Снова поймать удачный кадр
— 35 лет. Цирк знает и куда более долгие карьеры.
— Я ощутил, что давно работаю в цирке, когда понял, что снимаю на манеже повзрослевших внуков тех артистов, которых снимал почти детьми. Я пережил 13 генеральных директоров Союзгосцирка, а потом и Росгосцирка!
— Помнишь первую съемку?
— Я отлично помню их все!
— Это удивительное свойство цирковых помнить все: состав программ, даты и города гастролей... Так что же все-таки снимал в первый раз?
— Программу в старом цирке на Цветном, в ней работала воздушная гимнастка Елена Дроздова. Ее фотографию тут же поместили в журнал «Эстрада и цирк» на вторую обложку, а тогда это было круто! Потом я снимал дрессировщика Валерия Кузьмина с крокодилами, и тут же появились календари с этим фото. Вот как-то так все и началось.
— Ты застал расцвет советского цирка. Что ты, глядя через объектив, можешь сказать: почему все кричат о кризисе?
— Не буду говорить об экономике и творчестве, скажу о своем ремесле. До начала 1990-х выпускались большие цирковые афиши, плакаты и календари, книги и альбомы о цирке. Их было много, и все они находили покупателя. На складах точно не гнили. Особо продвинутые художники нас всегда ругали, но наши плакаты всегда занимали места на соответствующих конкурсах.
— А что, такие были?
— И сколько! Больше того: когда наши артисты в 1990-х поехали за рубеж, многие захватили с собой советские плакаты и афиши. И потом рассказывали мне, как продавали плакаты за 1–2 доллара, что позволяло не умереть от голода... Эти плакаты, афиши, наборы открыток и многое другое из того, что мы тогда выпускали, до сих пор висят в гримерках, хранятся как память о времени, которым цирковые гордятся.
— А что теперь?
— Плакаты не делают, цирковой альбом — почти забытый жанр. Сейчас снимать приходится в основном для интернета, а это уже не тот уровень.
— Не будем о грустном... «ВМ» вот уже второй год пишет о цирке. Так что все образуется!
— Хотелось бы, чтобы это случилось в этой жизни. Ну а пока... Что остается цирковому фотографу? Ловить удачный кадр и записывать цирковые шутки.
ИЗ ЖИЗНИ
Снимаю в Ереване знаменитый цирковой спектакль «Карнавал мира». Захожу в гримерку к руководителю номера джигитов Казбеку Плиеву, чтобы обсудить предстоящую съемку.
Его жена Галина спрашивает:
— Вам чай или кофе? — Мне все равно.
— Тогда кофе — он дороже...
■
Еду в командировку снимать представление в ярославском цирке. Поезд опаздывает. Я начинаю нервничать, хожу по вагону, постоянно поглядываю на часы. Со мной в купе едет старик. Видя мое состояние, спрашивает: «Что ты нервничаешь, в Ярославль все равно доедем!»
Отвечаю, что опаздываю на работу.
— На какую работу? — удивляется старик. — Вечером работают только воры и артисты.
На артиста ты не похож! Пришлось объясняться.