Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Экскурсовод: проводник, артист и укротитель

Сюжет: 

Пресс-центр «Вечерней Москвы»
Общество
Экскурсовод: проводник, артист и укротитель
Что только не придумывает хороший экскурсовод, лишь бы посетителям было интересно: меняет маршрут экскурсии, задает неожиданные вопросы для настройки на нужную волну. Ведь самое большое разочарование — когда посетители устают от прогулки по музею / Фото: Никита Смирнов
Настоящий экскурсовод — живая ходячая энциклопедия. В идеале — чародей, что разбудит в посетителе любовь и интерес к тому или иному произведению искусства, но бывает и хуже — усыпит, точно Морфей, и нагонит скуку. Кто они, эти проводники в мир культуры и искусства, как экскурсоводу идти в ногу со временем и новыми технологиями, чтобы самому не стать экспонатом в музее? Как заинтересовать поколение iPhone и iPad? Эти и другие проблемы «ВМ» обсудила с экспертами.

Каким должен быть настоящий экскурсовод и где научиться этому нелегкому делу, как проводить экскурсии с детьми и осадить слишком разговорчивого посетителя? Об этом и многом другом мы поговорили с участниками круглого стола. 

Недавно из Третьяковской галереи вывели учителя живописи, который проводил экскурсию для своих учеников. Кто виноват — разбираться не будем, у каждой стороны есть свои аргументы, но понятно — просто так экскурсоводом не становятся.

— Мы 25 лет готовим сотрудников музея. Кроме музееведческого направления дается культурологическое, историческое, краеведческое и социально-экономическое, — рассказывает старший преподаватель кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств Марина Самбур. — Мы готовим настоящих музейщиков, и каждый из них может провести экскурсию.

— Я всю жизнь проработала в Государственном литературном музее, и у нас всегда была особенность — не было экскурсоводов как таковых, — говорит заведующая сектором истории музея Елена Михайлова. — Экскурсии, как правило, водили те люди, которые создавали экспозицию. Никто так глубоко не знает, почему выставлен тот или иной экспонат. Но, как в любой работе, дело свое надо любить. Мало того — надо любить своего посетителя. Каждого. Любого.

ГОРИ И ЗАЖИГАЙ ДРУГИХ

Экскурсовод экскурсоводу рознь. Некоторые так устают от одной и той же темы, что ничего, кроме скуки, посетителям передать не могут.

— Когда два года назад я пришел в музей, мне сказали: «В принципе, экскурсоводы здесь не нужны. Музей сам за себя все расскажет». Оказалось, что это не так, — говорит директор департамента экскурсионных программ и службы приема одного из самых молодых музеев — Еврейского музея и центра толерантности Олег Меламед. — Экскурсий становится все больше, и видно, что сотрудники, и я в том числе, немного устают от постоянного воспроизведения фактов. Одно влечет за собой другое, и получается накатанная история. Что в таком случае делать? Проводить тематические экскурсии, раскрывать более подробно новые темы. Это помогает нам выйти за рамки обычных обзорных экскурсий.

— Нужно любить людей и настраиваться на их волну, почувствовать, пропустить через себя. Не просто, как робот: пошел, провел экскурсию и до свидания, — говорит Марина Самбур.

— В нашем музее тема не просто сложная, она трагическая. Мы особенно серьезно размышляем над тем, как можно преподнести эту тему, — объясняет методист по музейно-образовательной деятельности экскурсионного отдела Центрального музея Великой Отечественной войны Нина Гелашвили. — Чтобы с одной стороны не ранить, а с другой стороны — увлечь этой темой прежде всего молодое поколение. Поэтому у нас есть отдельные требования — побольше героизма.

— Я согласен с тем, что мы — актеры, артисты, — кивает Олег Меламед. — Если экскурсовод сам не горит, он не зажжет никого. Это искусство общения с человеком, который ничего не знает или, наоборот, знает много.

Марина Самбур считает, что нам не хватает живого общения. Интернет, телевизор… Пришли в музей, посмотрели и помахали ручкой.

— Не обязательно проводить экскурсию, как монолог: «Посмотрите налево, посмотрите направо». Можно порассуждать со своим посетителем, даже спросить его мнение, что он думает по этому поводу. Самый ужасный результат — когда посетители устают от экскурсовода.

УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВЫХ

Награда экскурсоводу — умный и внимательный посетитель. А если слишком умный, сыплет и сыплет вопросами, как быть? Марина Самбур предлагает отложить разговоры на потом.

— Можно сказать так: «Вопрос у вас замечательный, я обязательно на него отвечу, но после экскурсии». И таким образом его можно укротить. Другое дело, когда приходят дети — взбудораженные, потому что они шли, ехали на выставку, сидели в пробке в автобусе. Мы усаживаем ребят и задаем вопросы, не относящиеся к музею: «Как у вас настроение?» Дети в шоке. Потому что для них, если это музей, то что-то серьезное, назидательное. «Чем вы увлекаетесь?» От этих вопросов ребята мгновенно успокаиваются.

А еще в XXI веке экскурсоводом в помощь различные новинки. Например, 4D-кино.

— В самом начале экскурсии мы показываем 8-минутный фильм, где поливают водичкой, прыгают лягушки, комары, мошки, — объясняет Олег Меламед. — Создается совершенно волшебный мир. Откуда посетители выходят уже совершенно готовые к экскурсии. И дети, и взрослые получают эмоциональный заряд и выходят готовыми к дальнейшему общению.

— Есть еще один хороший способ, — подсказывает Елена Дмитриевна. — Когда приходят взбаламученные дети, один мой коллега из музея Серебряного века начинает читать им стихи. Проникновенно и глубоко.

— Детям надо объяснять простые вещи, — говорит Марина Самбур. — «В музее нельзя бегать». Почему? Не потому, что я такая вредная и не разрешаю вам бегать, нет, а «потому что от колебаний трясутся картины и опадает красочный слой, а это ни много ни мало XIX век. У вас родятся дети и куда они будут ходить?» И ребята все понимают.

КСТАТИ

В ближайшее время прилавки сувенирных магазинов музеев могут серьезно измениться — у Москвы появится свой собственный сувенирный стиль. Что нового? Например, шейные платки, чехлы для телефонов, сумки с изображениями достопримечательностей города, зонты, футболки, кружки, раскраски (детям предложат добавить цвета Кремлю или Большому театру, Арбату, Бульварному или Садовому кольцу), игры-конструкторы «Москва в спичечной коробке» и «Собор Василия Блаженного». Для активных посетителей музеев разработана игра-путеводитель по Москве «Прогулки из шкатулки.

Набор юного краеведа». Предполагается, что на первых порах торговать новыми сувенирами будут в Музее Москвы и Музее космонавтики. А дальше — зависит от успеха продукции.

ЦИФРА

13 процентов москвичей регулярно посещают музеи города (по данным за 2013 год). Самым популярным музеем остается ГМИИ имени А. С. Пушкина, «серебро» — у Третьяковской галереи, третье место занял Центральный дом художника.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.