Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Электричка в Кубинку: Броня крепка, и танки наши быстры

Общество
В Центральный музей бронетанкового вооружения и техники я мечтал попасть очень давно. Все-таки один из крупнейших в мире музеев, основан в 1938 году – для служебного пользования. И всего-то час езды от Москвы на электричке – там мне казалось. Однако надо учесть: если вы соберетесь его посетить – основывайтесь на информации «Вечерки». Почему? Объясню чуть позже.

МАРШРУТ

Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Московская область, Одинцовский район, п. Кубинка-1.

Как проехать: с Белорусского, Савеловского или Курского вокзалов до станции Кубинка-1. Далее на маршрутном такси № 59 до остановки «Центральный музей бронетанковых войск» или на такси (200 рублей в один конец). На машине — по Минскому шоссе до поворота на Кубинку, на эстакаде развернуться в сторону Москвы.

12.00. ИЗМЕНЕНИЯ В РАСПИСАНИИ

До Кубинки можно добраться с трех вокзалов – Савеловского (электрички из Лобни, Икши и пр.), Курского («Москва – Можайск») и собственно Белорусского вокзала. С которого, к слову, мы еще ни разу в путешествие не отправлялись.

Исходя из личного опыта, я считал, что отправление не составит проблем. Кубинка достаточно крупный населенный пункт – здесь останавливаются практически все поезда. А потому в первый раз поехал наобум, без изучения расписания, вполне справедливо считая, что ждать придется полчаса. Максимум – 45 минут.

…Как я ошибался! Праздничные дни, начало массового выезда на дачи… В общем, часть электричек оказались отменены вообще, часть – шли по какому-то особому расписанию. Единственным маршрутом, который мне подошел, оказался №6233И «Лобня – Бородино», который в этот день решил отправиться на одну минуту раньше. Но его ждать – почти два часа.

13.00. "ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ"

Вы обращали внимание на то, что Белорусский – единственный из московских вокзалов, названный не по имени города? Мне вот, честно говоря, только-только об этом подумалось. Самый «заграничный» из всех «парадных подъездов»: Вильнюс, Варшава, Париж, Берлин и один из самых протяженных на сегодняшний день маршрутов в Ниццу – это отсюда.

Самый «фронтовой» из всех вокзалов. Первая мировая, Великая Отечественная. Невозможно подсчитать, сколько раз тут звучало «Прощание славянки», но известно, что тут в первый раз была исполнена «Священная война» - 26 июня 1941 года, на проводах эшелонов, отправлявшихся на запад.

А «Прощанию славянки» здесь установлен монумент. Молодой солдат с мосинской «трехлинейкой», которого провожает… Жена? Невеста? Сестра?

«…И если в поход
Страна позовёт
За край наш родной
Мы все пойдём в священный бой!»

Созвучно и 1914 году, и 1941-му.

13.51. И ДОЖДЬ, И ВЕТЕР

Погода снова не балует. Холодище, ветрище и – дождище. Май называется! Народа на перроне – море. Во-первых, пятница, во-вторых, изменения в расписании, в-третьих, до вечера это единственный состав, который останавливается почти везде от Москвы до Одинцово.

С соседнего пути отправляется РЭКС до Кубинки. На 20 минут раньше, но – дороже. И не так интересно: предпочитаю со всеми остановками. Вот и моя электричка – появляется в просвете Белорусского путепровода. Слава Богу, почти пустая: штурм вагонов идет нешуточный!

14.03. КУНЦЕВО

Вагон переполнен и гудит, как улей: практически все пассажиры звонят домой, чтобы сообщить об опоздании.

У женщины напротив в сумке каждые пять минут разражается звонком «Нокиа».

- Алло? Да, Маша, я уже еду. Нет, еще только еду. Электричку отменили, я же тебе говорю! В Голицыно когда буду? Не раньше трех. Да, сосисок тебе купила.

Мимо проплывает миленький вокзальчик на станции «Кунцево». Еще две остановки – и электричка покинет границы Москвы.

14.27. ДО ГОЛИЦЫНО - БЕЗ ОСТАНОВОК

Электричка то бешено мчится, то тащится еле-еле. Под окнами проплывают кучи мусора (рядом чьи-то дачи и частные дома), озерца талой воды, жухлая прошлогодняя трава (не дай бог, кому-то придет в голову пал пустить!) и – заборы, заборы, заборы. «…И если хочешь на Земле оставить память по себе – тогда построй еще один забор», - пела «Машина времени лет 40 назад. Все еще актуально. Заборы кирпичные, дощатые, из профилированного железа. Два метра высотой, три, четыре. Сомнительное это удовольствие – видеть из окон забор, а не проходящие поезда.

Народ с повышенным вниманием вслушивается в объявления машиниста: маршрут так переиначен, что можно и остановку пропустить! А от того поездных торговцев встречают недовольным гулом – отвлекают. Вот за окном потянулись кварталы многоэтажек – Одинцово.

«До Голицыно поезд проследует без остановок! – надрывается динамик. – «Повторяю: без остановок до Голицыно поезд проследует!».

Пять-шесть пассажиров срываются с места и буквально вываливаются на перрон, хотя двери открыты еще как минимум полминуты. Выбежавшие потерянно оглядываются – когда придет электропоезд «со всеми остановками», не известно.

14.50. ЭХО ПРОШЕДШЕЙ ВОЙНЫ

Вагон современный, 2014 года выпуска. Мягкие сидения, в первых рядах от входных дверей – всего по два места. Это для того, чтобы выходящие интенсивнее покидали тамбур в час пик. В таком вот закутке на две места – я сижу. Напротив – опрятный старичок с сумкой на колесиках. Разгадывает кроссворд, но не может сосредоточиться.

- Простите, вы не до Кубинки? – спрашиваю.

- Нет, до Бородино, - отвечает попутчик. Валерий Петрович Хаютин едет на дачу – как и многие пенсионеры, он живет за городом круглый год.

- А вы, молодой человек, зачем в Кубинку? В Музей? Нет, я там не был. Технику немецкую я мальчишкой видел на ВДНХ – там ее выставляли на всеобщее обозрение. А с войной уже после войны познакомился. У нашей семьи были наделы на Бородинском поле. Картошку сажали. Моя мама там в земле пятак нашла. 1805 года. Здоровенный, толстый. Выщербленный весь – то ли в 1812-м посекло, то ли в 1941-м. Внукам завещаю – они мало что об обеих войнах знают.

Слева за окном появилось длинное одноэтажное строение, чем-то похожее на китайское оборонительное сооружение. Кубинка-1. Вокзал.

15.15. НЕ ВЕРЬТЕ КАРТАМ

Тот, кто «наполнял» сайт бронетанкового музея, похоже, стремился сделать все для того, чтобы музей было трудно найти. «Идите влево по ходу электрички» - это ж надо догадаться, что речь идет о направлении в Москву! Думаете, местные знают, где находится музей? Наверняка знают, но мне такие индивидуумы не попадались.

Поэтому сразу – пояснения. С платформы – вверх на пешеходный мост, на нем – налево. Метров через 100 будет автостанция. Отсюда раз в час отходит маршрутка №59, хотя непосредственно до музея не доезжает – еще метров 300 пешком до пропускного пункта. Можно доехать на такси за 200 рублей. Можно, на худой конец, пешком дойти – около 3-4 километров. Маршрутку ждать час. У таксистов нет сдачи с тысячи рублей. Иду пешком.

Сразу скажу: маршрут не из приятных и не из легких. Сперва километр – до Можайского шоссе, которое надо суметь перейти. Потом - еще несколько сот метров – до Минского шоссе. Здесь хотя бы есть переход и светофор. Потом – еще километр по обочине – воздушной волной от проносящихся фур сбивает с ног - до стоящего на обочине танка ИС-3. Самого мощного танка Второй мировой войны. И самого эстетичного, кстати. Обводы, заложенные конструкторами в ИС-3, стали эталонами танковой моды на два десятилетия.

15.56. ВХОД ОТДЕЛЬНО, ФОТО ОТДЕЛЬНО

Да, именно так. Вход в музей в будний день обойдется в 300 рублей. Хотите сделать фото на память – еще 150. Маленький совет: в будни никто не проверяет, оплатили вы фотосессию. А потому 150 рублей можно попытаться сэкономить.

Прямо у входа вас встречают – слева часовня, установленная в память погибших танкистов. Справа – экспозиция основных танков Великой отечественной войны, как советских, так и поставляемых по ленд-лизу. Дует ветер – со стороны часовни доносится мелодичный перезвон. В роли колоколов – гильзы танковых снарядов: ударяясь друг о друга, они звучат тонко и протяжно.

16.30. "ГРЕМЯ ОГНЕМ, СВЕРКАЯ БЛЕСКОМ СТАЛИ"

Музей в Кубинке – это почти полное «собрание сочинений» на тему танкостроения от 1915 года и практически до наших дней. Здесь пока нет экспериментального Т-14 на тяжелой платформе «Армата», но все остальное – есть. От английского Mark V, захваченного Красной Армией на полях Гражданской войны, русской версии Renault-17 в исполнении сормовского завода и первого отечественного Т-18 вплоть до Т-80. Все это богатство размещено как в семи крытых павильонах, так и на открытых площадках. Те экспонаты, что стоят под открытым небом – а это и Т-34-85, и СУ-152 «Зверобой», и плавающий Т-38 – в настоящее время красят. Тут даже броневагон бронепоезда "Ленинград" стоит!

А часть экспозиции – как рассказали сотрудники музей, - состоящая из пары десятков бронированных машин, вскоре отправится в Алабино, на ремонт.

16.35. В ЧЕТЫРЕ ГУСЕНИЦЫ

Экспериментальные танки и бронемашины – наверное, самая интересная часть экспозиции, хотя нужно отдать должное легким скоростным БТ-2 и БТ-5, тяжелым КВ-85 и ИС-2, не говоря уже о пятибашенном гиганте Т-35. Но есть и то, что не пошло в серию по разным причинам.

Например, самоходное колесное (!) орудие на шасси полноприводного грузовика ГАЗ-63 в 1944 году. Орудие было более подвижным, чем гусеничные САУ, но в серию не пошло. И – ее более современный аналог, «Жало», на базе БТР-70, с противотанковым орудием.

Или – «объект 775», ракетный танк 1962 года. По сути – прообраз «Арматы»: тот же принцип – экипаж в бронированном корпусе, пусковая установка-орудие установлено в крохотной необитаемой башне. А вот – «объект 279», четырехгусеничный (!) танк, которому было не страшно любое бездорожье, несмотря на 269-миллиметровую лобовую броню и 130-миллиметровое орудие. Броню танка не могли пробить ни кумулятивные заряды, ни 122-миллиметровые бронебойные снаряды с любых расстояний. Этот «объект» – как и многие другие – в серию не пошел. Все слишком сложное, спорное, дорогостоящее отсеивалось. Оставалось только мощное и максимально функциональное.

16.55. УВИДЕТЬ "МАТИЛЬДУ" НА ВЕРШИНЕ ХОЛМА

«Союзническая бронетехника» - тема для отдельного разговора. Великобритания вступила во Вторую мировую со средним танком «Матильда», вооруженным 40-миллиметровым орудием. Английские танкисты говорили, что «Матильду» невозможно увидеть на вершине холма: мощности двух автомобильных двигателей – 180 л.с. – не хватало для преодоления подъемов. «Матильду» втаскивали в горку на буксире. Был еще легкий «Валлентайн». Можно сказать, что британцы за 6 лет войны так и не создали действительно угрожающей машины.

Впрочем, американцы начали с еще более архаичного М3 – трехуровневого танка с резино-металлическими гусеницами. Танк был превосходной мишенью на поле боя, но нашим танкистам в 1941-42 годах выбирать не приходилось… М3 воевали даже под Курском в 43-м.

17.35. БЕСПОЛЕЗНЫЙ "МЫШОНОК"

Сегодняшние знатоки истории Второй мировой без труда назовут шесть основных немецких танков – от малых Т-I и T-II, средних T-III и T-IV до тяжелых и сверхтяжелых «Тигр», «Пантера» и «Королевский тигр». Все это – в павильоне №6. Здесь же – самый громадный и бесполезный танк Maus – «Мышонок», рожденный исключительно гигантоманией Гитлера. 188 тонн веса, 200-миллиметровая лобовая броня, гусеницы в метр шириной – и относительно слабое вооружение: 128-миллиметровое орудие и ни одного пулемета. Скорость – 10 километров в час. Кроме того, «Мышонка» не выдержал бы ни один мост. Так что до мая 1945 было собрано всего два таких танка и оба взорваны при приближении Красной Армии. Из того, что осталось – собрали одну машину. И она – здесь, в Кубинке.

Для сравнения рядом установлен самоходный 12-метровый монстр, самоходная 540-миллиметровая мортира, созданная для штурма укрепрайонов и крепостей. Одно из самых мощных орудий того времени – и тоже почти бесполезное. В июне 41-го две таких мортиры обстреливали Брестскую крепость, выпустив 31 снаряд. Ни один из них не попал в казематы крепости.

17.50. ПЕШИМ ПОРЯДКОМ

Музей летом работает до семи вечера. В остальное время – до шести. Уже закрыты сувенирные лавочки, где можно купить настоящий танко-шлем, пилотки, бинокли, фляги. Закрыто кафе «Самоволка» в административном здании. Поредела стоянка у входа. Даже и подвезти некому. Значит, еще четыре километра до станции…

…Музей надо из Кубинки переводить ближе к Москве – таково мое мнение. Сотни экспонатов надо разместить в новых современных, хорошо освещенных павильонах, до которых можно было бы доехать на метро. Даже в Алабино этот музей был бы куда доступнее для посетителей. Ведь пока самым удобным транспортом для поездки сюда остается автомобиль.

...Когда дорога по полю довела почти до танка-монумента, сверху накрыло ревом: над Минским шоссе пронеслась пятерка самолетов, "Стрижи", наверное.

18.32. СНОВА ВНЕ РАСПИСАНИЯ

Электричка снова опаздывает. И здорово – минут на 20. Наконец, подходит… та же самая, утренняя, только теперь уже – «Бородино – Лобня». Даже вагон тот же – четвертый. Только попутчики другие – уставшие и спокойные. Кроме тех, кто без билетов.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.