В тридевятом царстве. Корреспондент «ВМ» отправилась по одному из тех маршрутов, которые наиболее часто выбирают москвичи
ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ
Всего полтора часа на самолете из Москвы — и вот они, калининградские пейзажи. Балтика встретила нас дождем и полным отсутствием снега. Добирались из аэропорта в город на автобусе, в центре Калининграда встали в пробку.
— Не подскажете, на какой остановке выйти, чтобы попасть вот в этот отель? — спрашиваю у добродушного соседа в очках. Он неторопливо достает телефон, вводит адрес, смотрит карту и медленно начинает мне объяснять.
— Аааа, так это вам нужна следующая остановка после моей. А потооом — вот сюдаааа, — протяжно рассказывает мужчина.
Я понимаю все с первого раза, но сосед заботливый, объясняет еще и еще. Все в медленном темпе. Потом так же с ритмом и расстановкой с нами общались таксисты и продавцы, медленно накладывала мороженое в рожок милая девушка, долго наливали кофе бариста в уличном кафе. Возможно, нам, жителям вечно бегущей куда-то Москвы, любой другой город покажется медлительным, но пока я ждала кофе у палатки, успела проверить новости в телефоне, посчитала голубей на крыше и купила букет цветов у местной бабули.
ЖИТЬ БУДЕМ В КОРАБЛЕ!
Когда я бронировала гостиницу, то не подозревала, что она — часть Музея Мирового океана. Он, кстати, стал самым ярким впечатлением от Калининграда. Музей расположен на берегу реки Преголи. У причала — несколько кораблей и даже подводная лодка. Все они — экспонаты, внутри которых расположены отдельные экспозиции. А на борту одного из кораблей можно даже жить. Научно-исследовательское судно «Витязь» ходило в рейсы до 1979 года. Когда-то на борт поднимался сам Жак-Ив Кусто! А теперь по трапу иду я с синим чемоданом. На палубе играет музыка из «Титаника». Да, интересный ход для привлечения туристов...
По соседству с «Витязем» — подводная лодка Б-413. Дада, настоящая. И большая ее часть — под водой. Отправляемся посмотреть, как же там все устроено.
Лодку вывели из состава Военно-морского флота России в 1999 году. Выглядит она так, будто только вчера с нее сошли подводники.
— Кажется, я начинаю задыхаться, — смотрю на маму и стараюсь поймать побольше воздуха в узком коридоре. Астматикам с задатками клаустрофоба лучше в таких местах не появляться: спертый воздух, крошечные помещения. Трудно представить, что в каюте размером с кладовку жили несколько человек. Становится понятно, почему все ходят по лодке без гида — лишний человек заберет нужное пространство и воздух. Но о туристах позаботились: в каждом отсеке громкоговоритель рассказывает, зачем этот отсек нужен и что в нем находится. Выбираюсь на свежий воздух, как из тюрьмы. Нет, подводником мне не быть никогда.
ЕСТЬ ПОВОД ВЕРНУТЬСЯ
Еще одно место притяжения туристов — Кенингсберский собор. Там похоронен Кант, там проводятся концерты органной музыки. Попасть на него нам не удается: в этот день проходят выступления хоров в честь Дня защитника Отечества. Идем в Музей Канта. Больше всего в нем запоминаются старинные лестницы между этажами и цветные витражи.
На улице отогреваемся кофе, рядом торговые палатки с сувенирами. На магнитах надпись — Kant touch this, в переводе — «Кант прикасается к этому» (игра слов: созвучно с названием песни рэпера MC Hammer Can’t touch this. — «ВМ»).
— Это самые популярные магниты, — объясняет веселый продавец, одновременно выдавая сдачу сразу трем покупателям. — Отбоя нет, берет в основном молодежь, кто знает песню. Вы таких магнитов нигде не найдете, эксклюзивный продукт!
Думаю — ха! Врет, наверное. И не покупаю. Оказалось, зря. Ни в сувенирных лавках, ни в аэропорту таких не было. Появился повод приехать в Калининград еще раз. Не считая концерта органной музыки.
ЛУЧШЕ МЕСТА НЕ НАЙТИ
— Если жить в России, то только в Калининграде, — заявляет таксист Сергей, который везет нас с вокзала до гостиницы. — Я вот приехал когда-то из Кирова, так и остался тут.
Примерно то же самое говорили нам почти все калининградцы. Они влюблены в свою малую родину.
— Приезжайте к нам летом, не пожалеете! — приглашает администратор гостиницы Татьяна Николаевна. — А если в Светлогорске остановитесь, там и купаться можно (Светлогорск — город-курорт на побережье Балтийского моря, в 40 километрах от Калининграда. — «ВМ»).
Ну, это для привлечения туристов, скажут скептики. Но искреннюю улыбку не подделать, а улыбаются здесь почти все. И не ради чаевых, а потому, что убеждены: они живут в лучшем из городов.
— Как вам у нас, в Тридевятом царстве? — спрашивает все тот же Сергей, который теперь везет нас в аэропорт.
Делимся впечатлениями. И тут я понимаю, почему Тридевятое царство. Номер региона — Калининградской области — 39. Находчивые калининградцы превратили две цифры, которые обычно имеют значение только для автомобилистов, в еще одну романтическую особенность города. И теперь так и называют его — Тридевятое наше царство.