Тысячи людей ежегодно теряют зрение из-за болезни
Катаракту принято называть возрастным заболеванием, ведь в 91 проценте случаев от нее страдают пожилые люди, а после 80 катаракта развивается почти у каждого человека. Но нужно также знать, что около 50 процентов диагностированных случаев катаракты выявлены у людей от 39 до 65 лет — работоспособных. Поэтому проблема касается всех и каждого.
Истоки
О катаракте люди знали всегда — эту болезнь трудно не заметить. Ее всегда, во все времена пробовали лечить и оперировать — даже когда еще не было понятно, чем же вызван этот зрительный недуг.
Точное описание катаракты впервые дал французский ученый Мишель Бриссо в 1705 году: помутнение хрусталика — естественной линзы глаза.
Но тогда даже четкое обозначение проблемы ненамного подвинуло медицину к успешному решению. Оно и понятно: оборудования для такой точной, ювелирной работы тогда быть не могло.
Поэтому впервые замену хрусталика на искусственную линзу сделали лишь в 1950 году. Первопроходцем был британский хирург Гарольд Ридли, который изготовил искусственный хрусталик из полиметилметакрилата и успешно имплантировал его своей пожилой коллеге, медсестре Лизе Этвуд.
Наше время
С тех пор прошло больше полувека, и катарактальная хирургия достигла такого уровня, что избавление от катаракты занимает минуты. Вместе с тем стало ясно окончательно: никакие капли, пищевые добавки и физиотерапевтические процедуры не смогут вернуть хрусталику прозрачность. Только операция! — Для лечения катаракты сейчас применяется бесшовная щадящая технология, когда мы заменяем помутневший хрусталик на искусственный через микродоступ размером 1,8 миллиметра, — рассказал «ВМ» доктор медицинских наук, профессор Кирилл Першин. — Пациенту даже не требуется госпитализация.
Пару часов после операции он наблюдается в клинике у лечащего врача, а потом идет домой, где, как известно, и стены помогают.
Опасный стереотип
Сейчас в мире, по подсчетам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более 500 миллионов людей, страдающих катарактой. Для 20 миллионов она стала причиной слепоты. Большинство — жители так называемых стран третьего мира, с отсталой медициной и неразвитой социальной системой. Исходя из этого, на первый взгляд, можно предположить, что чем больше операций по удалению катаракты проводится в стране, тем выше уровень ее медицины. Но это не всегда так. В России доступны все современные технологии катарактальной хирургии, работают хирурги, которые ими в совершенстве владеют. Но проводится при этом, по информации ВОЗ, около 480 тысяч операций по удалению катаракты в год (для сравнения — в США почти 3,5 миллиона, а в Европе — более 2,8 миллиона). Эта цифра была бы значительно больше и у нас, если бы не консерватизм соотечественников, в головах которых прочно засел стереотип: операция — особенно на глазах — это опасно и чревато осложнениями.
Вот люди и не спешат к хирургу, пытаясь лечиться сами. И продолжают терять зрение.
Но правда в том, что современная операция по удалению катаракты занимает 15 минут. И не требуется ни многонедельной подготовки, ни швов. В этот же день пациент может вернуться к своей обычной жизни. Уже без катаракты!
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Татьяна Размахнина, офтальмолог:
— Наши глаза видят, оттого что свет через естественную линзу — хрусталик — попадает на сетчатку. При катаракте хрусталик мутнеет, зрение, соответственно, планомерно ухудшается. Единственный способ избавиться от катаракты — хирургическое лечение, в ходе которого помутневший хрусталик удаляется, а на его место помещается искусственный.
ЦИФРЫ
— 7 процентов населения Земли страдает катарактой.
— 1,75 миллиона россиян поставили этот диагноз.
— Вдвое чаще катаракта диагностируется у женщин.
— 4–15 лет занимает процесс полного помутнения хрусталика.
— 15 минут — столько в среднем длится микрохирургическая операция по имплантации искусственного хрусталика.