Утро начинается с газеты. Традиции чтения нужно беречь
Сюжет:
Пресса в образованииПросторный кабинет вместил и школьников разных классов, и родителей, и учителей. На интерактивной доске — фотографии газет, на стене — разворот выпуска «Прессы в образовании», посвященный библиотекам.
— Поднимите руку те, в чьей семье читают газеты, — начинает урок учитель русского языка и литературы школы № 1239 Оксана Румянцева.
Одна ученица откликается и рассказывает, что в ее семье печатную прессу читают ежедневно, причем всей семьей. Где появились первые печатные периодические издания? Чем отличаются бумажные книги от электронных? В чем преимущества каждой из них? Эти и другие вопросы обсуждались во время занятия. Подсказкой для ребят стали материалы, опубликованные в нашем приложении к газете «Вечерняя Москва».
Учитель русского языка и литературы Оксана Румянцева вывела на электронную доску понятия, помогающие школьникам лучше ориентироваться в материале. Двое учеников в качестве домашнего задания подготовили пересказ статьи обозревателя «ВМ» Марии Раевской и выступили с докладами.
— Я открыла для себя газету заново, — говорит педагог. — При подготовке к занятию я поняла, что незаслуженно забыла этот источник информации. Газета — это часть нашей культуры, с которой дети должны быть знакомы. Обращаясь к ней, школьники узнают историю нашего настоящего.
Необычный формат урока понравился и ребятам. Они отметили его информативность, познакомились ученики и со специфическими терминами, используемыми журналистами-газетчиками.
— На уроке открыл для себя много неизвестных мне раньше понятий: рубрика, лид, колонка, — делится впечатлениями семиклассник Иван Зверев. — А еще я узнал много нового о библиотеках и хранящихся в них изданиях. Например, я не знал и даже никогда не задумывался о том, что каждая часть книги имеет свое название.
Ученики рассказали, что не в первый раз сталкиваются с газетой: у кого-то в семье чтут традиции чтения печатных периодических изданий, кто-то сам делает первые шаги в журналистике, отправляя свои материалы редакторам в детские СМИ.
— На мой взгляд, текст, напечатанный на бумаге, пахнущей типографской краской, является неотъемлемой частью истории, — высказывает свое мнение ученик седьмого класса Степан Зайцев. — Очень здорово не только обратиться к учебнику, но и развернуть газету на уроке литературы, где представлен красочный, подробный материал. Особенно мне понравилась история жизни директора Публичной исторической библиотеки Михаила Афанасьева, который прошел большой путь до столь высокой занимаемой им сейчас должности.
— Школьникам в век высоких технологий необходимо обращаться к газете, — говорит учитель Оксана Румянцева. — В интернете дети могут столкнуться с неподтвержденными данными, а здесь — и мнения экспертов, и познавательные статьи, и обращение к истории, и объективная информация.
По мнению педагога, «Прессе в образовании» вместе с учителями московских школ стоит создать методику преподавания «уроков с газетой», чтобы учителя могли ею пользоваться.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Наталья Cимонова, исполняющая обязанности директора школы № 1239:
– Образование строится не только внутри школы, но и вне ее. И мы работаем над тем, чтобы расширять образовательную среду. Это не только посещение музеев, выставок и различных открытых площадок, но и использование любых возможностей для развития наших детей. Метапредметные связи, работа с информацией, умение грамотно читать — это универсальные навыки. Нестандартный подход к проведению урока литературы дает нам возможность не только привить любовь к чтению, но и расширить кругозор школьников, не останавливаться на классно-урочной системе. Для современных детей нужны современные уроки, и мы рады, что одним из городских ресурсов является приложение «Пресса в образовании» газеты «Вечерняя Москва», с которой мы давно и плодотворно сотрудничаем.