Турция хочет вернуться. Но наш рынок уже занят
В этом письме турецкий лидер принес извинения за сбитый в ноябре прошлого года в Сирии российский бомбардировщик Су-24. Как восстановление отношений между двумя странами может сказаться на туристическом и продовольственном рынках столицы, мы обсудили вместе с экспертами.
Сурен Варданян, вице-президент Московской торгово-промышленной палаты:
— Турецкая сторона приняла для себя определенное решение и сделала то, на чем давно настаивала Россия. Президент нашей страны никогда не понимал, зачем турецкая сторона делает такие труднообъяснимые шаги при существенном объеме оборота между нашими странами.
Безусловно, письмо Эрдогана — это позитивный сигнал к восстановлению деловых контактов.
Развитие соседских отношений, несомненно, пойдет на пользу обеим странам и их бизнесу. Первый шаг к восстановлению этих процессов на политическом и экономическом уровнях уже сделан. Но прогнозы о поставках турецких товаров делать пока рано.
Я думаю, безусловно, турецкие компании заинтересованы в возвращении на российский рынок. И страна в целом, и столица в частности всегда были привлекательными для турецких бизнесменов. Но рынок — не пустое пространство, и он уже заполнен товарами других стран. Я думаю, что они не будут гореть желанием уступить свои позиции, в том числе и те российские предприятия, которые на фоне ухудшения отношений с Турцией начали налаживать собственное производство.
Дмитрий Горин, вице-президент Ассоциации туроператоров России:
— Это событие — первый шаг в налаживании отношений наших стран, но не последний. Весь туристический бизнес ждет, когда операторам разрешат продажу турпакетов с учетом ряда необходимых для этого факторов, в том числе главного — безопасности.
Турция — важное направление туристической отрасли.
Летом она традиционно принимала от 700 тысяч российских туристов ежемесячно.
Сейчас падение в этой отрасли составило около 90 процентов. При этом между нашими странами существует большое количество регулярных рейсов — еженедельно в Турцию вылетает не менее ста самолетов. Воздушное сообщение не прерывалось ни на один день, было приостановлено лишь формирование туристического продукта. Сейчас можно говорить о том, что после запрета туристических визитов в Турцию некоторые путешественники отправились туда самостоятельно. Но тем не менее часть туристов вообще никуда не поехали из-за закрытия Турции, поскольку не нашли альтернативы.
Отсутствие Турции существенно ударило не только по российским, но и по столичным туристическим компаниям. Однако доля Турции на московском туристическом рынке несколько меньше, чем в среднем в России, поскольку из столицы ведутся вылеты по большому количеству направлений.
Максим Приставко, заместитель генерального директора крупного столичного туроператора:
— Туристический бизнес готов в любой момент восстановить прежние объемы продаж.
Срок исчисляется буквально несколькими неделями — если такое решение будет принято, турпоток почти сразу увеличится практически до прошлогодних объемов.
Реальной альтернативы Турции по соотношению цена/качество и по набору услуг сейчас, к сожалению, нет. Рынок услуг, так любимый российскими туристами, развивался в течение нескольких лет. Отечественные курорты, предлагающие качество подобного уровня, дороже в несколько раз, чем в Турции.
При этом у нас в несколько раз короче сезон, и предложить услуги схожего качества очень трудно. Предполагаю, что сложившаяся ситуация может вызвать снижение туристического потока на отечественные курорты в следующем году. Что касается заграницы, то подобный уровень сервиса может предложить, например, Греция, но и в эту страну цена путевок в среднем выше.
Возвращения Турции ждут не только желающие отдыхать, но и туристический бизнес.
Что касается представителей последнего, то объемы продаж снизились, но прибыль операторов в целом упала несильно. Турбизнес смог приспособиться к новой ситуации, чего нельзя сказать о тех, кто остался без заграничного пляжного отдыха.
Надеюсь, урегулирование отношений России с Турцией завершится благополучно. Но тут, конечно, первой пойти навстречу должна Турция.
СПРАВКА
Отношения между Россией и Турцией испортились после того, как 24 ноября 2015 года турецкий истребитель F-16 сбил в воздушном пространстве Сирии российский военный самолет Су-24. Против бомбардировщика были выпущены ракеты типа «воздух-воздух».
В результате погибли командир судна Олег Пешков и морпех Александр Позынич. Владимир Путин назвал тогда происшествие «ударом в спину, который нанесли пособники терроризма».
В свою очередь, президент Турции Тайип Эрдоган заявлял, что турецкая сторона не будет извиняться за сбитый российский бомбардировщик.
28 ноября Путин подписал указ о введении ряда санкций в отношении Турции. Безвизовый режим между странами приостановлен с 1 января 2016 года.
ЦИФРА
18 миллиардов долларов. На такую сумму, по данным Федеральной таможенной службы, упал торговый оборот c Турцией за четыре месяца 2016 года. В 2015 году он равнялся 23,4 миллиарда долларов.