Живая статуя. Необычный аттракцион набирает популярность
Она стоит. Безмолвна, неподвижна — серебряная королева. Прохожие оглядываются: «Живая? Да вроде нет». Парень смело подходит к даме, настраивает модный штатив — в народе «селфи-палка» — и в этот момент чуть не роняет мобильный телефон — серебряные губы дамы расходятся в полуулыбке. Статуя вдруг ожила…
— Я подумывал о собственном проекте еще в 2010-м году, на первом курсе Воронежской государственной академии искусств, — рассказывает Дмитрий Кривочуров. — Как и многие сверстники, я подрабатывал, причем преподавательский состав делал на это скидку, но только в том случае, если работа была по специальности.
Вместе с товарищем с курсов мы начали работать аниматорами на городских площадках типа «Дня Нептуна», потом на днях рождения, свадьбах, в торговых центрах. Однажды руководство самого крупного торгового центра Воронежа пригласило нас для очередного своего мероприятия и попросило сделать что-нибудь необычное. В поисках идей мы полезли в интернет. Там наткнулись на картинки барселонской улицы Рамбла с мимами и живыми статуями. Решили их повторить. Взяли в театральной гримерке пару пиджаков и брюк, покрасили их баллончиками, там же взяли какой-то старый грим. Статуи у нас, конечно, получились ужасными, но людям понравилось. После выступления руководство торгового центра предложило нам сотрудничать при условии доработки репертуара и костюмов.
- Приходилось участвовать в международных соревнованиях? Как впечатления?
- Первый наш международный опыт состоялся четыре года назад, когда мы только начинали осваивать мастерство работы живыми статуями. Мы съездили в Голландию, в город Арнем, на чемпионат мира по живым статуям.
До этого в таких чемпионатах от России никто не участвовал. Думаю, и нас-то взяли лишь для того, чтобы расширить географию конкурса, — смеется. — Хуже нашей команды была только Албания. Ее представлял полуголый мужчина с птицей на голове, обмазанный чем-то странно пахнущим цвета шоколада, и краска совершенно не закрашивала тело.
Мы со своей статуей боксеров находились с ним рядом. Чувствовали и запах, и свое место в конкурсе. Тогда мы, конечно, никакого приза не взяли, зато многое увидели и почерпнули для себя. И именно это послужило толчком для более профессионального и серьезного подхода к работе.
- Где и как вы находите артистов? Кто они — танцоры, актеры?
- Нам нужны люди с хорошей физической подготовкой. Это могут быть актеры или танцоры, которые смогут простоять неподвижно минимум пять минут (в среднем смена движений у живых статуй происходит раз в пять минут).
Артист, который представляет живую статую, должен хорошо владеть телом, иметь определенную пластику, уметь импровизировать. Порой вокруг живой статуи собирается толпа, которой не будет интересно смотреть, как статуя просто стоит, нужно их чем-то удивить. Когда мы начинали, у нас работали наши друзья из театральной академии, они, в свою очередь, приглашали своих знакомых.
Последнее время, когда нам нужны новые люди в команде, устраиваем кастинги. Многие схожие организации зачастую набирают для этого дела моделей, но это неправильный подход.
Модельные ребята не очень хорошие актеры. Их лица не выражают чувств, а живая статуя невозможна без эмоций. Поэтому в нашей профессии важен не только костюм, но и актерские способности.
- Уже думаете, каким дальше будет ваш проект?
- Если бы тогда мне сказали, что мы достигнем того, чего достигли, то я бы ни за что не поверил. Мы принимали участие в фестивале в Беларуси, на чемпионате живых статуй в Крыму заняли первое место. В Москве этим летом было много фестивалей: Пикник «Афиши», фестиваль искусств «Вдохновение» на ВДНХ, «Здоровая Москва», на День города мы принимали участие в фестивале «Яркие люди».
Сейчас хочется основать движение по всей России и отправиться на гастроли по миру. Люди могут по-разному реагировать на оживающие статуи: кто-то недоумевает, кто-то смеется и проходит мимо, кто-то подходит сфотографироваться. Но равнодушными живые статуи точно не оставят никого.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алина Пономарева, артистка проекта:
- Мне нужно около 40 минут, чтобы подготовиться и хорошо загримироваться, но некоторым ребятам на все это достаточно и 20 минут. Сам грим смывается по-разному, все зависит от цвета. Например, серебряный грим можно смыть за 10 минут, а вот чтобы избавиться от золотого, нужно времени побольше. Мы стараемся не пропускать фестивали и всевозможные конкурсы, участвуем везде. Сейчас готовимся к фестивалю живых статуй, который будет проходить в Москве во второй раз.
СПРАВКА
Живые статуи — это имитация скульптуры, которая включает и актерское мастерство, и анимацию, и отличные навыки гримера. Первые живые статуи появились в Барселоне лет 40 назад. Необычный аттракцион придумали три уличных клоуна — Тонио, Пе-Пе и Пако. Они искусно гримировались, выходили на улицу Рамбла и за монетку, в знак благодарности, показывали трюки. Идея понравилась, и скульптуры начали оживать в популярных туристических местечках Германии, Франции и других стран.