Подвиг трубачей
Сюжет:
70-летие Великой ПобедыЧетыре года назад, когда вся страна отмечала 70-летие обороны Москвы, в «Вечерке» вышла серия публикаций о пропавшем оркестре. Мы первые рассказали, что среди защитников столицы были музыканты Государственного духового оркестра Союза ССР — так называемого Госдуха. В июле 1941 года они вступили в народное ополчение и в составе 6-й дивизии Дзержинского района столицы ушли на фронт.
В августе их оркестр расформировали, а трубы отправили обратно в Москву. Через полтора-два месяца теперь уже бывшие оркестранты вместе с другими защитниками столицы были перемолоты в «мясорубке Вяземского котла». Они погибли в окопах как простые солдаты, и их подвиг и память об оркестре все эти годы оставались в забвении.
К 70-летию Победы с 21 апреля по 23 мая Государственное училище духового искусства проводит фестиваль «Чтобы помнили…», посвященный Государственному духовому оркестру Союза ССР. Все свое недолгое существование (1937–1941 годы) оркестр выполнял поставленную ему задачу — настраивал боевой дух советских людей и, когда пришла беда, своим примером явил силу этого духа.
В вяземской мясорубке
Под Вязьмой оркестр закончил свое существование. У нас нет даже точного списка артистов на июль 1941 года. Там же закончились и музыкальные судьбы выживших, а двое оркестрантов, вернувшись из плена, до конца жизни не могли найти работу, соответствующую их профессиональному уровню. Все это мы увидим на примере судьбы трубача Фомы Воеводина, которую, благодаря его родным, откликнувшимся на наши публикации, мы смогли восстановить полностью.
От маршей до курантов
Создатель оркестра, композитор, профессор Московской консерватории Владислав Блажевич пережил свое детище всего на полгода. Он был одним из основоположников русского духового искусства. Он создал русскую школу игры на тромбоне и тубе — инструментах, которые дают оркестру мощь. Написал для них этюды и упражнения, которые сегодня знает каждый тубист. При этом уделял серьезное внимание работе с любительскими кружками. Для него было важно качественное исполнение духовой музыки, где бы она ни звучала. Он был экспертом при настройке «Интернационала» на курантах Спасской башни.
Идеолог Победы
На момент создания оркестр насчитывал 90 исполнителей, отобранных по конкурсу Владиславом Блажевичем. Помимо духовых инструментов там были арфы, смычковые контрабасы и разные ударные инструменты: от барабанов до колокольчиков и литавр.
«Все, кому приходилось слушать Государственный оркестр, всегда восхищались необычайной мягкостью его звучания», — писал И. Лысенко в книге-очерке «В. М. Блажевич».
Госдух был не просто хорошим оркестром, он выступал своеобразным камертоном для всех духовых оркестров страны. Коллектив был популярен и много гастролировал по стране, его композиции звучали по радио. То, что он задавал тон всему духовому музыкальному искусству, внесло неоценимый вклад в моральную подготовку советских людей к Великой Отечественной войне. Таким образом, можно смело сказать, что Госдух стал эстетическим идеологом Победы.
Госдух, который мы потеряли
Особенно несправедливым и неблагодарным в этой, пусть и рядовой для военных лет, ситуации видится то, что исчезновения оркестра никто не заметил. Не спохватились. Сказать хуже — Родина пустила их в расход еще там, под Вязьмой, расформировав при загадочных, почти детективных обстоятельствах.
Сейчас появился документ, рассказывающий, как оркестр был оставлен своим художественным руководителем Чебученко, про которого кларнетист Константин Хомицкий писал как про человека, предавшего оркестр, с которым хотелось бы по-мужски разобраться.
Восстанавливая память об этом коллективе, необходимо говорить о самом оркестре Блажевича и тех удивительных музыкантах, что играли под его управлением, когда оркестр был на пике популярности и славы в 1937–1939 годах, перед началом войны. А также нужно узнать о его последних героях, решивших всем составом записаться в народное ополчение.
Забегая вперед, хочется сказать, что все артисты Государственного духового оркестра Союза ССР, не только последнего состава оркестра, но и предыдущих, которые оставили оркестр ранее, тоже стали защитниками Отечества. К такому выводу пришел архивист Валерий Богданов.