Константин Хабенский размышляет о парадоксах и пользе творческих тупиков
Фильм «Селфи» стал лидером российского проката, за первые выходные собрав более 125 миллионов рублей. Картина повествует о судьбе успешного писателя и телеведущего, в жизни которого появляется двойник, заменяющий его в семье и на работе.
— Константин Юрьевич, вы достаточно занятый артист, не думали о том, что хорошо было бы обзавестись парочкой двойников?
— На самом деле двойники есть. Только это не всегда хорошо. Достаточно заглянуть в интернет, и вы увидите там людей, которые очень хотят жить не своей жизнью. Иногда людей достаточно агрессивных, часто бросающих тень на все, что мы делаем. К вопросу о двойнике: это ведь еще и большая проблема, а мне бы справиться с тем, что на меня ежедневно наваливается, и я очень рад тому, что меня самого, без всяких двойников, хватает на это.
— Вы играете в фильме и героя, и его двойника. Они очень различны по характеру. В каких отношениях вы находились с обоими?
— Если мы отталкиваемся от профессии, то присутствие любого персонажа в произведении актер должен как-то оправдать. В каждом есть своя правда, и актерская задача — чтобы зрители если уж и не полюбили, то хотя бы пожалели героя, даже если человек он не очень хороший. Но, знаете, меня более удивляет сама ситуация в российском, да и мировом кинематографе, которая представляется очень забавной и загадочной. Обратили ли вы внимание на то, что, начиная с той же картины «Ирония судьбы...» (если говорить о российском кино), главный герой — человек, изначально представленный не с лучшей стороны, а мы его всячески жалеем, бросаемся помогать. В то время как другой человек — со всеми положительными качествами — нам почему-то категорически не нравится. Думаю, что пока эта парадоксальная тенденция будет существовать, будут жить и театр, и кино.
— Неужели оба эти персонажа вызывали у вас сочувствие?
— Сочувствие — это точное слово. Потому что первый мечтает примерить на себя «шкуру» второго. А второй — как можно скорее ее сбросить, вернуться к истокам. Не буду раскрывать секреты, как это снималось и как на экране возникал двойник. Но мне было интересно искать правду, даже у такого, как назвал его один журналист, «маньяка». Который на самом деле приходит к главному герою и говорит ему: «Ребята, давайте общаться нормально. Давайте не повторяться, говорить людям «спасибо» и жить по-человечески».
Способ он, конечно, выбрал странный. Ну а как до мозгов такого героя, как мой, было достучаться? Иногда это бывает возможно только таким вот способом, который рождает шекспировские страсти.
— Ваш герой переживает творческий кризис. Наверняка и вы сами подобное переживали не раз. Как справляетесь с творческими тупиками?
— Слава богу, что человек сталкивается с творческими тупиками и кризисами. Нельзя ведь все время бегать, как белка в колесе. Иногда стоит остановиться, чтобы оценить, в какую сторону идешь, и решить, нужно ли тебе туда идти.
— «Селфи» — расхожее словечко XXI века. Как вы относитесь к этой охватившей мир страсти?
— Я избегаю подобных вещей, не чувствую особой радости от этого. Много лет назад, когда на 10 человек был один фотоаппарат, к популярным актерам часто подходили люди и предлагали не сфотографироваться вместе, а... выпить. Сейчас предлагают сфотографироваться. Я считаю, и то, и другое одинаково разрушает человеческую психику. Бороться с этим невозможно, мания «селфи» охватила всю планету. Но нужно просто понимать — участвуешь ли ты в этом забеге или живешь так, как тебе нравится. Я живу так, как мне нравится.
— Как бы вы все-таки сформулировали главную идею фильма?
— Для меня эта картина — про публичное одиночество, про попытку себя «перезапустить». И про то, что у нас всегда есть несколько шансов измениться, при любых обстоятельствах.
СПРАВКА
Константин Юрьевич Хабенский (род. 11 января 1972 года, Ленинград) — народный артист России, назван самым популярным актером в России за первые 15 лет XXI века. Среди наиболее известных фильмов — «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Свои», «Статский советник», «Географ глобус пропил», «Коллектор», сериал «Небесный суд».