Главное
Истории
Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

Спасите булочку

Общество
Если одна половина человечества «засоряет» планету, то другая старается изо всех сил ее спасти. К их числу относятся и участники нового экологического движения — фудшеринга. Они спасают еду, пригодную в пищу, от утилизации. Как это происходит и кто входит в число тех, кто занимается этим делом, выяснила «ВМ».

Движение фудшеринг*, главным лозунгом которого являются слова «Отдам еду даром», существует в нескольких формах. Что значит даром? Ну, например, вы наготовили кучу салатов, запекли курицу и наварили холодца в ожидании гостей. А они взяли и не приехали! Выбрасывать жалко, а сами за пару дней, понятно, не съедите. Не в помойку же отправлять. Тут вам на помощь и придут участники этого движения — фудсейверы (буквально в переводе с английского — «спасители еды»). Для этого нужно выложить фото еды в группу фудшеринга (есть в любой популярной социальной сети), написать свой адрес и — вуаля, к вам приезжает голодный, но благодарный... студент, например.

Впрочем, есть у этого движения и другие, более серьезные формы. Идея та же — «спасти еду», но только не со стола, а с полок магазинов, ресторанов и конвейеров предприятий. Кстати, некоторые думают, и это скорее предубеждение, что речь идет о просроченных продуктах. На самом деле это не так. О том, откуда в Москве появились «спасатели еды» и кому они помогают, корреспондент «ВМ» поговорила с одним из организаторов этого движения — Анной Успенской.

— Анна, а чем вы зарабатываете на хлеб?

— По профессии я компьютерный лингвист, то есть занимаюсь автоматической обработкой языка.

— А откуда вдруг такое увлечение?

— Меня всегда волновал вопрос экономичного обращения с ресурсами, в том числе и пищевыми. И когда я узнала про немецкий проект фудшеринга, я захотела опробовать его в нашей стране. Ведь горы еды отправляются на помойку только потому, что ее не успели раскупить или срок годности подходит к концу. Думаю, что это несправедливо, и объединение людей с подобными взглядами помогает хоть как-то исправить эту ситуацию.

— Насколько уровень перепроизводства велик в Германии?

— Перед тем как заняться этим делом в России, мы, разумеется, изучили опыт наших коллег. Что касается развитых стран, то оказалось, что треть всех производимых продуктов люди отправляют в помойку. В неразвитых странах, как бы парадоксально это ни звучало, тоже есть проблема нерационального использования еды. Но там эта проблема возникает не из-за перенасыщения и доступности продуктов, а элементарно из-за того, что просто негде хранить.

— А Москва? Какая у нас сложилась ситуация?

— По тем данным, что нам удалось добыть, ситуация довольно неравномерна. В этом плане Москва и Санкт-Петербург очень похожи на Европу, а вот регионы можно сравнить с развивающимися странами. Ресурсы распределены очень неравномерно.

— Как вы начинали дело фудшеринга в Москве?

— Я оказалась не одинока в своем стремлении, нашлись люди похожих взглядов и убеждений. Чуть больше года назад мы решили объединиться (в группу организаторов также входят Андрей Кухнин и Ирина Межова). Есть еще параллельные течения, которые также касаются «спасения» еды. С этими ребятами мы стараемся поддерживать связь.

— Вы не думаете, что люди могут забирать эту еду не из экологических соображений, а только потому, что это отличная возможность что-то получить нахаляву?

— Я не вижу в этом ничего плохого, даже если это действительно так. Какая разница, чем человек руководствуется, когда он делает что-то полезное.

— А вы представляете, к каким социальным группам принадлежат фудсейверы?

— Среди наших участников я выделяю две основные категории. Это многодетные мамы, у них есть свободное время для того, чтобы подъехать в назначенный час и место и забрать еду. Иногда они выступают координаторами процесса. То есть система фудсейвинга заключается в том, чтобы не только забрать продукты, но и по возможности часть из них отдать таким же нуждающимся, как и ты. Вторая категория — это молодежь, часто студенты, и люди постарше. Они занимаются этим из социального интереса. Им кажется, что это весело и прикольно.

— А если все продукты забирает один человек и оставляет себе, не противоречит ли это самой идее «спасения» еды?

— Если он в состоянии съесть это сам, то почему бы и нет. В любом случае он может поделиться продуктами со своими близкими.

— Много ли человек являются членами фудшеринга?

— В каждой команде от 10 до 15 человек, которые сотрудничают с 15 организациями, которые отдают нам продукты. Получается, что в районе 200 постоянных участников. Есть еще организации, которые благодаря нашей инициативе напрямую сотрудничают с двумя фондами, один из которых занимается помощью многодетным семьям. Планируем подключить еще совет ветеранов одного из столичных районов.

Большинство пригодных в пищу продуктов многие предприятия отправляют в помойку только потому, что не успели их распродать или товары потеряли свой вид Большинство пригодных в пищу продуктов многие предприятия отправляют в помойку только потому, что не успели их распродать или товары потеряли свой вид / Фото: PHOTOXPRESS

— Что это за организации? Это производители еды?

— Есть среди них и небольшие продуктовые магазины, и кондитерские-пекарни.

— С кем легче найти общий язык — с крупной компанией или с владельцем небольшого бизнеса?

— У больших организаций больше административных барьеров. Бывает сложно связаться с человеком, у которого есть полномочия принимать подобного рода решения. Но случается, что сотрудники предприятия сами становятся инициаторами «спасения» еды. Им просто неприятно каждый день собственными руками выбрасывать пригодную в пищу еду. Но даже если возникли какие-то бюрократические проволочки, то мы такие случаи не бросаем. Думаю, со временем, когда фудшеринг будет более популярным явлением и люди о нем узнают больше, все пойдет быстрее и легче.

— А как происходит распределение еды?

— Количество человек для каждой организации мы рассчитываем исходя из объема продуктов, которые она отдает. За один раз человеку достается 5–7 килограммов. Но объемы меняются, причем каждый раз в разную сторону. Из пекарен средней руки ежедневно нам отдают 10–15 килограммов.

— У движения существует конечная цель? Каких масштабов проект должен достигнуть?

— Думаю, что так или иначе продукты, особенно в Москве, все равно будут пропадать, но цель — отдать их большему числу нуждающихся людей.

— Но в идеале это, наверное, не только еда?

— Да, это касается и одежды, и книг. Но с едой вопрос стоит острее, потому что она портится.

— Но вы ведь забираете не только нераспроданную продукцию?

— Верно. Товар просто может потерять свой вид. Торт с помятым коржом никто не купит, это считается некондицией. А мы его с удовольствием заберем. Или компания сменила меню производимой продукции, но к тому моменту уже изготовила партию кексов с лимонной начинкой. Понятно, что «устаревшую» партию она реализовать не может. Бизнес подстраивается под потребности потребителя, но в результате этого возникают излишки.

— Вы обмениваетесь опытом с немецкими единомышленниками?

— Да, у нас есть коллега, которая живет в Германии, но время от времени приезжает в Россию. Благодаря ей мы узнаем, как развивается это направление в Европе, и поддерживаем связь с немецкими организаторами.

— В чем различия и сходство между российским и немецким фудшерингом?

— Сравнение, наверное, будет некорректным, потому что им уже четыре года, а нам только год. Но развивались они похожим образом. То есть им тоже приходилось рассказывать, что такое фудшеринг, для чего он нужен. Но они добились своего: сейчас в Германии это уже широко известное направление.

— У вас в правилах сказано, что фудсейвер обязан оценивать, насколько продукт пригоден в пищу. То есть существует потенциальная угроза, что человек может отравиться?

— Теоретически угроза существует, нужно внимательно проверять продукты. Но фактически, поскольку мы сразу забираем свежую продукцию, такой риск минимален. Бывает, что отдают партию овощей, и ее нужно на месте перебрать, но какая-то подпорченность видна сразу.

— К вам обращаются последователи фудсейвинга из других городов?

— Недавно к нам обратились из Смоленска, где хотят развивать подобный проект. Поскольку у нас схема обкатана, мы готовы предложить план действий.

— А вот интересно, что вы говорите потенциальным «поставщикам», когда впервые с ними общаетесь? Отдайте нам еду?

— Сначала рассказываем о нашем социальном проекте. Интересуемся, остается ли у них нераспроданная еда. Если остается, подробно описываем схему взаимодействия. И даем понять, что для самой компании это будет максимально комфортно и удобно, они услышат благодарность огромного количества людей.

— Чем еще привлекает фудшеринг?

— Про некоторые продукты я узнала, занимаясь фудшерингом. Например, попробовала новый вид йогурта. Мне он понравился, и я его стала покупать. Это и возможность разнообразить свое меню, поскольку всегда получаешь какие-то новые продукты.

— Если немного пофантазировать и представить, что фудшеринг достиг грандиозного размаха и люди получают еду бесплатно, это же снизит спрос...

— Это очень отдаленная перспектива. И, скорее всего, нереалистичная.

— Но все-таки ваш проект рассчитан на людей, у которых есть какой-то достаток, ведь общение происходит через социальные сети. А те, кто действительно остро нуждается в еде, ведь остаются ни с чем?

— Следующий этап нашего развития — социальные холодильники. На их полках можно будет оставить еду для нуждающихся. Мы уже определили место, где он будет стоять, осталось только придумать протокол взаимодействия. Нужно, чтобы у такого холодильника были волонтеры, которые его обслуживают и следят за качеством продуктов, оставляемых там. Он рассчитан на всех желающих, в том числе и на людей без определенного места жительства.

 Большая часть продуктов, которую производители отдают фудсейверам, — это хлебобулочные изделия Большая часть продуктов, которую производители отдают фудсейверам, — это хлебобулочные изделия / Фото: PHOTOXPRESS

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Журавлев, социолог, практический психолог:

— Если декларация этого движения заключается в бережном отношении к еде, так же как и в бережном отношении к природе, то это может вызвать только положительную оценку. Это если говорить об эмоциональном восприятии данного явления. Другая сторона вопроса — это страх людей на подсознательном уровне. Ведь нас давно и в интернете, и по телевизору кормят страшилками об апокалипсисе и связанным с этим голодом. И отчасти именно этими подсознательными страхами можно объяснить желание «спасать» еду. Хотя, с другой стороны, мы с вами знакомы с таким явлением, как перенасыщенность рынка, и таким термином, как общество потребителей.

Наши еженедельные походы в торговые центры — бывает, это происходит без особой необходимости — это и есть яркий пример общества потребителей, которые бессознательно все скупают. Когда-то Дейл Карнеги составил портрет идеального покупателя, который выглядит так: это не очень образованный человек, который не читает книг и постоянно смотрит телевизор. Так вот, движение фудшеринга идет вразрез теории потребления и подрывает ее устои, а сам фудсейвер — сознательный и умный потребитель, который следит за пищевой экологией.

КАК СТАТЬ УЧАСТНИКОМ

Для этого достаточно на официальной странице движения www.foodsharingrussia.ru пройти регистрацию, где нужно указать свои контактные данные, соответствующие вашей странице в социальной сети. Затем пройти онлайн-тестирование на знание правил, перечисленных на сайте. После регистрации с фудсейвером связывается куратор и сообщает о месте и времени встречи, откуда нужно вывезти продукты. После пробного «спасения» еды участнику выдают удостоверение.

СПРАВКА

* Фудшеринг (англ. foodsharing от food — «еда», sharе — «делиться») — социально-экологический проект по спасению пригодной к употреб лению еды, появившийся в Германии. Задача проекта — связать магазины и кафе, в которых возникают излишки съедобных продуктов, с волонтерами. Также еду отдают пекарни, отели, супермаркеты, столовые. Задача волонтера состоит в том, чтобы еда максимально быстро обрела хозяина и была съедена. Эту еду можно съесть самому, накормить друзей и соседей, нуждающихся, пенсионеров, малоимущих, отдать в приюты, социальные столовые.

Популяризацией движения занимается дизайнер Яна Франк. Участники проекта бесплатно раздают желающим ту еду, которая могла быть утилизирована. Движение появилось в Германии в 2012 году, прижилось в Австрии и Швейцарии и сейчас распространяется во многих других странах. В России наиболее активные группы находятся в Москве и Петербурге.

ЦИФРА

25000 количество участников официальной группы фудшеринга Москвы в одной из российских социальных сетей

ЧТО ЕЩЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ В ДАР

DARUDAR.ORG

Благодаря сервису darudar.org любой желающий сможет порадовать участника не только нужной ему вещью, но и сделать для него что-нибудь полезное, например, починить компьютер или перевести текст с иностранного языка. Сайт работает в двухстороннем порядке и, зарегистрировавшись на нем можно оставить и свое пожелание.

BOOKRIVER.RU

Участники сервиса bookriver.ru составляют списки ненужных и желанных книг, а потом обмениваются ими между собой. Впрочем, некоторые готовы отдать книгу просто так или за шоколадку. Чтобы участвовать в обмене, вам придется зарегистрироваться на сайте. В профиле желательно указать, где и во сколько вам удобно встречаться.

DETSTVO.RU

На сайте detstvo.ru детские вещи недорого продают или отдают даром. Доска обновляется регулярно. Чтобы связаться с автором объявления, достаточно отправить ему сообщение через форму на сайте, указав свой телефон и адрес электронной почты. Здесь же можно подобрать няню, преподавателя или массажиста для своего ребенка.

 

 

 

 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.