Дешево и сердито. Какие условия готовит российский железнодорожный лоукостер
Россиянам слово «лоукостер» пока еще в новинку. Одной из первых ласточек на рынке экономперевозок стала авиакомпания «Победа», которая является «дочкой» «Аэрофлота». Однако вау-эффекта ее появление так и не вызвало. Цены на билеты ничуть не меньше, чем у других авиакомпаний, а сервис порой доходит до «спартанского». А в апреле этого года «Победа», по слухам, собиралась заказывать «стоячие» кресла. По результатам опроса одного из билетных агрегаторов, треть проголосовавших не летает лоукостерами из-за бедного сервиса.
Теперь на тропу бюджетных перевозок вступают железнодорожники. Эта история не в новинку для Европы, где, к примеру, за небольшие деньги между Парижем и Брюсселем курсирует поезд Izy. По отзывам путешественников, которые пользовались его услугами, за 15 евро человек получает вполне приемлемые условия: салон чем-то напоминает поезда «Сапсан», внутри тепло и тихо, биотуалеты – само собой разумеется.
В России же железнодорожный лоукостер собираются создавать несколько иными методами. Во-первых, если верить отчетам «Федеральной пассажирской компании», это станет временным явлением. Во-вторых, пассажиры поедут в старых вагонах, в которых нет кондиционеров и биотуалетов, а использовать их будут до полного выбытия.
Временный бренд станет результатом введения новых классов обслуживания. Совсем скоро в обиходе пассажиров появятся понятия «дневной экспресс» (поезда, которые будут курсировать в течение рабочего дня, время в пути до шести часов, расстояние до 600 километров), «ночной поезд» (время в пути до 12 часов, расстояния до 1,5 тысячи километров) и «традиционный поезд» (бюджетный способ переезда, время в пути более 12 часов на дальние расстояния). Во всех трех типах будет три класса обслуживания. Соответственно, вариант «эконом-бюджет» будет предполагать полное отсутствие сервисов. Тем, у кого денег больше, предложат варианты «бизнес-класс», «комфорт» и «эконом».
На смену традиционным вагонам придут новые одноэтажные и двухэтажные. Плацкарт при этом сохранится, но станет более комфортным. Вплоть до 2025 года «ФПК» планирует обновить почти семь тысяч вагонов.