Политолог Сергей Михеев: Даже политическая нестабильность не может привести Россию к Майдану
В мероприятии, по данным столичного ГУВД, приняли участие порядка 40 тысяч человек, что оказалось в четыре раза больше согласованной с московскими властями заявки.
Шествие началось от Пушкинской площади, затем люди по Петровке двинулись к площади Революции, где для проведения митинга была установлена сцена.
Участники акции, многие с георгиевскими ленточками, несли флаги России, а также плакаты с надписями «Не простим убийства братьев!», «Сегодня Майдан, завтра война?», «Нет Майдану!», «Россия – против Майдана!». Митинг завершился около 14.40 без происшествий.
Субботнюю акцию «Антмайдан» специально для «Вечерней Москвы» прокомментировал политолог Сергей Михеев.
- Я считаю, что Россия не доводила себя до такого состояния, и даже политическая нестабильность 2011 года не могла привести нас к «майдану». На Украине произошедшее стало результатом двух процессов – полной потери суверенитета (уже в 1990-е годы многое там зависело от американцев) и внутренней украинской идеологии. Они сами делили свой народ на «настоящих» и ненастоящих – в зависимости от отношения к Бандере, евроинтеграции, советскому прошлому… Конфликт должен был случиться, и он случился.
- То есть в России не существовало такого риска?
- Митинги против коррупции потенциально претендовали на звание «переворота», но суть их сильно отличалась. Однако пример поучительный: ведь на Украине люди собирались с лозунгом, что они «живут так плохо, что хуже быть не может». Своим примером они показали, что может – можно разрушить собственное государство в надежде на лучшую жизнь, а получить в итоге гражданскую войну, тяжелейший кризис и потерю своих территорий. Поэтому сходство наших стран – в постановке вопроса: в 2011 году многие тоже говорили, что хуже некуда.
- А корректно ли сравнивать Майдан с событиями 1990-х годов?
- Сравнивать можно любой государственный переворот или попытку его совершить – почему бы не Французскую революцию? Но по наполнению, лозунгам, идеям ситуации в наших странах сильно отличаются. Единым всегда остается одно – разрушительные последствия, постреволюционный хаос и потери.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Мухин, политолог:
- На мой взгляд, киевские события были для России показательным опытом. Государственные перевороты до добра не доводят, и пример Украины сейчас показательно это демонстрирует. Подобные эксперименты заканчиваются либо серьезными экономическими последствиями, либо потерей земель. Как мы видим, с Украиной случилось и то, и другое. Нам следует наблюдать за этим, учиться и не повторять их ошибок. Складывается впечатление, будто Украина ходит по историческому кругу: они повторяют многое из того, что мы пережили в 90-е годы, но куда более гротескным способом. Россия уже обрела политическую зрелость, а у них это пока впереди.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Украина. Главный итог Майдана – война
Колонка обозревателя Георгия Бовта
В эти дни на Украине отмечают годовщину Майдана. Как это теперь уже закрепилось в украинском политическом дискурсе – «революции достоинства».
Параллельно тогда шли сочинские Олимпийские Игры, красивая зимняя сказка отодвигала для нас начинавшийся кровавый кошмар в соседней стране. Уже тогда, конечно, были самые неприятные ощущения, что мы скатываемся в нечто ужасное и надолго. Но еще Крым не был наш, войну в Донбассе могли предсказать разве что люди, склонные к апокалиптическому мышлению. С тех пор прошла вечность. Что изменилось в самой Украине? Прежде всего, произошла значительная консолидация общества на антироссийской основе (далее).