Электричка в Кубинку: Броня крепка, и танки наши быстры
МАРШРУТ
Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Московская область, Одинцовский район, п. Кубинка-1.
Как проехать: с Белорусского, Савеловского или Курского вокзалов до станции Кубинка-1. Далее на маршрутном такси № 59 до остановки «Центральный музей бронетанковых войск» или на такси (200 рублей в один конец). На машине — по Минскому шоссе до поворота на Кубинку, на эстакаде развернуться в сторону Москвы.
12.00. ИЗМЕНЕНИЯ В РАСПИСАНИИ
До Кубинки можно добраться с трех вокзалов – Савеловского (электрички из Лобни, Икши и пр.), Курского («Москва – Можайск») и собственно Белорусского вокзала. С которого, к слову, мы еще ни разу в путешествие не отправлялись.
Исходя из личного опыта, я считал, что отправление не составит проблем. Кубинка достаточно крупный населенный пункт – здесь останавливаются практически все поезда. А потому в первый раз поехал наобум, без изучения расписания, вполне справедливо считая, что ждать придется полчаса. Максимум – 45 минут.
…Как я ошибался! Праздничные дни, начало массового выезда на дачи… В общем, часть электричек оказались отменены вообще, часть – шли по какому-то особому расписанию. Единственным маршрутом, который мне подошел, оказался №6233И «Лобня – Бородино», который в этот день решил отправиться на одну минуту раньше. Но его ждать – почти два часа.

13.00. "ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ"
Вы обращали внимание на то, что Белорусский – единственный из московских вокзалов, названный не по имени города? Мне вот, честно говоря, только-только об этом подумалось. Самый «заграничный» из всех «парадных подъездов»: Вильнюс, Варшава, Париж, Берлин и один из самых протяженных на сегодняшний день маршрутов в Ниццу – это отсюда.
Самый «фронтовой» из всех вокзалов. Первая мировая, Великая Отечественная. Невозможно подсчитать, сколько раз тут звучало «Прощание славянки», но известно, что тут в первый раз была исполнена «Священная война» - 26 июня 1941 года, на проводах эшелонов, отправлявшихся на запад.

А «Прощанию славянки» здесь установлен монумент. Молодой солдат с мосинской «трехлинейкой», которого провожает… Жена? Невеста? Сестра?
«…И если в поход
Страна позовёт
За край наш родной
Мы все пойдём в священный бой!»
Созвучно и 1914 году, и 1941-му.

13.51. И ДОЖДЬ, И ВЕТЕР
Погода снова не балует. Холодище, ветрище и – дождище. Май называется! Народа на перроне – море. Во-первых, пятница, во-вторых, изменения в расписании, в-третьих, до вечера это единственный состав, который останавливается почти везде от Москвы до Одинцово.
С соседнего пути отправляется РЭКС до Кубинки. На 20 минут раньше, но – дороже. И не так интересно: предпочитаю со всеми остановками. Вот и моя электричка – появляется в просвете Белорусского путепровода. Слава Богу, почти пустая: штурм вагонов идет нешуточный!
14.03. КУНЦЕВО
Вагон переполнен и гудит, как улей: практически все пассажиры звонят домой, чтобы сообщить об опоздании.
У женщины напротив в сумке каждые пять минут разражается звонком «Нокиа».
- Алло? Да, Маша, я уже еду. Нет, еще только еду. Электричку отменили, я же тебе говорю! В Голицыно когда буду? Не раньше трех. Да, сосисок тебе купила.
Мимо проплывает миленький вокзальчик на станции «Кунцево». Еще две остановки – и электричка покинет границы Москвы.

14.27. ДО ГОЛИЦЫНО - БЕЗ ОСТАНОВОК
Электричка то бешено мчится, то тащится еле-еле. Под окнами проплывают кучи мусора (рядом чьи-то дачи и частные дома), озерца талой воды, жухлая прошлогодняя трава (не дай бог, кому-то придет в голову пал пустить!) и – заборы, заборы, заборы. «…И если хочешь на Земле оставить память по себе – тогда построй еще один забор», - пела «Машина времени лет 40 назад. Все еще актуально. Заборы кирпичные, дощатые, из профилированного железа. Два метра высотой, три, четыре. Сомнительное это удовольствие – видеть из окон забор, а не проходящие поезда.
Народ с повышенным вниманием вслушивается в объявления машиниста: маршрут так переиначен, что можно и остановку пропустить! А от того поездных торговцев встречают недовольным гулом – отвлекают. Вот за окном потянулись кварталы многоэтажек – Одинцово.
«До Голицыно поезд проследует без остановок! – надрывается динамик. – «Повторяю: без остановок до Голицыно поезд проследует!».
Пять-шесть пассажиров срываются с места и буквально вываливаются на перрон, хотя двери открыты еще как минимум полминуты. Выбежавшие потерянно оглядываются – когда придет электропоезд «со всеми остановками», не известно.

14.50. ЭХО ПРОШЕДШЕЙ ВОЙНЫ
Вагон современный, 2014 года выпуска. Мягкие сидения, в первых рядах от входных дверей – всего по два места. Это для того, чтобы выходящие интенсивнее покидали тамбур в час пик. В таком вот закутке на две места – я сижу. Напротив – опрятный старичок с сумкой на колесиках. Разгадывает кроссворд, но не может сосредоточиться.
- Простите, вы не до Кубинки? – спрашиваю.
- Нет, до Бородино, - отвечает попутчик. Валерий Петрович Хаютин едет на дачу – как и многие пенсионеры, он живет за городом круглый год.
- А вы, молодой человек, зачем в Кубинку? В Музей? Нет, я там не был. Технику немецкую я мальчишкой видел на ВДНХ – там ее выставляли на всеобщее обозрение. А с войной уже после войны познакомился. У нашей семьи были наделы на Бородинском поле. Картошку сажали. Моя мама там в земле пятак нашла. 1805 года. Здоровенный, толстый. Выщербленный весь – то ли в 1812-м посекло, то ли в 1941-м. Внукам завещаю – они мало что об обеих войнах знают.
Слева за окном появилось длинное одноэтажное строение, чем-то похожее на китайское оборонительное сооружение. Кубинка-1. Вокзал.

15.15. НЕ ВЕРЬТЕ КАРТАМ
Тот, кто «наполнял» сайт бронетанкового музея, похоже, стремился сделать все для того, чтобы музей было трудно найти. «Идите влево по ходу электрички» - это ж надо догадаться, что речь идет о направлении в Москву! Думаете, местные знают, где находится музей? Наверняка знают, но мне такие индивидуумы не попадались.
Поэтому сразу – пояснения. С платформы – вверх на пешеходный мост, на нем – налево. Метров через 100 будет автостанция. Отсюда раз в час отходит маршрутка №59, хотя непосредственно до музея не доезжает – еще метров 300 пешком до пропускного пункта. Можно доехать на такси за 200 рублей. Можно, на худой конец, пешком дойти – около 3-4 километров. Маршрутку ждать час. У таксистов нет сдачи с тысячи рублей. Иду пешком.
Сразу скажу: маршрут не из приятных и не из легких. Сперва километр – до Можайского шоссе, которое надо суметь перейти. Потом - еще несколько сот метров – до Минского шоссе. Здесь хотя бы есть переход и светофор. Потом – еще километр по обочине – воздушной волной от проносящихся фур сбивает с ног - до стоящего на обочине танка ИС-3. Самого мощного танка Второй мировой войны. И самого эстетичного, кстати. Обводы, заложенные конструкторами в ИС-3, стали эталонами танковой моды на два десятилетия.

15.56. ВХОД ОТДЕЛЬНО, ФОТО ОТДЕЛЬНО
Да, именно так. Вход в музей в будний день обойдется в 300 рублей. Хотите сделать фото на память – еще 150. Маленький совет: в будни никто не проверяет, оплатили вы фотосессию. А потому 150 рублей можно попытаться сэкономить.
Прямо у входа вас встречают – слева часовня, установленная в память погибших танкистов. Справа – экспозиция основных танков Великой отечественной войны, как советских, так и поставляемых по ленд-лизу. Дует ветер – со стороны часовни доносится мелодичный перезвон. В роли колоколов – гильзы танковых снарядов: ударяясь друг о друга, они звучат тонко и протяжно.

16.30. "ГРЕМЯ ОГНЕМ, СВЕРКАЯ БЛЕСКОМ СТАЛИ"
Музей в Кубинке – это почти полное «собрание сочинений» на тему танкостроения от 1915 года и практически до наших дней. Здесь пока нет экспериментального Т-14 на тяжелой платформе «Армата», но все остальное – есть. От английского Mark V, захваченного Красной Армией на полях Гражданской войны, русской версии Renault-17 в исполнении сормовского завода и первого отечественного Т-18 вплоть до Т-80. Все это богатство размещено как в семи крытых павильонах, так и на открытых площадках. Те экспонаты, что стоят под открытым небом – а это и Т-34-85, и СУ-152 «Зверобой», и плавающий Т-38 – в настоящее время красят. Тут даже броневагон бронепоезда "Ленинград" стоит!
А часть экспозиции – как рассказали сотрудники музей, - состоящая из пары десятков бронированных машин, вскоре отправится в Алабино, на ремонт.

16.35. В ЧЕТЫРЕ ГУСЕНИЦЫ
Экспериментальные танки и бронемашины – наверное, самая интересная часть экспозиции, хотя нужно отдать должное легким скоростным БТ-2 и БТ-5, тяжелым КВ-85 и ИС-2, не говоря уже о пятибашенном гиганте Т-35. Но есть и то, что не пошло в серию по разным причинам.
Например, самоходное колесное (!) орудие на шасси полноприводного грузовика ГАЗ-63 в 1944 году. Орудие было более подвижным, чем гусеничные САУ, но в серию не пошло. И – ее более современный аналог, «Жало», на базе БТР-70, с противотанковым орудием.
Или – «объект 775», ракетный танк 1962 года. По сути – прообраз «Арматы»: тот же принцип – экипаж в бронированном корпусе, пусковая установка-орудие установлено в крохотной необитаемой башне. А вот – «объект 279», четырехгусеничный (!) танк, которому было не страшно любое бездорожье, несмотря на 269-миллиметровую лобовую броню и 130-миллиметровое орудие. Броню танка не могли пробить ни кумулятивные заряды, ни 122-миллиметровые бронебойные снаряды с любых расстояний. Этот «объект» – как и многие другие – в серию не пошел. Все слишком сложное, спорное, дорогостоящее отсеивалось. Оставалось только мощное и максимально функциональное.
16.55. УВИДЕТЬ "МАТИЛЬДУ" НА ВЕРШИНЕ ХОЛМА
«Союзническая бронетехника» - тема для отдельного разговора. Великобритания вступила во Вторую мировую со средним танком «Матильда», вооруженным 40-миллиметровым орудием. Английские танкисты говорили, что «Матильду» невозможно увидеть на вершине холма: мощности двух автомобильных двигателей – 180 л.с. – не хватало для преодоления подъемов. «Матильду» втаскивали в горку на буксире. Был еще легкий «Валлентайн». Можно сказать, что британцы за 6 лет войны так и не создали действительно угрожающей машины.
Впрочем, американцы начали с еще более архаичного М3 – трехуровневого танка с резино-металлическими гусеницами. Танк был превосходной мишенью на поле боя, но нашим танкистам в 1941-42 годах выбирать не приходилось… М3 воевали даже под Курском в 43-м.

17.35. БЕСПОЛЕЗНЫЙ "МЫШОНОК"
Сегодняшние знатоки истории Второй мировой без труда назовут шесть основных немецких танков – от малых Т-I и T-II, средних T-III и T-IV до тяжелых и сверхтяжелых «Тигр», «Пантера» и «Королевский тигр». Все это – в павильоне №6. Здесь же – самый громадный и бесполезный танк Maus – «Мышонок», рожденный исключительно гигантоманией Гитлера. 188 тонн веса, 200-миллиметровая лобовая броня, гусеницы в метр шириной – и относительно слабое вооружение: 128-миллиметровое орудие и ни одного пулемета. Скорость – 10 километров в час. Кроме того, «Мышонка» не выдержал бы ни один мост. Так что до мая 1945 было собрано всего два таких танка и оба взорваны при приближении Красной Армии. Из того, что осталось – собрали одну машину. И она – здесь, в Кубинке.
Для сравнения рядом установлен самоходный 12-метровый монстр, самоходная 540-миллиметровая мортира, созданная для штурма укрепрайонов и крепостей. Одно из самых мощных орудий того времени – и тоже почти бесполезное. В июне 41-го две таких мортиры обстреливали Брестскую крепость, выпустив 31 снаряд. Ни один из них не попал в казематы крепости.

17.50. ПЕШИМ ПОРЯДКОМ
Музей летом работает до семи вечера. В остальное время – до шести. Уже закрыты сувенирные лавочки, где можно купить настоящий танко-шлем, пилотки, бинокли, фляги. Закрыто кафе «Самоволка» в административном здании. Поредела стоянка у входа. Даже и подвезти некому. Значит, еще четыре километра до станции…
…Музей надо из Кубинки переводить ближе к Москве – таково мое мнение. Сотни экспонатов надо разместить в новых современных, хорошо освещенных павильонах, до которых можно было бы доехать на метро. Даже в Алабино этот музей был бы куда доступнее для посетителей. Ведь пока самым удобным транспортом для поездки сюда остается автомобиль.
...Когда дорога по полю довела почти до танка-монумента, сверху накрыло ревом: над Минским шоссе пронеслась пятерка самолетов, "Стрижи", наверное.

18.32. СНОВА ВНЕ РАСПИСАНИЯ
Электричка снова опаздывает. И здорово – минут на 20. Наконец, подходит… та же самая, утренняя, только теперь уже – «Бородино – Лобня». Даже вагон тот же – четвертый. Только попутчики другие – уставшие и спокойные. Кроме тех, кто без билетов.