Девизом уходящего года стала оптимизация
За год доля трат на продукты питания в структуре расходов домохозяйств снизилась с 30,4 до 22,1 процента, иными словами практически на четверть. Почему? — Одна из причин, я думаю, в том, что многие москвичи стали целенаправленно искать скидки, — считает президент Гильдии маркетологов Игорь Березин. — Человек приходит в сетевой магазин и покупает только продукты и товары с желтым ценником.
Если продукт нужен, но желтого ценника нет, он заходит в соседний магазин и делает покупки там. Сейчас сетевые магазины настолько распространены, что выбор товаров со скидкой есть всегда.
В прошлом году на предметы домашнего обихода — например, мебель и бытовую технику — москвичи тратили в среднем 8,1 процента семейного дохода. В этом году — лишь 3,4 процента.
— Девизом этого года, как мне кажется, стала оптимизация, — считает научный сотрудник Института социальной политики и социально-экономических программ Сергей Кузнецов. — Люди смотрят, где ту же мебель или бытовую технику можно приобрести со скидкой, а где получить кешбэк. Москва, в отличие от регионов, имеет очень развитый потребительский рынок, поэтому возможность сэкономить есть всегда.
Что касается доходов, то, как считает эксперт, их рост тоже связан с особенностями московской экономики. А именно — с обилием вакансий.
— В Москве всегда есть возможность подработать, — пояснил Сергей Кузнецов. — Поэтому когда цены растут или доходы по основному месту работы снижаются, многие находят еще один способ заработать.
Но это палка о двух концах. Как только доходы увеличиваются, люди перестают экономить.
Лень готовить — идем в кафе. Ну подумаешь, 300–400 рублей за бизнес-ланч, разве это деньги? Так мы и мечемся между оптимизацией расходов и попыткой по привычке жить на широкую ногу.
Ведь Москва всегда отличалась тем, что она много зарабатывала и в то же время много тратила.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Смирнов, заведующий центром анализа соцпрограмм и рисков института социальной политики:
— В этом году у москвичей примерно на четверть снизилась доля расходов на покупку продуктов питания. Это очень важный показатель. Ведь первое, что покупает человек, это продукты. И если доля расходов на их покупку снижается, значит, бедность реально отступает и высвобождаются деньги на какие-то другие нужды. Второй важный момент — выросла доля расходов по статье «отдых и культура». Это значит, что мы стали чаще ходить в кино, театры, на выставки, а также стали больше путешествовать. В общем, согласно Росстату, уровень жизни москвичей пусть и не кардинально, но все-таки несколько вырос, что радует.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен