Владимир Коренев: Меня никто не предавал
- Владимир Борисович, как вы думаете, почему фильм, где вы сыграли главную роль — человека-амфибию Ихтиандра, — стал для миллионов советских зрителей культовым?
- Для того времени, а в широкий прокат фильм вышел в январе 1962 года, это был новаторский в прямом смысле фильм. В картине работал прекрасный оператор Эдуард Александрович Розовский, снявший 85 полнометражных картин, среди которых — «Белое солнце пустыни». Подводные съемки были придуманы и отсняты так, как никто, нигде и никогда до этого не снимал. Конечно, сегодня современные спецэффекты и высокий уровень техники позволяют снять лучше, но ту удивительную сказочную атмосферу, которая была в «Человеке-амфибии», они создать не способны.
Кроме того, тогда снимали медленно, над картиной работали целый год, была возможность творить, а сейчас все делается в очень сжатые сроки... Объяснить сумасшедшую популярность фильма можно и блестящим актерским составом: Николай Симонов, Михаил Козаков, Анастасия Вертинская.
Симонов, игравший моего отца доктора Сальватора, — актер высочайшего класса! Если бы Александринский театр, в котором он работал, выезжал тогда за границу, он по популярности мог обойти самого Лоуренса Оливье. Как видите, мне повезло оказаться в роскошной компании.
- За год после выхода картину посмотрело рекордное количество зрителей — 65 миллионов, а вы стали не просто популярны, на вас обрушилась слава. Прочувствовали, что это такое?
- Может, не скромно рассказывать об этом, но покойный Миша Козаков (сыграл в «Человеке-амфибии» роль Педро Зуриты. — «ВМ») говорил, а ему можно верить, что такой популярности, как у меня, не было тогда ни у одного актера. Вы только представьте: фильм прошел в 80 странах мира, даже в парижских ночных кинотеатрах очень долго шел.А в СССР «Человек-амфибия» был лидером кинопроката многие годы.
- Недавно вышла книга «Синяя птица. Воспоминания для спектакля», в которую вошли беседы режиссера Бориса Юхананова с вами и актрисой Константиновой при работе над спектаклем «Синяя птица». А вы не планируете стать автором собственных мемуаров?
- Во-первых, я слишком уважаю литературу, чтобы ею заниматься всерьез, и не понимаю, почему сейчас все артисты стали петь и писать — не важно, есть ли голос и талант.
Знаете, я не слишком люблю актерские мемуары, хорошо, когда они получаются честными, а если нет? Был такой господин Мгебров, который написал воспоминания о великой актрисе Комиссаржевской. Столько грязного белья перетряхнул этот господин, что гадостей на десять книг хватило бы, а сам был посредственным актером в труппе Веры Федоровны. А вот еще пример. Всем известно, что Сергей Есенин любил выпить. И когда пил, не обращал внимания на компанию. Однажды рядом с ним сидел парень, которого он хлопнул по заду и сказал: «Илюха, гони за водкой». Тот много лет потом читал лекции: «Я и Есенин»...
- Но вы-то хорошо знали тех людей, воспоминания о которых могли бы войти в ваши мемуары...
- Мне кажется, когда пишешь, нужно сохранять уважительную дистанцию по отношению к героям твоих воспоминаний, тем более если они ушли и не могут дать тебе по физиономии за то, что ты врешь или говоришь о них гадости. Поэтому я и не пишу. Но есть и другая причина. Я как-то договорился с одним издательством на написание мемуаров, уехал на дачу, написал первую главу и чуть не закричал: «Ай да Коренев, ай да сукин сын!» Вернулся в Москву, стал перебирать свои альбомы по живописи и наткнулся на автопортрет Ван Гога. На нем человек, который потерпел полное фиаско как мужчина, как художник, но тем не менее рассказал страшную правду о себе. И я подумал, что не могу рассказать о себе такой страшной правды...
- Хотите сказать, что прожили спокойную и успешную жизнь?
- Я бы побоялся так сказать... Но, слава богу, у меня не было никаких потрясений, меня никто в жизни не предавал. Может, кто-то скажет: «Вот везунок». А что поделать, наверное, это так. Меня всегда окружали хорошие друзья, близкие и приятные мне люди. У меня прекрасная семья, и все случавшееся со мной, к счастью, не заставило меня потерять лицо. А придумывать специально драмы я не хочу.
- Вы заведуете кафедрой актерского мастерства на основанном вами факультете театрального искусства Института гуманитарного образования. На учеников надежды возлагаете?
- Они — замечательные! Смелее, свободнее, лучше, чем наше поколение. Но актеры-личности растут только на большой, настоящей литературе. В театре и кино все с нее начинается. Художественный или Малый театр выросли на Островском, на Чехове, на Горьком. «Современник» и Таганка выросли на замечательных писателях и поэтах ХХ века. А что происходит с современной литературой? Может, потому это происходит, что исчезло ожидание изменений в обществе, нам не о чем стало мечтать? В шестидесятые годы, когда начинались «Современник» и Таганка, была оттепель и предчувствие свободы. Благодаря ожиданию и надежде возникла качественная литература, а уж потом появились большие мастера в кино и в театре.
- Вы родились в Севастополе. Давно не навещали малую родину?
- Только что вернулся из Керчи. С ужасом увидел, как киевские власти добили Крым.Украинские нувориши раскупили лучшие места и превратили в помойку наши здравницы. Посмотрите, что творится с Ялтинской киностудией: страшный упадок! А лучшего места для российского Голливуда не найти.Жду не дождусь, когда наши кинематографисты начнут там снимать.
- Что почувствовали в тот момент, когда Крым снова стал частью России?
- Безумное счастье! Мой отец воевал за красавец Севастополь, а после войны тралил Черное море. И потом вдруг исконно русская земля, политая кровью наших солдат, отходит Украине. С какой стати? Почему к себе на родину, которую защищал мой отец, я должен ехать через границу? Так что для меня возвращение Крыма было огромным событием. Да разве только я испытал подобные эмоции? Посмотрите, как изменилось общество после воссоединения Крыма с Россией: народ сплотился, мы заговорили о мощи государства, о патриотизме. Вернулось уважение к стране.
ДОСЬЕ
Владимир Коренев — профессор, худрук театрального факультета Института гуманитарного образования (И ГУМО). Родился в семье контрадмирала Бориса Коренева. Окончил Госинститут театрального искусства. В 1961 году Михаил Яншин, тогда — художественный руководитель Московского драматического Театра им. К. С. Станиславского, пригласил молодого актера в труппу театра, где Коренев остается ведущим актером. Звездной стала роль Ихтиандра в фильме «Человек-амфибия» (1962). Женат на актрисе Алле Константиновой. Дочь — актриса театра им. Станиславского Ирина Коренева.