены какой-то деятельностью с участием самих туристов, когда они чтото мастерят, лепят, разрисовывают. Города Урала в последние годы привлекают туристов, как ни странно, своей военной и промышленной мощью. Там имеются десятки крупных заводов. А екатеринбургский аэропорт «Кольцово» по своему уровню уступает разве что московским аэропортам.
— Мы стараемся работать со столичными бизнесменами, которые приезжают в Екатеринбург по делам, но города, по существу, не видят, — говорит исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев. — Знакомим их с достопримечательностями нашего интереснейшего региона. Правда, услуги эти эксклюзивные и потому недешевые.
ВЦИОМ провел опрос и выяснил, сколько готовы потратить москвичи на летний отдых в России и за рубежом. Что можно получить за эти деньги?
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Арсен Даллакян, эксперт поведенческого маркетинга:
— Экономика подтолкнула россиян отказаться от зарубежных курортов в пользу местных. И отечественным турфирмам надо превратить этот искусственный импульс в осознанный тренд. Ведь с точки зрения продукта внутренний туризм обеспечен главной характеристикой — совершенно уникальной территорией. Другое дело, что большинство россиян привыкло к одному виду отдыха — пляжному. Активное времяпрепровождение отдыхом как бы и не считается.
Между тем во всем мире колоссальными темпами растет самостоятельный туризм и активный отдых. Этот тренд находит отражение и в России.
Из года в год растет доля туристов, самостоятельно планирующих поездку. Можно с оптимизмом заявить, что если нам и не удастся превратить Краснодарский край в новую Турцию, то в скором будущем это и не придется делать, так как доля путешественников, ценящих горные тропы, экомаршруты и заповедные озера, станет доминирующей.
Все это открывает уникальные возможности для внутреннего туризма, а также для привлечения иностранцев. Так, например, крупнейшая туристическая немецкая сеть планирует открыть сразу несколько отелей на Алтае и в Сибири.
ЦИФРА
677 тысяч туристов посетили Крым с начала нынешнего года. Это на 21,6 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года.