За оскорбление памяти о войне предлагают сажать на 7 лет
В пояснительной записке к законопроекту, переданному вчера в Госдуму, указывается, что оскорбление военных святынь сейчас подпадает под действие статьи Уголовного кодекса (УК) РФ о вандализме, которая предусматривает до трех лет заключения. Однако на практике за такие действия часто назначается административное наказание.
Один из инициаторов проекта, Олег Михеев, предлагает дополнить УК статьей «Оскорбление памяти о Великой Отечественной войне», в которой прописать, что действия, оскорбляющие память о событиях, участниках и жертвах войны наказываются штрафом до 1 миллиона рублей либо лишением свободы до семи лет.
В комитете Госдумы по уголовному законодательству предложение одобрили, но отметили необходимость расширения закона, включив в него наказание за оскорбления памяти Первой мировой.
- Сейчас в нашей стране наказание за это не предусмотрено. А в Германии, Австрии, Франции, Бельгии, Польше и Люксембурге положено уголовное наказание за отрицание холокоста, которое оскорбляет жертв этой трагедии. В Украине планируют ввести уголовную ответственность за отрицание голодомора 1933 года, - рассказал «ВМ» депутат Госдумы Олег Михеев. - В социальных сетях существуют целые группы, демонстрирующие неуважительное отношением к ветеранам, некоторые журналисты глумятся над памятью о той войне.
Цель законопроекта – не посадить глумящихся в тюрьму, а остановить тех, кто способен на кощунственные выказывания неотвратимостью строгого наказания.
- Не предоставит ли статья УК возможность карать политологов и журналистов, рассказывающих, например, о массовой гибели жителей Сталинграда из-за того, что власти запретили их своевременную эвакуацию? Данный факт не отрицает и ныне действующее правительство.
- Любую статью УК при желании можно «переиначить» и наказать тех, для кого она не предусматривает наказания. А закон нужно исполнять как положено.
Если журналисты деликатно ставят под сомнения какие-либо события, происшедшие в период Великой Отечественной войны, то никто их наказывать не станет.
Да, сегодня любой лейтенант знает: Сталинградская битва являлась стратегически не выгодной для нашей армии. Сражение преследовало исключительно политические цели, поэтому и погубило колоссальное количество жизней красноармейцев. До сих пор неизвестно точное число погибших – полтора или два миллиона. И жители погибли по вине политиков. Это как раз не искажение истории, а подлинный факт. Об этом необходимо рассказывать.
Но тех, кто позволяет себе оскорблять ветеранов, либо в ином свете представлять другие события войны – необходимо привлекать к серьезной ответственности.
Расим Акчурин – первый заместитель председателя Московского городского совета ветеранов говорит, что в период войны происходило немалое количество нехороших событий, однако «перевирание истории недопустимо»: «За такое, а также за оскорбление ветеранов нужно наказывать очень строго».
Доктор филологических наук, автор исследований событий Великой Отечественной войны Борис Соколов считает недопустимым принятие проекта: «В нем присутствует настолько расширительная трактовка, что посадить можно всех, кто высказал «неправильное» мнение о войне. Едва ли не пол-страны.
Сажать за оскорбление ветеранов войны? А ветеранов труда и остальных людей преклонного возраста допустимо оскорблять?
На мой взгляд – это очередная попытка ввести цензуру на историю страны. По изложенному в проекте можно отправить за решетку любого из тех, кто пишет о войне».
Заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной защите и делам ветеранов Елена Афанасьева убеждена, что семилетним сроком и миллионным штрафом оскорбителей и клеветников остановить невозможно: «В период социально-экономических передряг психология и взгляды на окружающее у огромной части населения изменились. Даже взрослым, погруженным во множество проблем, война представляется далеким и малоинтересным событием.
Практически все, выросшие в постсоветские годы, не воспринимают Великую Отечественную и Вторую мировую войны как значимые и трагические события. Они не знают о периоде, в который происходили боевые действия, что-то слышали о Сталине и Гитлере, однако не осведомлены, кем они являлись и чем занимались. Не ведают, разумеется, и о количестве граждан страны, погибших тогда. Им эти события абсолютно не интересны.
В школьной программе Великой Отечественной войне посвящены лишь несколько уроков. Учителя рассказывают о ней равнодушно, не вызывая интереса. Проговаривают то, что положено и полагают, что на этом их миссия завершена.
Да, изучение разных предметов ограничено временными промежутками. Но для получения информации об особо значимых событиях можно отыскать время. Например, пригласить на родительские собрания мам и пап вместе с детьми. В школе, где училась я, такое практиковалось: 9 мая мы приходили с дедушками-ветеранами, приносили фотографии и награды военных лет.
В случае приятия проекта, информацию об этом получит очень незначительная часть населения. Желающих сказать что-либо плохое о ветеранах или войне ничто не остановит.
Думаю, способ изменения ситуации единственный – распространять добро. Путем размещения в рейтинговых соцсетях ненавязчивой рекламы о совершенных благих поступках, путем встреч с немногочисленными оставшимися ветеранами войны. Люди станут немного другими».