Кладезь восточной мудрости
Несмотря на то что буддизм — одна из четырех мировых религий, в столице ее представителей сравнительно немного.
К тому же среди последователей Будды Шакьямуни нет единства. Буддизм в столице — пестрая тибетская икона-тханка с множеством деталей и ярких оттенков. На сегодняшний день в Москве, да и во всей России Учение Будды преимущественно распространено в версии тибетской школы Гелугпа. Набирает популярность среди столичных жителей еще одно буддийское направление родом из Тибета — школа Карма Кагью. Но есть в нашем городе и более экзотические варианты пути к просветлению — например, вьетнамский буддизм.
Срединный путь к Чистой Земле
На часах 8 утра, но в спортзале неподалеку от станции метро «Римская» уже начинается тренировка. Мастер редкого вьетнамского боевого искусства Там Куи Кхи Конг и его ученики три раза в неделю начинают день с отрабатывания ударов, стоек и связок, с методов управления дыханием и короткой медитации в позе лотоса или в стойке на руках вверх ногами. Мастера зовут Игорь Михневич, но его буддийское имя звучит иначе — Тхиен Зуен, что в переводе с вьетнамского означает «счастливый случай».
Он стал одним из немногих русских людей, которые пошли по пути буддизма Чистой Земли и приняли его от вьетнамских учителей.
— Мне было 13 лет, когда я познакомился с мастером Там Куи Тхиеном Зиеном, — вспоминает Игорь. — Он научил меня не только правильно бить, но и правильно медитировать. От него же я услышал основную мантру нашего направления. Он всегда говорил: будешь принимать буддизм, принимай от вьетнамского мастера.
Когда Советский Союз ушел в прошлое, в столице в начале 1990-х годов появилось объединение буддистов «Соломенная хижина», следующее Учению Чистой Земли.
— Я совершенно случайно нашел его сайт и просто набрал номер, — вспоминает Игорь. — И в тот же день был в центре.
Все это произошло больше 10 лет назад. Тогда «Соломенная хижина» ютилась в маленькой трехкомнатной квартире и иногда снимала зал в Доме туристов для больших праздничных мероприятий.
— В 2013 году мы начали возводить свою собственную пагоду (храм. — «ВМ»), — говорит один из постоянных участников объединения Хай Лонг Ха, вьетнамец, с 1989 года постоянно живущий в столице. — Мы сами купили землю и на деньги общины организовали строительство. До этого момента мы обращались за помощью к властям города, и они даже пошли нам навстречу, но для центра нам было необходимо самим найти помещение.
Буддизм Чистой Земли отличается от прочих школ тем, что его приверженцы верят: в наш «железный век» обрести освобождение из круга смертей и перерождений можно, вознося хвалу Будде Амитабхе. Он проводит всех повторяющих его имя в Страну Крайней Радости, где без помех можно продолжить практику и обрести конечное просветление. Последователи направления стремятся к перерождению в стране любимого Будды.
— Наша пагода официально откроется этой осенью, — продолжает Лонг. — У храма есть настоятельница, монахиня по имени Туе Дам Хыонг. Она вьетнамка, но обладает датским гражданством. За границей существуют большие объединения вьетнамских буддистов. Учителя, живущие там, направили в Россию монахиню, чтобы мы здесь не остались без наставника, способного ответить на наши вопросы.
Туе Дам Хыонг отлично говорит по-английски, но по-русски пока знает только пару-тройку слов. Осенью, завершив дела, начатые ранее, она переедет в Москву окончательно и всерьез займется изучением языка.
— Среди нас совсем немного русских, — продолжает Лонг. — Проблема в том, что людям нужно преподносить Учение так, чтобы оно было им понятно. В нашем случае есть проблема языкового барьера. Сейчас у нас есть Игорь и несколько человек, пришедших вместе с ним. Это уже облегчает нам задачу.
Практика медитации, чтения мантр и соблюдения обетов буддиста — это и есть жизнь для учеников Будды. Верой в правильность Учения они стараются напитать все, что бы они ни делали.
— Я не знаю, что такое обычная жизнь, — смеется Игорь. — Если это шопинг, трэвел и разврат, то всего этого просто не существует. Человек должен обрести бесстрашие и жить в духе.
Будда призывал именно к такому пути.
Учение, пришедшее с Запада
Все началось с того, что в 70-х годах прошлого века датчанин Оле Нидал и его жена Ханна познакомились и стали учениками Кармапы, главы еще одной школы тибетского буддизма — Карма Кагью. В 1989 году благодаря усилиям Оле Нидала, уже ставшего ламой, она пришла в Россию. Центры возникли одновременно в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас столичные последователи этого направления встречаются в зале для медитаций на Петровском бульваре.
— Сначала мы ютились в совсем маленькой квартирке, а центр никак не развивался, — рассказывает Александр Койбагаров, президент Российской ассоциации буддистов традиции Карма Кагью. — Потом в нашей группе появился меценат, подаривший нам квартиру в соседнем подъезде от нынешнего центра. Со временем мы переместились сюда, помещения бывшего завода «Самтрест».
Карма Кагью, принесенная в столицу России западным учителем, предлагала своим последователям достигнуть просветления за одну или хотя бы пару-тройку человеческих жизней, а не за десятки тысяч перерождений. Учение Будды, преподнесенное понятным, современным языком, привлекло немало последователей.
— Если в Петербурге в наш центр чаще всего приходили актеры, режиссеры и музыканты, к примеру, Борис Гребенщиков и Сергей Курехин, то в Москве костяк группы составляли менеджеры, строители и другие работяги, — продолжает Койбагаров. — Когда мы поняли, что нам необходимо помещение побольше квартиры, мы начали обивать пороги, но никто не хотел идти нам навстречу. Никто нас не знал. И тогда мы поняли, что необходимо делать что-то нужное, полезное для города.
Так появились фестиваль буддийской и восточной культуры «Ориенталия», многочисленные выставки и другие мероприятия.
В центре с каждым годом становится все больше людей, тем более что в столице часто бывают гости из других стран. Вопрос о расширении территории снова встал со всей остротой.
— Мы продали квартиру, в которой находился центр до того, как попасть сюда, и купили здание на Каланчевской улице, — поясняет Александр. — Сейчас мы приводим его в порядок и планируем осенью открыть там центр.
Белая ступа Будды
Парк «Отрада» раскинулся по берегам речки Лихоборки. От станции метро «Владыкино» — минут 10 ходьбы. Здесь растет Духовно-просветительский комплекс религий России. Православный храм святителя Николая, мечеть Ярдам и синагога Даркей Шалом построены. На очереди — буддийский храм.
— В сентябре мы открыли здесь первую в столице ступу Просветления (монолитное буддийское культовое сооружение. — «ВМ»), — рассказывает мне историк буддизма и один из членов Совета Московского общества буддистов Баатр Китинов, пока мы идем к стройплощадке. — В дальнейшем здесь появится храм с большой библиотекой. Он будет открыт для каждого, кто интересуется историей буддизма. Уже есть предварительные договоренности с известными буддийскими библиотеками в Лумбини (Непал), месте, где родился Будда, и в Дхарамсале, где находится резиденция далай-ламы, а также с научными центрами в Монголии и Китае. Они предоставят нам учебники, монографии, различные источники. Безусловно, будет поддержка и из российских буддийских регионов.
Проект храма, по-бурятски — дацана, по-калмыцки — хурула, существует, но на месте будущей постройки пока нет даже фундамента. И никто не берется назвать сроки, когда это строительство все-таки начнется.
— По нашим расчетам, на возведение храма потребуется около трех лет, — говорит Баатр.
В строительстве участвует не только Московская община буддистов, но и Центральное духовное управление буддистов, а также Объединение традиционных московских буддийских общин. Кто-то помогает рублем, кто-то — знаниями.
— Мы получили поддержку со стороны властей города и даже руководителей страны, — продолжает Баатр. — Это было очень важно на этапе оформления документов. Но храм строится на пожертвования неравнодушных людей.
Большая часть буддистов России — калмыки, буряты, тувинцы и часть народов Алтая. Как правило, они принадлежат к тибетской школе Гелугпа. Кстати, все далай-ламы в истории также были представителями этой школы.
— В столице сегодня можно найти последователей самых разных направлений буддизма, — говорит Китинов. — Россия — самая северная страна, в которой он получил распространение.
И теперь, когда мир открыт, тут можно встретить последователей монгольского, китайского, японского, вьетнамского буддизма и прочих направлений.
Строительство храма благословил сам Далай-Лама XIV Тензин Гьяцо. Его Святейшество подчеркнул: строить нужно большой духовно-образовательный центр.
— Нам нужно место, куда мы могли бы прийти, к примеру, на буддийский праздник, либо найти какие-то знания, — говорит Баатр Китинов. — Сегодня одна из главных наших проблем состоит в том, что жители города просто не знают, кто мы такие и что такое буддизм. Если сказать двумя словами, то буддизм — это работа с сознанием, которое структурирует наш мир, наше мировоззрение. Как говорил Будда, у каждого свой путь к Просветлению, и на этом пути мы, буддисты, высоко оцениваем любую форму жизни и право каждого на счастье.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Для объединения потребуется время
Юлия Жиронкина, директор фонда «Сохраним Тибет»
Сегодня интерес к буддизму проявляют две категории людей. С одной стороны — это те, кого можно назвать традиционными буддистами России. Общины калмыков, бурятов и тувинцев как исповедовали учение Будды, так и исповедуют до сих пор. Конечно, относительно недавно им пришлось сделать долгий перерыв в практике, ведь в Советском Cоюзе невозможно было открыто следовать всем религиям.
Как только это снова стало возможно, люди устремились к далай-ламе и другим тибетским учителям, чтобы воссоздать традиционные связи. Сейчас общины буддистов представляют очень активную и динамично развивающуюся часть населения как своих республик, так и других регионов, в которых они существуют.
Вторая группа — так называемые новые буддисты, предки которых исповедовали христианство или другие религии. В основном эти люди сосредоточены в крупных городах.
На протяжении многих лет наш фонд занимается организацией учений далай-ламы во многих странах. К сожалению, мы не можем пригласить Его Святейшество в Россию по множеству независящих от нас причин, но мы делаем все возможное, чтобы наши калмыки, буряты, тувинцы и русские последователи учения Будды получили возможность встречаться с далай-ламой. Эти площадки за пределами нашей страны оказываются очень востребованными. Там люди знакомятся друг с другом, налаживают контакты. Если раньше традиционные буддисты и буддисты больших городов не всегда пересекались друг с другом, то сегодня они представляют собой одно большое сообщество, в котором все чувствуют себя очень комфортно.
Хотя далай-лама не может посетить нашу страну, сюда могут приехать другие буддийские учителя. Мы сами приглашаем наставников, многие из которых рекомендованы лично Его Святейшеством. Теэло Тулкку Ринпоче, официальный представитель далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, а также верховный лама Калмыкии курирует вопросы встреч и общения российских буддистов с учителями как традиционной для России школы Гелугпа, так и других школ тибетского буддизма. Столичная духовная жизнь в этом аспекте очень активна. Без преувеличения можно сказать, что сегодня не проходит недели, чтобы какой-то из наставников не посетил Москву.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Антон Палеев, председатель комиссии Мосгордумы по взаимоотношениям с общественными и религиозными организациями:
— Сегодня растет число москвичей, интересующихся учением и философией буддизма. Власти столицы тесно взаимодействуют с последователями Будды. В рамках программы «Диалог культур» проводятся экскурсии по буддийским центрам, а также многочисленные выставки. Буддийские праздники, как правило, собирают в столице от 30 до 50 тысяч человек.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!