Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Обманувшие смерть. Пилоты бежали из афганского плена, рискуя жизнью

Общество
Обманувшие смерть. Пилоты бежали из афганского плена, рискуя жизнью
Ноябрь 1995 года. Кандагар. Пленный экипаж. Стоят (слева направо): Владимир Шарпатов, Газинур Хайруллин, Александр Здор. Сидят (слева направо): Асхат Аббязов, Сергей Бутузов, Виктор Рязанов. Снимок сделан седьмым членом экипажа Юрием Вшивцевым / Фото: ИТАР ТАСС
16 августа исполняется 21 год дерзкому побегу семерых российских летчиков из афганского плена. Они смогли вернуться домой после года неволи, угнав у талибов свой же самолет.

История эта вполне созвучна духу лихих девяностых. После распада Советского Союза отечественная транспортная гражданская авиация выживала как могла. Некогда единый «Аэрофлот» вслед за страной тоже рассыпался на множество частных авиакомпаний, которые использовали для своего заработка любой выгодный фрахт. Даже если он выглядел достаточно рискованно.

Коммерческий рейс 3 августа 1995 года новенького Ил-76 одной из казанских авиакомпаний из албанской Тираны в афганский Баграм был третьим после двух таких же, вполне успешных.

— Баграм контролировался «Северным Альянсом» Ахмад Шах Масуда. Талибы считали его своим злейшим врагом, — вспоминает бывший командир воздушного судна, Герой России Владимир Шарпатов. — Но мы, честно говоря, в нюансы не вникали, наше дело маленькое — доставить груз в целости и сохранности. Я спросил у флайт-менеджера: «Что везем?» Он ответил: «Ящики. Тысяча двести штук». Конечно, все знали, что внутри патроны, но это не являлось нарушением.

По пути транспортник перехватил истребитель движения «Талибан». Россиян принудили совершить посадку в районе Кандагара.

Более года члены экипажа самолета находились в афганском плену. Они всерьез опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам талибов. Их могли убить в любую минуту. С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны наших властей по вызволению их из беды. Тогда они решили помочь себе сами.

Экипаж смог убедить похитителей в том, что самолету требуется техническое обслуживание. Под присмотром вооруженной охраны им разрешили периодический доступ на борт воздушного судна. Шанс совершить побег представился пленным16 августа 1996 года.

— Это была пятница, выходной день у мусульман. Мы заранее решили, что даже если не взлетим, лучше разбиться, чем в этом аду сидеть. Еще в июле я велел заготовить веревки в грузовом отсеке и в штурманской кабине, чтобы повязать охрану по моей команде, — рассказывает Шарпатов.

Взлететь им удалось. Так же как и скрутить конвоиров, а потом благополучно долететь до аэропорта «Шарджи» в Эмиратах.

Спустя еще два дня российские летчики смогли вернуться в Казань к своим близким.

А уже 22 августа президентом страны был подписан указ об их награждении. Командиру экипажа Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину присвоили звания Героев России. Остальных членов отважного экипажа отметили орденами Мужества.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.