Австралийские дети выбирают кем им быть начиная с третьего класса
— Это не означает, что мы ожидаем от ребят, что они выберут себе профессию на всю жизнь уже в раннем детстве.
Скорее, профориентация нужна затем, чтобы показать школьникам, что те знания, которые они получают в школе, вовсе не оторваны от реальной жизни, — говорится на официальном сайте Департамента образования и занятости штата Квинсленд.
Так, во многих школах Австралии ребятам предлагают участвовать в ролевой игре, направленной на то, чтобы познакомить школьников с разными профессиями и с тем, как происходит устройство на работу. Игра называется «Настоящая Игра» — название призвано подчеркнуть, что все, что школьники узнают, можно будет применить на практике, когда они вырастут.
Игра разделена на пять уровней в зависимости от возраста детей. Так, третьеклашкам предлагают создать воображаемый город и решить, какие именно предприятия и компании необходимо там разместить. Затем им нужно «найти работу» в том районе воображаемого города, где они «живут». Так школьники знакомятся с тем, что такое кадровая служба и как происходит поиск работы.
Чем старше становится ребенок, тем более сложной становится и Настоящая Игра. От выпускников, например, ожидается, что во время игры они выберут конкретную специальность и узнают, как за первые пять лет после окончания школы сделать свои первые шаги по карьерной лестнице.
Ученикам объясняют, как завязать важные знакомства в той сфере, которая им интересна, как подготовиться к интервью при приеме на работу.
Кроме Настоящей Игры, конечно, существует и множество других способов помочь детям найти себя.
— Нам раздавали специальные книжки с описаниями разных профессий и еще книжки с описанием университетских программ, где можно получить специальность, необходимую для конкретной работы, — рассказывает выпускница австралийской школы Лаура Берта. — А еще в нашей школе был специальный советник по карьере, как и во всех остальных австралийских школах. Правда, мне, например, он ничего особо полезного не сказал.
Во время профориентации детям не просто объясняют, какие специальности существуют, но еще и подталкивают к выбору определенной карьеры — обычно той, где в настоящее время наблюдается недостаток специалистов.
— Мы решили предоставить бесплатное дальнейшее обучение тем выпускникам, которые выберут специальности в высокоприоритетных областях, — рассказал журналистам министр образования и занятости штата Квинсленд Джон-Паул Лангброк.
Речь идет, в частности, об уходе за престарелыми, социальной работе с детьми и людьми с ограниченными возможностями.
В тему
В Австралии трехступенчатая система высшего образования.
Первая ступень (три-четыре года) — изучение предмета, вторая — более углубленное исследование, третья — получение степени магистра или доктора.
Искать себя нужно всю жизнь
Ну почему у нас так много кандидатов экономических наук, которые занимаются торговлей? Или нянь-геологов? Оказывается, весь этот хаос возник изза профориентации. Вернее, ее отсутствия. Перечислять все минусы такой дезорганизации смысла нет. Чтобы познать все прелести работы «на своем месте» и выяснить секреты того, как найти свой путь в бушующем океане профессий, «ВМ» дозвонилась до австралийского профессора психологии Джима Брайта, автора популярной книги The Chaos theory in careers. И провела свой опрос.
— Джим, здравствуйте! Я журналист из Москвы, у нас тут беспорядок с профориентацией, доходило до курьезов — профессора работали дворниками, а пилоты таксистами...
— Именно от таких ситуаций я и предостерегал в своей книге! Личность нужно готовить к выбору профессии еще с детства. Даже не со школы, а с детского сада. Это в первую очередь работа родителей.
И учителей.
— А что делать родителям?
— Почаще спрашивать своих детей: кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Заставлять ребенка задуматься о профессиях, о том, как живут люди. Конечно, большинство детей говорят: я хочу быть астронавтом, полицейским, военным.
В период начальной школы большинство детей оторвано от реальности — они не представляют себе специфику той или иной профессии. И в будущем реализуют себя совсем иначе, чем рисуют себе в детстве. Но в любом случае — то, что дети задумываются, уже очень хорошо.
— Как вы относитесь к трудовым династиям?
— С одной стороны, это очень хорошо. К примеру, если папа владеет небольшой фирмой по обслуживанию сантехники, сын будет получать профессиональное образование уже с детства. С другой стороны — что если в этого ребенка с небес заложен талант писателя? Или певца? Раньше множество талантов оставалось нереализованным. Но сейчас в западной системе образования, к которой также относится и Австралия, есть целый институт тьюторов — педагогов, которые говорят с ребенком, обращают на него свое внимание. Ведут личность в течение длительного периода времени.
— Насколько успешно трудоустраиваются люди в современном обществе?
— Зависит от общества. И речь идет не о поддержке государства, которая, безусловно, должна быть. Нужны социальные лифты, общество должно быть освобождено от кастовости. С доступным образованием. В идеале, естественно.
Хочу дать пару советов людям: ищите себя, не бойтесь трудностей и помните: ничего невозможного нет. Главные барьеры, которые стоят перед человеком, он выстроил себе сам. Наш мир многообразен, и каждый человек имеет право на свое место в нем. Поиск себя нельзя прекращать.
Вне зависимости от возраста.