«Из Москвы с любовью»: Медицинское страхование в разных странах
В программе приняли участие эксперты:
Джованни САВИНО - журналист, историк (Рим, Италия),
Руслан ВОРОБЬЕВ - предприниматель, (Париж, Франция)
Екатерина ЦАРАНОК - эксперт по политической коммуникации, исполнительный директор "EduCouncil" в Брюсселе (Брюссель, Бельгия)
Алла ФОЛСОМ - писатель, миссис Америка US 2015, член Международной Ассоциации Тренеров Личностного роста, член Международного Союза Консультантов, Коучей и Тренеров Личностного роста (США, Флорида, Джексонвиль)
Михаил МОЗЖЕЧКОВ - президент Русского Клуба в Токио (Токио, Япония)
Студия: Итак, наша постоянная рубрика «Из Москвы с любовью», когда мы с вами общаемся с нашими экспертами в различных столицах мира. Сегодня мы хотели бы выяснить, как обстоят дела с медицинской страховкой в различных городах и странах. Люди мы немолодые, так что интересно. У нас ОМС (обязательное медицинское страхование), мы можем ворчать и жаловаться. Но существуют и другие варианты, да и нам не плохо было бы понабраться опыта мирового. А, может быть, им надо у нас набираться. И начинаем мы с Италии. Джованни Савино, журналист и историк из Рима. Джованни, нас интересует медицинское страхование, причем его обязательная часть. Что она подразумевает?
Джованни Савино, Рим: В Италии у нас нет такого понятия медицинской страховки, как в России. Право на здоровье прописано даже в конституции. Конечно, многие услуги стали сейчас платными, но человек всегда имеет право получить помощь. Например, бесплатна скорая помощь, вакцинация (для детей), анализы. Вопрос в другом. Иногда можно прождать много времени. Например, если человеку нужно сходить на прием к врачу по поводу онкологии или каких-нибудь других страшных болезней, то он может прождать несколько месяцев. Здесь на помощь приходят частные услуги, их никакая страховка не покрывает. Что-то частично может покрыть Национальная система здравоохранения, что-то нет. Например, если человек хочет понять, есть у него рак или нет, то он, конечно сразу же пойдет в частную клинику.
Студия: А если человек хочет какой-то расширенный спектр услуг, то он должен просто копить деньги, или получать какой-то особый полис вне государства?
Джованни Савино, Рим: Все зависит от того, какие услуги вам нужны?
Студия: Например, чтобы быстро сделали операцию.
Джованни Савино, Рим: У нас нет такой системы полисов. Каждый врач действует по своему. Самый простой пример – стоматологи. У каждого стоматолога своя цена. Не случайно, что сейчас многие итальянцы едут лечить зубы в Словению, в Хорватию. Дело в том, что в Италии некоторые стоматологические услуги могут стоить больше двух тысяч евро.
Студия: И никак это не покрыть иначе?
Джованни Савино, Рим: Нет, потому что у нас нет такой системы, как в России или США. Я говорил, что государство иногда покрывает некоторые частные услуги. У нас это бывает с рентгенами или анализами. Например, я плачу за рентген 15 евро, а государство платит еще 15 евро.
Студия: Кто-то пользуется частными страховками за деньги?
Джованни Савино, Рим: Пользуются, но, обычно, эти деньги дает государство. Есть категории населения, которые получают все бесплатно, но вопрос в том, что им нужно всегда долго ждать. Например, рентгена они могут ждать месяц или два, потому что всегда существует очередь. Для обычных людей нет страховки, которая покрывала бы все. У нас налога на медицинские услуги, но те 45%, которые мы платим, идут в том числе на здравоохранение.
Студия: Спасибо большое. Страшно болеть в Италии. Едем дальше, в Брюссель, в Европу, к исполнительному директору Edu Council Екатерине Царанок. Вопрос про обязательное медицинское страхование в Бельгии. Что гарантируют бельгийцу.
Екатерина Царанок, Брюссель: Медицинское страхование у нас обязательное. Все все должны иметь страховку. Обычно страховка составляет 7,35% от нашего дохода брутто. Какая-то часть оплачивается самим человеком, какая-то часть работодателем. Если, например, я сама являюсь работодателем, то я плачу 30% от этой страховки. Эта страховка покрывает только какие-то базовые вещи. Если случится какая-то беда, какое-то заболевание более специфичное, то необходимо покупать дополнительные страховки. Или, если, например, мы планируем лечь на операцию в больницу, то страховки очень зависят от страхового случая, от продолжительности лечения. Если вы планируете лечь в больницу на долго, то вам лучше приобрести страховку «госпитлиа +», которая покроет вам одноместную палату, а также дополнительные затраты, которые доктор вам выставит. Доктор заходит в общую палату за фиксированную стоимость, а если вы берете одноместную палату, то у вас будут дополнительные затраты со стороны врача.
Студия: Сколько нужно платить, чтобы быть защищенным на 100%?
Екатерина Царанок, Брюссель: Страховка начинается от 5 евро в месяц. Интересно еще и то, что первые шесть месяцев с момента начала действия страховки вы не можете ей воспользоваться.
Студия: Кому я плачу эту страховку? Государству или страховой компании?
Екатерина Царанок, Брюссель: В страховую компанию. У нас есть разные страховые компании. Их безумное множество. Есть государственные фонды, есть частные фонды. Они либо религиозные (больше всего христианских фондов), либо принадлежат какой-то партии. Так, у нас есть 13 социалистических, 10 либеральных фондов. Самое интересное, что есть 7 фондов, которые называют себя независимыми, а есть семь фондов, которые называют себя нейтральными. Оплата будет фактически идентичной в каждой из них. Разным будет время от того момента, когда вы предоставили чеки в этот фонд, до времени, когда вам придет возмещение за медицинское обслуживание. В Бельгии такая система: сначала я плачу из своего кошелька сама все, потом мне дают счет-фактуру, затем я иду в свой фонд и они какую-то часть, как правило, до 75% максимум мне возмещают.
Студия: А если в самом начале нет денег?
Екатерина Царанок, Брюссель: Есть определенные слои населения, которые пользуются иной процедурой. Это беременные женщины, дети, безработные. Если вы работающий человек, вам предстоит очень дорогостоящая операция и вы не можете собрать первый взнос, то худо дело.
Студия: Нас потрясли 5 евро в месяц. Я, что, за эти деньги получу палату отдельную?
Екатерина Царанок, Брюссель: Я бы хотела отметить, что от 5 евро, далее будут накапливаться те услуги, которыми вы будете пользоваться в этой палате.
Студия: Но палату то хотя бы дадут за эти 5 евро?
Екатерина Царанок, Брюссель: Вам и без 5 евро дадут эту страховку, если вы заранее подпишитесь определенную страховку.
Студия: Я так понял, что человек сам за себя платит взнос. У нас вычитают взносы еще при начислении зарплаты, платит работодатель. У вас это плата частична, и вторую часть платит сам человек, как часто он это должен делать?
Екатерина Царанок, Брюссель: Те люди, которые наняты и работают по контракту, платят один раз в год. Предприниматели платят раз в квартал.
Студия: Зависит ли стоимость страховки от рода деятельности?
Екатерина Царанок, Брюссель: Всем рекомендуется брать страховку, которая покрывает медицинские услуги в том случае, если человек становится неспособен к работе. Стоимость такой страховки покрывается человеком самостоятельно. Она может быть на 25, 35, 50 евро в месяц. Но сама по себе она будет покрывать все равно определенную сумму.
Студия: Дети, кто платит за них? Родители или у них бесплатная страховка?
Екатерина Царанок, Брюссель: Дети – это замечательная история. Они практически висят на своих родителях. Если, например, мама или папа оплачивает годовое членство в спорт клубе, то ребенок может и в детский садик при этом спорт клубе ходить, ходить на плавание и т.д. Это будет стоить дополнительно евро 10, не больше.
Студия: Спасибо большое. А теперь мы переносимся к США к Алле Фолсом, писательнице, Мисс Америка 2015, член Международной Ассоциации тренеров личностного роста. Мы рады вам до невозможности, скучали. В кино мы видели, что в Америке человек без страховке вообще никто и звать его никак. Он должен быть застрахован или есть возможность прожить без страховки?
Алла Фолсом, США: Прожить можно за свой собственный счет. Здесь ничего нет обязательного. В Америке свобода, свобода жить, свобода умирать. Вы можете прекрасно жить и без страховки. Была попытка ввести обязательное страхование нашим президентом Барком Обамой, но это всего потерпело крах, хотя идея изначально была очень хорошая. Жизнь без страховки в США – это обречение себя на постоянный внутренний страх. Медицинское обслуживание здесь очень дорогое. 5 евро страховки в месяц это было бы счастьем. Если вы здесь не работаете и хотите застраховаться, то в семье из трех человек будет порядка 500 долларов на человека ежемесячно. Люди здесь очень часто идут на работу, потому что, если они работают на какую-то компанию, то компании обязаны их обеспечить обязательным страхованием. Более того, компании обязаны обеспечить страхованием еще и всю его семью. У меня супруг работает инженером в телекоммуникационной корпорации и это значит, что вся моя семья, включая меня и моего сына, закрывается этими страховками. Уровень страховки определяет работодатель. Так как у супруга позиция высокая, то, соответственно, страховки у нас покрывают все: зубы, тело, физиотерапию. Я каждый раз ее пользуюсь и не могу нарадоваться, какое счастье.
Студия: Известно, во что это обходится работодателю?
Алла Фолсом, США: К сожалению, я вам не могу сказать. Думаю, что много. При этом мой супруг каждый месяц оплачивает часть этой страховки. Это по 100 долларов на каждого человека ежемесячно.
Студия: Алла, это пережитки того времени, когда мужчина работал, а жена сидела дома. А если оба супруга работают в разных корпорациях, получается перекрестное покрытие страховками?
Алла Фолсом, США: В два слоя, наверное, не получится, но скорее всего ты можешь выбрать компанию.
Студия: А как беречь здоровье тем, кто еще не зарабатывает? Как им свое здоровье беречь?
Алла Фолсом, США: А вот тут начинается самая удивительная часть, то, чего мы не ожидаем от Америки, это как раз милосердие и забота. Здесь вызов кареты скорой помощи стоит 1200 долларов. Еще после жизни в Америке я стала очень российских терапевтов, которые ходят к нам по домам. Здесь такого нет. Ты должен назначить встречу и прийти сам. Встреча назначается только на то время, которое есть у доктора. То, что ты за два дня помрешь, это никого не интересует. Так вот, когда у моих друзей были проблемы, и мы вызывали им скорую, то потом коммерческое отделение больницы им простило отсутствие страховки.
Студия: А откуда деньги?
Алла Фолсом, США: Огромное количество благотворительных организаций, огромное количество спонсорской помощи. Плюс красные кресты и розовые ленточки всевозможные, оттуда идет большое количество денег. Очень много меценатов, которые жертвуют деньги на развитие науки и поддержание медицинского оборудования. Для студентов, для неимущих слоев населения, для тех, у кого доход ниже, чем 28 тыс. долларов в год, это считается порогом бедности, для них существуют специальные программы, и то же самое для пенсионеров.
Студия: Спасибо большое. А мы теперь к Руслану Воробьеву, который отвечает за Францию и Германию. Как вам удобнее рассказывать об этих системах медицинского страхования? По отдельности? Вперемешку?
Руслан Воробьев, Париж: Я застрахован в Германии. Начну с нее. Честно говоря, это ужасно дорого. Я чудовищно недоволен чудовищным количеством денег, которые приходится тратить на медицинскую страховку каждый год. Я пытался всячески эту сумму оптимизировать, но дешевле 4 тысяч евро в год никак не получается. В Германии медицинская страховка бывает двух видов: публичная и частная. Разница очень простая: записать на прием к доктору на завтра можно только по той причине, что она работает напрямую с клиниками.
Студия: Она дополнительная?
Руслан Воробьев, Париж: Нет, надо выбрать одну из двух. Интерес только в том, что частную страховку можно выбрать только тем, чем годовой доход превышает определенную сумму. Сейчас она составляет 55 тыс. евро в год. Но если доход упадет, то будет возможность снова перейти на государственную, которая хоть и не сильно дешевле, но не сильно растет с годами.
Студия: А разница тогда в деньгах и сроках записи к врачу?
Руслан Воробьев, Париж: Как ни крути частная и государственная стоят, как правило, одинокого всегда. Она чуть-чуть изменяется от подоходного налога, но, в целом, она составляет что-то около 450 евро в месяц. Эта сумма разделяется на две части. Фактически на 50% между работодателем и работником. Если человек сам себя набирает в штат: является индивидуальным предпринимателем или управляющим компанией, то вся эта ответственность ложится на него. В таком случае это, действительно, становится дорого. Но даже для среднестатистического европейца это очень весомая стоимость. Это аренда маленькой студии или комнаты в очень хорошей квартире. Эта страховка является обязательной даже для безработных.
Студия: А кто платит?
Руслан Воробьев, Париж: Даже у безработных с их счета ежемесячно снимается определенная сумма медицинского страхования. Более того, стоит отметить, что, в принципе, с этой страховкой человек на 95% защищен.
Студия: А что в Париже? Есть ли какие-то отличия?
Руслан Воробьев, Париж: Во Франции стоимость этой страховки примерно в три раза ниже. Она больше зависит от зарплаты, но многие из моих знакомых обходятся суммой в 150 евро в месяц.
Студия: Почему же вы не в Париже застраховались? В чем подвох?
Руслан Воробьев, Париж: Так вышло, что когда я учился в немецком университете эта страховка выходила в 70 евро в месяц и полностью покрывала потенциальные неприятности. Так вышло, что юридическое лицо находится в Германии.
Студия: А за жителей Франции кто-нибудь платит эти 150 евро или же это все из своего кармана делается?
Руслан Воробьев, Париж: Эта ответственность тоже разделяется. Соотношение похожее, как в Германии. Что касается Франции, то люди стараются страховать только какие-то базовые вещи. Германия – это страна страховок, все, что можно застраховать, люди стараются застраховать. У всех моих немецких друзей в обязательном порядке есть страховка, которая стоит примерно 20 евро в год, от ущерба третьим лицам. Они меня каждый раз спрашивают, кто будет платить, если ты случайно сядешь на чьи-то очки. Есть также страховка от причинения ущерба ваших домашних питомцев третьим лицами.