Сходили на Моховую, вспомнили Витьку и Серёжку
Сюжет:
День Победы-2017…Тот май 1941-го, по воспоминаниям очевидцев, был в Москве необычайно тёплым. Жизнь, полная мирных забот, скользила подтаявшим шариком мороженого, сваливаясь в густое как сироп лето.
С первых же недель войны всё изменилось. Крыши домов топорщились стволами зениток, ночами вверх на тросах тянулись аэростаты, перекрывавшие небо паутиной проволочных сетей. Главные здания скрывались под камуфлированными навесами. Окна затягивались черной бумагой. Светомаскировка. Город, уже испытавший авианалёты «Люфтваффе», был обстрелянным бойцом и словно бы прикрывал глаза, чтобы раньше времени не выдать себя врагу их случайным блеском…
…Вот летчик-истребитель Виктор Таллалихин в ночном бою бросает свой «ишачок» в атаку, тараня вражеский «Хейнкель» – лишь бы не дать немецкому бомбардировщику просыпать над Москвой его смертоносный груз…
…А близ деревни Гусенево погибают, но не сдаются бойцы дивизии генерала Ивана Панфилова, ценой многих жизней сдерживая врага…
…Идут парадом по Красной площади части Красной армии и Народного ополчения. Идут, чтобы сразу отправится на фронт…
…И у деревни Нефедьево лейтенант Павел Гудзь, командир единственного КВ-1, оставшегося в 89-м танковом батальоне, принимает бой с многократно превосходящими силами противника (десять немецких танков уничтожил тогда экипаж Гудзя и восемь заставил отступить)…
Холодным майским вечером 2017-го мы с женой стоим на Манежной площади. Перед нашими глазами сменяются страницы и вехи самых первых и трудных военных месяцев.
Мы знаем: потом будет контрнаступление, операция «Марс», Ржевский выступ, Сталинград, Курская дуга. Освобожденные Киев и Севастополь. Снятая блокада Ленинграда. Потом наши войска шагнут на берега Одера, Вислы и Рейна, расколют гранитный орех Кенисберга, возьмут Зееловские высоты, водрузят знамя Победы над Рейхстагом.
Мы стоим и пытаемся представить себе людей из того 41 года. Витьку с Малой Бронной, Серёжку с Моховой – всех тех молоденьких ребят и девчонок, которые в 1941-м, как и создатели знаменитой песни «Москвичи» Андрей Эшпай и поэт Евгений Винокуров, со школьной скамьи ушли добровольцами на фронт.
Ушли и переломили ход войны. Немецкий блицкриг закончился. Здесь, под Москвой.