Когда на экране личности
В настоящее время Андрей Соколов готовится к съемкам полнометражного фильма под условным названием «Выжившая», получившего поддержку от Министерства культуры России.
— Андрей, о чем будет фильм?
— Современная история о том, как вполне нормальные люди становятся на сторону террористов, тем самым предают своих близких, отечество и веру. По жанру — это психологический триллер с элементами боевика. Сейчас идет работа над сценарием, снимать, я думаю, начнем следующей осенью.
— Больше как режиссер удивлять нас ничем не планируете?
— Почему же? Идет работа еще над одним фильмом. Но пока могу лишь сказать, что это будет исторический, приключенческий вестерн, события которого разворачиваются в начале XX века.
— Означает ли это, что сейчас вы полностью погружены в режиссерскую работу?
— Не совсем так. Недавно мы по многочисленным просьбам телезрителей закончили снимать очередной сезон сериала «Адвокат». Кроме того, в «Ленкоме» готовится новая редакция спектакля «Tout Paye, или Все оплачено». Связано это с тем, что Инна Михайловна Чурикова в силу производственных причин не сможет больше в нем играть. Вместо нее в спектакле будет задействована Аня Большова.
— Что сегодня вам ближе: режиссура или актерское ремесло?
— Наверное, все-таки актерство, потому как режиссура — более кропотливая, более трудоемкая работа. К примеру, как актер я за определенное время могу сняться в двух-трех картинах, а как режиссер за этот же период подготовлю всего один проект, даже не приступая к съемкам. И надо сказать, что режиссура для меня — это пока еще новый уровень.
— Многие актеры жалуются на то, что сегодня нет хороших сценариев, поэтому большинство вынуждены сниматься в фильмах сомнительного качества…
— К сожалению, это так, хороших сценариев сегодня, впрочем, как и всегда, крайне мало. Связано это с фасфудизацией мозгов. Зачем поднимать планку выше, когда устраивает то, что есть? Даже профессиональные сценаристы зачастую берут для работы не самые лучшие произведения.
— Что для вас неприемлемо в современном кинематографе?
— Искусство — поиск, в котором должны быть новые формы. И, возможно, поначалу это будет резать и слух, и глаз, но это не значит, что это не имеет права на существование. Тем не менее, поскольку кино идет в массы, должно быть определенное ограничение. Кинематограф должен воспитывать зрителя. Я понимаю, что порок манок и интересен, но история должна делаться для людей с определенным вкусом. И все те, кто причастен к процессу производства фильма, все-таки должны нести свет.
— По большому счету сегодня многие актеры становятся известными благодаря съемкам в различных сериалах, причем не лучшего качества. На ваш взгляд, такая тенденция будет продолжаться и дальше?
— Похоже, что так, к сожалению. Мало того, что актеры снимаются на телевидении в различных сомнительных проектах и благодаря этому становятся известными, так в них еще снимаются непрофессионалы. За счет частого появления на экране они становятся достаточно узнаваемыми, производя некую подмену ценностей.
Понятно, что профессионалы стоят дороже. Но беда в том, что на этот, зачастую ниже плинтуса, уровень ориентируется подрастающее поколение. Я считаю, что на экране должны быть личности, люди, за которыми стоит судьба. Только так мы сможем привить вкус нашим детям. В противном случае они и дальше будут смотреть ширпотреб, читать желтую прессу. И ничего хорошего из этого не получится. Гораздо проще взять попкорн, пиво, сесть и смотреть, что летает перед глазами, и при этом ни о чем не думать.
— Не кажется ли вам, что это происходит оттого, что сегодня режиссерское кино превращается в продюсерское?
— У медали две стороны. В том, что режиссерское кино превращается в продюсерское, есть как плюсы, так и минусы. В том случае, если режиссер найдет своего продюсера, которому всецело будет доверять, велика вероятность, что хороший фильм дойдет до людей. Ведь порой бывает так, что у талантливых режиссеров нет коммерческой жилки, они не выдерживают конкуренции и сходят с дистанции. Ну а минус в том, что в некоторых случаях решающее слово, каким будет фильм, остается за продюсером, а не режиссером.
— В любом случае вы всегда можете обратиться к своей второй профессии — режиссуре. У вас есть любимый писатель, по произведениям которого вы хотели бы снять фильм?
— Это сказка «Академия пана Кляксы» Яна Бжехва. Это замечательное произведение, интересное и увлекательное, некая сказка для взрослых.
— Вы строгий режиссер?
— Я знаю, чего хочу. Поэтому стараюсь добиваться от людей этого всеми законными способами.
— Что для вас означает успех?
— Для меня успех — это когда мою работу оценили. Причем не важно какую: актерскую или режиссерскую. Прежде всего мы все делаем для зрителя.
— Помимо того что вы актер и режиссер, вы еще пишете стихи. Это только хобби?
— Как оказалось, это мое самое постоянное хобби. Я ни в коем случае не поэт, у них другое состояние, другой образ жизни. Я человек, которому нравится складывать буквы в слова. Порой ловлю себя на мысли, что уже взрослый мальчик, но все равно в этом процессе есть некая манкость, химия, когда на бумаге остаются строки. Как это происходит, порой не знаю.
— В одном из интервью вы говорили, что у вас поменялись взгляды на жизнь. С чем это связано?
— Пришел жизненный опыт, вроде стал мудрее, многое стало видится по-другому.
— Что вам способно испортить настроение?
— На самом деле любая случайность, но нематериальная. Скажем, поцарапанная машина настроение мне не испортит. Жалко, конечно, будет, но ничего — вылечим.
— А как избавляетесь от дурного расположения духа?
— Стараюсь в плен к нему не попадать. Но если уж такое случается, сначала пытаюсь разобраться, из-за чего же это произошло. Ведь вся наша жизнь состоит из мелочей, поэтому важно знать, откуда что берется, а уж потом подбирать « лекарства».
— Отдых в этом помогает?
— К сожалению, времени на него у меня мало, но если выпадает — выезжаю за город, на природу. Люблю быть со своими близкими.
— Вы дочку берете на свои спектакли?
— Пока нет. Она еще маленькая.
— Что считаете главным в воспитании дочери?
— На мой взгляд, это единственная вещь — любовь.
СТИХИ
В парке старом, на аллее,
Пьяный дворник где лелеял
Нераскрывшихся бутонов
Нежность ранних, майских роз…
Ветер в мокрых пальцах нес
В дом забытые слова…
Я согрел их, и молва
Заурчала рыжей кошкой…
Выгнув спину, на окошко
Запорхнула не спеша…
То была моя душа….
■
Снова осень льет печаль…
Неземное время года
Где любовь и непогода
И опять чего-то жаль…
Жаль багряного заката,
Желтых листьев, тишины…
Что спешил всегда куда-то,
Что давно не видел сны…
Что за окнами — дожди,
Расставанья на вокзале…
Там опять судьбу гадали.
Обещали счастья…
Жди…
■
«Только помни обо мне…»
Пальцев кончики дрожали,
Теребили нити шали,
Прячась от сторонних глаз…
Ни слезы, ни слов,
ни звука…
Заползла в мой дом
разлука…
Дней вдвоем прожитых
мука
И несказанных в них фраз.
«Больше Вас
не потревожу…» —
Руки белые писали,
И в ночи опять не спали,
И бумаги тлел листок…
И ее рыдали плечи…
И навзрыд сгорали свечи…
Двух людей случайных
встречи…
Лишь следы и пыль дорог…
■
Уезжаешь… В добрый
путь…
Слез с собою брать не надо,
Брызг соленая награда
Мне надеждой их вернуть…
Лучше захвати в дорогу
Свет от нежности моей…
Я поставил свечку Богу
За тебя… А ты скорей
Возвращайся… Выпьем
чаю,
Ты расстелешь нам
постель…
Шепот губ твоих:
«Скучаю»…
Беспечальной ночи хмель…
Андрей Соколов