Право на взлет: аэропорты выделят полосы лоукостерам
Среди кандидатов «Шереметьево», «Домодедово», «Внуково», экспериментальный аэропорт в Раменском, а также «Ермолино» в Калужской области.
Какие шансы у претендентов? Эксперты единодушны: московский авиатранспортный узел (МАУ) перегружен. Особенно это касается аэропорта «Домодедово», который уже работает на пределе своих возможностей.
— Из двух относительно менее загруженных аэропортов столицы — «Шереметьево» и «Внуково» — явное преимущество имеет первый. Он является «домашним» для «Аэрофлота», который как раз ближе всего к созданию дочернего лоукостера, — отметил замгендиректора компании «Максимайс» Александр Морозов.
На первый взгляд, последние заявления нацперевозчика о выборе «Домодедово» выглядят странно. Но ничего удивительного. «Аэрофлот» не может «поселить» две конкурирующие компании в одном аэропорте. Некоторые аналитики высказали мнение, что, возможно, потенциальный альянс государственной авиакомпании с единственным частным аэропортом в МАУ станет последним аргументом, чтобы убедить правительство начать в «Домодедово» строительство третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП). Напомним: все ВПП в стране принадлежат государству. Без соответствующего решения правительства их строить нельзя.
Всплывает в памяти и мутная история со сдачей в 1998 году в аренду стратегического объекта, которым, безусловно, является «Домодедово».
Государство не отказалось от намерений национализировать аэропорт.
Что касается «Внуково», то он новый, потенциально может обслуживать еще несколько миллионов дополнительных пассажиров. Правда, «Внуково» перегружен литерными (правительственными) рейсами, что создает трудности для организации бесперебойного трафика лоукостера.
— Для бюджетной авиакомпании одно из важных условий — минимум простоя на земле, не более получаса. Он работает фактически в режиме маршрутного такси. Лоукостер не использует дополнительный сервис аэропорта, например уборку внутри салона, — пояснил Морозов.
— Мы не против сотрудничества с новыми авиакомпаниями, — подтвердила представитель «Внуково» Елена Крылова. — 23 сентября принимаем первый рейс венгерского лоукостера Wizz Air. Но наш сервис все-таки заточен на классические авиакомпании.
Потребуются дополнительные инвестиции.
«Домодедово» и «Шереметьево» от комментариев отказались. Наименьшие шансы у аэропорта в Раменском.
Хотя его уже использовали в 90-х годах для чартерных полетов в Эмираты и Стамбул, и в Раменском самая длинная в Европе ВПП — 5403 метра и огромное количество самолето-мест. Но Раменское — действующий аэродром МЧС, частично секретный объект и площадка для салона МАКС. Идеальный вариант — «Ермолино». Эксперт по авиаперевозке Сергей Бураков уточнил: — Расстояние не так важно.
Под Парижем, например, для этого функционирует аэропорт «Бове», что в 100 км от столицы («Ермолино» — 80 километров от МКАД), под Лондоном — «Лутон» и т.д. Обслуживание там обходится авиакомпаниям в разы дешевле, чем в брендовых воздушных гаванях.
Резюмируем. Судя по активизации темы лоукостера он все-таки появится. Но выбор «домашнего» аэропорта для него — вопрос в том числе политический. Возможно, последнее слово останется за «Аэрофлотом». Вероятно, тот аэропорт, который выберет нацперевозчик (важно — крупнейший налогоплательщик!), и станет принимать лоукостер.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Виталий Савельев, гендиректор «Аэрофлота»:
— Мы планируем вложить в создание лоукостера около 100 миллионов долларов, проект должен выйти на окупаемость через три года. Один из основных претендентов на пост руководителя нового перевозчика — бывший глава «Авиановы» Владимир Горбунов, работавший с низкобюджетными перевозками.