Главное
Истории
Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Реликвии школьных музеев рассказывают ребятам о подвиге их дедов и прадедов

Общество
Участники очередной встречи Клуба учителей руководитель музея школы №1504 Станислав Лавров (слева) и Почетный ветеран города Москвы Владимир Власов рассматривают один из экспонатов Центрального музея Вооруженных сил — пистолет-пулемет Шпагина 1944 года
Участники очередной встречи Клуба учителей руководитель музея школы №1504 Станислав Лавров (слева) и Почетный ветеран города Москвы Владимир Власов рассматривают один из экспонатов Центрального музея Вооруженных сил — пистолет-пулемет Шпагина 1944 года / Фото: Антон Гердо
В честь юбилея Битвы под Москвой — первой успешной крупной операции советских войск в ходе Великой Отечественной вой­ны — в столичных школах планируются образовательно-познавательные патриотические мероприятия.

Вопрос, как заинтересовать современных школьников этой непростой темой, волновал многих участников Клуба учителей. Помочь педагогам в этом могут и должны исторические материалы: архивные документы, предметы и реликвии, сохранившиеся до наших дней.

— В музеях военная история рассматривается весьма специ­фически, — рассказывает гость встречи, старший научный сотрудник Центрального музея Вооруженных сил Министерства обороны Юрий Старшов. — Все о событиях можно узнать с помощью экспонатов, будь то медаль, военная форма или боевое знамя. Такой подход открывает целый ряд возможностей для работы, в том числе и с подрастающим поколением.

Но, как отмечает Юрий Старшов, здесь есть определенная сложность: все экспонаты отделяются от посетителя своеобразной гранью — витриной. Получается, увидеть историю можно, а вот прикоснуться к ней — нет. Тут на помощь и приходит музейная педагогика.

— В Центральном музее Вооруженных сил вот уже на протяжении семи лет работает зал музейной педагогики, где школьники могут подержать экспонаты в руках, внимательно рассмотреть их, — говорит Старшов.

Большая коллекция такого наглядного материала, посвященного истории Великой Оте­чественной, есть не только в крупных музеях страны, но и в музеях школьных. Их, к слову, в Москве более 900. Экспонаты из этих музеев можно использовать как на классном занятии, так и во внеурочной деятельности.

— Например, медаль «За оборону Москвы» очень массовая: ею были награждены около одного миллиона трехсот тысяч человек, — отмечает Старшов. — Такой экспонат достаточно часто встречается в школьных музеях.

Музейный работник предложил педагогам несколько способов, как использовать медали на тематических уроках по истории. Во-первых, учитель может наглядно описать награду и рассказать ученикам, за что она вручалась. А затем персонализировать ее, то есть рассказать о конкретном герое, о подвиге, за который была получена награда. А примеров героизма советского народа множество: один из них — боевая история знаменитых снайперов Марии Поливановой и Натальи Ковшовой, которые были посмертно награждены медалями «За оборону Москвы».

Во-вторых, можно провести конкурс, где самим учащимся будет предоставлена возможность рассказать о том или ином экспонате. Это самая интересная, но и самая сложная часть коллективной школьной работы, так как она требует активного участия учащихся.

Конечно, помимо медалей, школьные музеи столицы хранят немало интересных предметов: например, в школе № 2101 «Филевский образовательный центр» есть несколько видов военной формы. Одну из них — пожарную — руководитель музея «С чего начинается Родина» Людмила Скрипник привезла на встречу Клуба учителей:

— В нашем музее экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, тесно связана с еще одной знаковой темой — историей пожарной охраны, — отмечает педагог. — К сожалению, на уроках истории уделяется недостаточно внимания подвигу пожарных во время обороны Москвы.

На момент начала войны из 58 тысяч строений Москвы 40 тысяч были деревянными, а враг планировал выжечь город дотла. К началу наступления фашистских войск на столицу пожарных — молодых, сильных ребят — уже забрали на войну. И поэтому были созданы добровольные отряды, в которые шли школьники от 14 до 16 лет, в том числе и девушки.

— В нашей школе есть форма девушки-пожарного времен войны, — рассказывает Людмила Скрипник. — Во время занятий в музее я предлагаю кому-нибудь из учениц примерить ее, чтобы прочувствовать атмосферу военного времени.

Активно работает с предметами военной эпохи и учитель истории школы № 1726 Валентина Усачева. Один из ее любимых экспонатов — тетрадь по тригонометрии 1941 года.

— Проводя уроки в нашем Музее боевой славы 21-й дивизии народного ополчения, я ставлю перед собой задачу не только сделать занятие интересным, но и приоткрыть страницу истории так, чтобы ребята прониклись событиями того времени, — говорит Валентина Усачева. — Рассматривая тетрадь ученика 9-го класса Антона Харитонова, ученики сравнивают себя со школьниками 1941 года.

Вместе с учителем математики Валентина Усачева придумала тему интегрированного урока «Изучение математики сквозь призму исторического процесса». На занятии педагоги с учениками рассматривают, как изменялся учебный процесс с течением времени, отмечают основные плюсы и минусы советских форм обучения. В конце урока девятиклассники пробуют решить контрольную работу по тригонометрии 1941 года. По словам педагога, после такого необычного занятия многие старшеклассники увлекаются этим сложным предметом.

А вот руководитель Музея дальней авиации гимназии № 1504 Станислав Лавров включает в свои уроки рассказ о поисковой работе.

— Наши экспонаты в буквальном смысле слова парные, — говорит педагог. — Часть из них найдена в ближайшем Подмосковье. На этих экспонатах мы рассказываем и показываем учащимся, как беспощадна почва к историческим реликвиям.

На встрече многие руководители школьных музеев отметили, что их экспонаты дают возможность развивать творческий подход к проведению уроков, помогают связывать историю с другими науками, например с физикой, химией, математикой, географией. Таким образом, музейная педагогика позволяет совмещать на одном уроке сразу несколько предметов. Но самое главное, конечно, в том, что работа учащихся в школьных музеях воспитывает в молодом поколении чувство гордости за свою страну, своих предков, отстоявших в лихие годы любимый город, — подчеркнули все участники встречи Клуба учителей.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.