Главное
Истории
Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Сергей Калугин: Во мне живет маленький мальчик, верящий в чудо

Общество
По словам артиста, рок-н-ролл - это искусство вечной юности
По словам артиста, рок-н-ролл - это искусство вечной юности / Фото: Из личного архива Сергея Калугина
В воскресенье, 9 апреля, культовому столичному музыканту, поэту и философу от гитары Сергею Калугину, идейному вдохновителю одной из самых самобытных команд отечественного рока – «Оргии праведников» - исполняется 50 лет.

 Перед тем, как окончательно перейти, по его собственным словам, из категории «мальчик» в категорию «молодой человек», Сергей рассказал корреспонденту «Вечерки» о собственном ощущении времени, самом важном решении в своей жизни и главной проблеме музыки в России.

Легенда про эльфов и танцы на горе

- Сергей, 50 лет считается датой серьезной. Что она значит для тебя самого?

- Ощущения, признаться, бредовые. Чтобы было понятно, о чём я – вот, например, между детством, юностью и зрелыми годами моего отца, лежала целая пропасть.Отец рос в сталинскую эпоху, его детство пришлось на войну. Это была своя, особая цивилизация с собственными правилами, укладом, модой. Потом были Хрущев, Брежнев. Абсолютно разные времена, разные состояния страны, общества и мира в целом. Тогда существовали четко очерченные понятия: ребенок, молодой человек, взрослый. А потом революция хиппи 1968 года уничтожила рамки и границы. И сейчас я вижу, что в принципе мир, в котором я был молодым человеком, никак не отличается от мира, в котором я живу сейчас. Гаджеты добавились , вот и вся разница. Как в мои 14 лет я слушал «AC/DC», так они играют и сейчас. Музыка – одна и та же, мода – примерно одна и та же. Понятно, что нечто меняется, но изменение это не качественное, не структурное.

- Выходит, для тебя время остановилось?

- Я вспоминаю, как сижу на полу и клепаю себе ошейник с шипами, слушаю «АС/DC» и… внезапно проходит 30 лет. Точно такой же ошейник у меня сейчас в шкафу валяется, только теперь их в магазине купить можно. И у меня безумное ощущение той самой ирландской легенды про танцы с эльфами на горе. Человек поднялся на вершину, проплясал одну ночь, а когда спустился, оказалось, что он глубокий старик и все, кого он знал, уже умерли. Я подхожу к зеркалу и не узнаю человека, который смотрит на меня, потому что это не я, а мой отец. А я сам каким был, таким и остался. Диковато.

- Как ты сумел сохранить это ощущение молодости?

- Нужно сказать спасибо рок-н-роллу, потому что это искусство вечной юности. И смотрю я на Мика Джаггера (британский рок-музыкант, вокалист легендарной группы The Rolling Stones, 73 года – прим. «ВМ») и понимаю: еще лет 20, дай Бог, этой вечной юности в запасе есть. А мир при этом в сути своей не изменится.

- А, может быть, это не мир всему причиной, а ты сам не захотел взрослеть?

- Интересная вещь произошла со всем нашим поколением. Не могу сказать, что мы отказались мудреть, но входить в какие-то состояния, так или иначе связанные с взрослым миром, не захотели, как и те, кто пришел вслед за нами. Иногда попадаются наши, ставшие условно взрослыми. Как правило, они уходили в политику. Но этот эффект сохраняется ровно до того момента, пока они не снимут пиджак, не врубят тех же "AC/DC". Мы в очень игровом мире живем, где в результате время схлопывается. Тридцать лет прошли, а куда они ушли? Что произошло? Лучше всего об этом сказала одна моя знакомая: «Как? Уже все?».

Сам Калугин признается, что ощущает себя на 18 лет Сам Калугин признается, что ощущает себя на 18 лет / Фото: Из личного архива Сергея Калугина

- И на сколько лет ты себя ощущаешь?

 - Мне внутри не больше 18. Серьезно.

Когда подует свежий ветер…

- А как это ощущение проявляется в жизни?

- Лучше, чем Борис Борисыч Гребенщиков, я об этом не скажу, потому что ощущаю ровно то же самое. Он рассказывал: «Вот подходит ко мне дядя с бородой. Мне хочется обращаться к нему на «Вы» и смотреть снизу вверх, а он мне говорит: «Борис Борисович, я вырос на ваших песнях!». Сегодня 20-летним ребятам, видимо, даже не нужно вырастать. Они в свои годы такие же, как мы сейчас. Я не ощущаю никакой дистанции, никакого барьера.Начиная с 12 лет и вплоть до моего нынешнего возраста и немного старше люди не меняются, остаются теми же. Взрослых нет, есть постаревшие дети, это давно подмечено.

- Как ты пережил момент, когда понял, что подросток ты только внутри?

- А я так этого и не понял. Я имею ввиду некую суть. Но клеточки тела, конечно, понимают, что они смертны. И начинают кричать: «Что же делать? Спасите!». Это начинается где-то с 35 и продолжается вплоть до 50. Довольно тяжелые 15 лет, приносят с собой всплески паники. Ты думаешь, что времени не осталось, а сделать ты ничего не успел, и: " Ах боже мой, скажите мне, как сойти с этого поезда…" . Но могу сказать, что где-то после 40 начинает дуть навстречу удивительно свежий ветер. И сначала он проявляется как непонятно откуда берущиеся вспышки света, какие-то сквознячки, а потом они разгораются все ярче и ярче. Я буду постоянно цитировать Гребенщикова: он идет впереди меня, он проходил эти состояния раньше и очень четко их отрефлексировал. Одна из моих самых любимых его песен - Северный цвет. Она вся фантастическая. Но там есть строчки: «Мы шли туда, где стена, где должна быть стена, но там только утро и тени твоего лица».

- Что происходит дальше?

 - Потом сияние начинает разгораться и заполнять тебя. Это прохладное дыхание, этот ветер успокаивает твои клеточки. Ведь в чем сама суть этого кризиса среднего возраста? Знаешь?

- Пока нет. В чем?

- С детства ты живешь в ощущении, что в конце-то концов все будет зашибись – ты все успеешь, все сделаешь. И самое главное, у каждой сказки обязательно хороший конец. Весь ужас этого кризиса, этого промежуточного состояния в том, что ты понимаешь: все зашибись не будет, а жизнь бесконечно трагична. Ты начинаешь видеть вокруг себя страшные финалы людей, которые шли с тобой в одном поколении. Ты ощущаешь себя на переднем крае: вот справа уже упал товарищ, слева – еще один. А где основания предполагать, что с тобой будет как-то иначе? Ты думаешь, Боже, мы все умрем. Ничего хорошего не будет.

- И как отогнать мрачное наваждение?

- В какой-то момент вот это детское ощущение, что все все-таки будет зашибись, начинает возвращаться. И ты понимаешь, что оно уже никуда не уйдет. Это нечто абсолютное и подлинное. Ты начинаешь улыбаться и идти навстречу этому свету. И вся твоя задача: просто дальше раскрываться, раскрываться и раскрываться ему, истончаться и истончаться, чтобы в конце концов стать как мыльный пузырь с очень тонкими, прозрачными, радужными стеночками. В этом смысле надо поставить памятник Рику Рубину (американский музыкальный продюсер – прим. «ВМ») за то, что он сделал с Джонни Кэшем (один из самых влиятельных музыкантов ХХ века, ключевая фигура музыки кантри – прим. «ВМ»). В последних альбомах им удалось зафиксировать это состояние мыльного пузыря, наполненного воздухом. У него тоненькая-тоненькая стеночка, радужная оболочка. Осталось всего чуть-чуть, и она лопнет. Это потрясающе, конечно.

Мальчик с широко распахнутыми глазами

- Сергей, ты празднуешь юбилей 14 апреля большим концертом в ЦДХ. Чего ждать поклонникам и чего ожидаешь ты сам?

- Я буду играть с виолончельным трио «Vespercellos». Это впервые, надеюсь, что будет очень хороший и красивый звук, будет яростно и прекрасно. Очень надеюсь, что придет народ. Все эти круглые даты, конечно, условность, которая позволяет собрать публику. Менеджеры и продюсеры ужасно любят юбилеи: народ приходит. На обычный концерт ленится прийти, а вот тут оторвется от дел и прибежит. На это мы, честно говоря, рассчитываем. Я не буду врать, что не люблю полные залы. Я полные залы просто обожаю.

- Как ты вообще относишься к своему Дню рождения? Этот праздник имеет значение для тебя самого?

- Я спокойно к нему отношусь. С определенного момента, конечно, рутина захлестывает. Часто эти дни приходились на гастрольный тур или что-то в этом роде. Я абсолютно спокоен, когда кто-то не помнит про мой день рождения. Я сам не помню этих дат , даже если речь о самых любимых людях, и про свой частенько забываю. С другой стороны, с детства, конечно, я очень люблю этот день. Помимо подростка, про которого мы говорили, во мне живет четырехлетний мальчик с распахнутыми глазами, который ждет чуда. И я его действительно жду. Я с детства люблю все эти праздники: Новый год, Рождество, День рождения. Дни волшебства.

- Жить в ожидании чуда и в полной уверенности, что встретить его можно за любым поворотом – нормальное для тебя состояние?

- В общем-то, так оно и есть. Но скажешь вот так, а на тебя мстительно нападёт лютая депрессия. И что с ней делать? Но чем дальше, тем больше те самые евангельские максимы становятся настолько очевидными, из слов превращаются в бытие. Вокруг тебя тысячи людей, с бородами и без, которые твердят: "Будьте, как дети! Будьте, как дети!", - а сами на детей ничем не похожи. А ты живешь и со временем понимаешь, что за этими словами стоит. И к этому смыслу, к этой сути надо разворачиваться, ею надо пропитываться. А где искать своего внутреннего ребенка? В собственном детстве. Нужно найти этого мальчика, стать этим мальчиком и оставаться им. Помнишь, как называли Лао Цзы – дитя-старик? Это лучшее, что может быть с человеком. А что такое маленький мальчик или маленькая девочка в данном случае? Они все сотканы из ощущения чуда: у них сейчас чудо и потом будет чудо и дальше будет чудо и будет только сильней. И чем больше ты этим становишься, тем больше твое Царствие Небесное. Все очень просто и простыми словами написано. Нужно только посмотреть на них, смахнув пыль. И это не награда, а просто данность.

Искусство философа

- Ты любишь повторять, что настоящие художники, музыканты и поэты говорят о любви и смерти. О последней ты сам рассуждаешь много и говоришь очень ярко, к тому же ты перечитал кучу философских и не только трудов на эту тему. Это после них она появилась в твоих песнях?

- Вот мы смотрим на два слова, и все становится понятным. Что такое философия? Любовь к мудрости. А дальше существует классическое определение: философ - это тот, кто учится умирать. Именно этим я всю жизнь и занят. Я всю жизнь учусь это делать, всю жизнь осознаю, что «матрица» рано или поздно схлопнется и отсюда надо будет каким-то образом выходить. По сути, ничего важнее в человеческой жизни нет. В православии это называется помятованием о смерти: помятуй о ней, не упускай ее из виду. Есть еще одна прекрасная фраза: ключ к жизни лежит в смерти. Это очень серьезные вещи, которые я просто не проигнорировал.

- Так все-таки как на эти размышления повлияли книги, которые ты читал?

- Я пытлив, вот в чем корень. Когда я понял, что бытие ставит передо мной некую загадку,которую надо решить, причем в условиях сказано, что она не решаема в принципе, я за нее взялся. Для этого мне пришлось посмотреть, что об этом говорили умные люди на протяжении истории человечества. Я просто стучался, задавался вопросами. Что Сократ по этому поводу думал? А Платон? Я набирал опыт, смотрел, кто и что сказал, что подумал, что посоветовал. И для меня этот вопрос жизни и смерти актуальности не потерял. И я уверен целиком и полностью: ключ к жизни действительно в нем.

- Что укрепило такую уверенность?

- Я тысячи раз видел, что происходит с людьми, которые уверены: они нашли ответ. Это кошмар. Христианин, буддист, мусульманин или последователь Ошо (индийский духовный лидер и мистик ХХ века, ряд исследователей называют его «гуру-скандалов» -  прим. «ВМ»), если человек вдруг на секунду подумал, что он нашел ответ на вопрос вопросов, все. Как говорится, кирдык. Суть здесь не в том, чтобы найти ответ, а в том, чтобы продолжать поиск. А если, не дай Бог, нашел или появились некие авторитеты, которые тебе все объяснили, прости, прощай, увы и ах. В этот момент человек сбрасывает с себя ответственность, останавливается, стагнирует и остается таким на протяжении многих лет. Дай ему Бог в конечном счете осознать, что он делает что-то не так.

Знаменосцы высокого штиля

- Ты много общаешься с молодыми творческими ребятами, иногда помогаешь им. Как ты вообще оцениваешь то, что сегодня происходит в московской музыке, в поэзии?

- Тут надо понимать, что чукча не читатель, чукча - писатель. Поскольку я более-менее представляю, что происходило в культуре на протяжении веков, я и на наше время смотрю, не уперевшись в него носом, а в некоторой перспективе. Наше время, как и все эпохи до него, состоит из пены и из камней. Пройдут годы, пена осядет, исчезнет, про нее забудут, а камни останутся стоять. Вот прошло бурное начало ХХ века. Кто тогда знал того же философа Бердяева сотоварищи? Ребята-интеллигенты ходили друг к другу, пили чай и о чем-то там говорили. Знало их тогда человек сто. А с другой стороны –бесконечное количество шансоньеток, пошлых песенок, скандалов и скандальчиков, которых было ничуть не меньше, чем сейчас. Где это все? Осело. А вот из под пены поднялось морское дно, и мы видим – Волошина, Бердяева и всех остальных. Точно так же и в наше время. Многие имена забудутся, а поднимутся другие, которых мы сегодня и не знаем. Возможно, кто-то сидит сейчас на кухне, что-то кропает, а потом окажется, что именно это и было самым главным за всю нашу эпоху. Но это с одной стороны.

Артист отметил, что некоторые современные музыканты умеют возводить текст на качественно новый уровень Артист отметил, что некоторые современные музыканты умеют возводить текст на качественно новый уровень / Фото: Из личного архива Сергея Калугина

- А с другой?

- А с другой, я смотрю, как ребята сейчас работают с текстами. Это здорово. Тот уровень, который был революционен и уникален для Серебряного века, сейчас общее место. Опираясь на него, может произойти возгонка текста на некий новый этап. Возникает новое слово, слово 3D. В некотором смысле это возвращение на магический уровень, когда поэт был славен не метафорами а умением вызывать дождь. По крайней мере, из тех, кого я знаю, Натан Хлебник (Александр Петрушкин, российский поэт и критик – прим. «ВМ») в направлении этого магического слова движется. Увы, о результатах этой возгонки в масштабах всей культуры мы вряд ли узнаем. Об этом расскажут в учебниках нашим внукам.

- В феврале ты написал венок сонетов совместно с молодежным творческим объединением «Dark Romantic Club». Ты вообще часто соглашаешься на подобные проекты?

- Тут ситуация во многом уникальная, потому что эти ребята - результат процесса, запущенного моим поколением в лице нескольких человек 25 лет назад. Это было восстание, бунт высокого штиля. Он произошел тогда и дал плоды. «Dark Romantic Club» - как раз такой плод. Дело не в том, что я для них какой-то гуру, они могут меня даже не знать. Просто мы изменили границы возможного, произвели некий тектонический сдвиг. И то, что они взяв ручку спокойно работают высоким штилем - результат этого сдвига. На ироническое хмыкание поэтических школ 60х-70х забит болт, причём с прибором.

- Но как часто ты ввязываешься в подобные авантюры?

- Вообще мы открыты для творческого сотрудничества. "Оргия Праведников" – не закрытый проект. Есть ядро, костяк, но вход и выход никто не перекрывает. Если тебе есть, что предложить, ты можешь прийти или позвать нас, и мы придем и принесем свое видение идеи. Подобные эксперименты очень интересны, так что по большому счету весь вопрос тут во времени и в иерархии ценностей. Если посторонний проект угрожает непосредственно главному делу, я скажу нет. Если же есть часть времени, которую я могу этому посвятить, то да всегда готов.

Крылышками махать надо

- Ты называешь музыку служением. Что ты в это вкладываешь?

- Служение – это религиозное дело. А что такое религия? Восстановление связи со своим собственным источником бытия. И это происходит непосредственно через то, чем ты занимаешься. И если ты живешь своим делом, через тебя прокатывается волна жизни. А во-вторых, тебя начинает «переть». Вот если героином баловаться, то это кайфовать на халяву, а тут поработать придется. И тут ты получаешь свои эндорфины за дело и «отходняка» у тебя не будет. Индейца она хитрая, она находит причину и устраняет препятствия недрогнувшей рукой. Помнишь, как Пелевин писал: «Думаешь в монастырях себе голову прошибают? Они там прутся. Прутся по-страшному!». Вот служение в некотором роде такое блаженство и есть. Когда ты от него бегаешь, ты обедняешь себя. Когда ты служишь своему делу, ты ощущаешь безграничную свободу, а когда ты служением манкируешь, начинаешь ощущать себя в тисках, в рабстве и в тесноте. Вот она, свобода в служении.

- Выходит, талантом пренебрегать нельзя, даже если твоя профессия престижной не считается?

- Христос сказал, что таланты в землю не зарывают. А кто я такой, чтобы с ним спорить? Конечно, я согласен. Главное – не бояться. А это страшно, опасно, тревожно. Впрочем, с иной стороны, чем мы рискуем?

- Пора, значит, каждому отталкиваться от скал и расправлять крылья?

- Дело в том, что очень многие от скалы-то оттолкнулись, а потом в ужасе сжались и камнем упали на дно. В итоге – кровь и перья. Мало оттолкнуться, надо еще крылышками начать махать. А вот про это многие забывают. Кажется, главное - сделать этот единственный мужественный шаг, а там тебя понесет восходящим потоком. Иногда бывает и такое, но, как правило, самому тут стараться надо.А стараться влом! Лень губит все эти прыжки. Все хотят прыгнуть, сверкнуть, а чтобы дальше все делали за них. Ничего подобного! Теперь потеть надо самому и махать крыльями. Эта простая истина до людей не доходит. И все трагедии, связанные с выбором собственного пути и неудачами в этом деле, происходят только от непонимания этой необходимости или от лени ее признать. Сам момент парения, пустоты, когда ты отталкиваешься, очень короткий. Ну, чуть-чуть поголодать, ну, немного потерять старых друзей… Впрочем, если они такие друзья, пусть идут куда подальше. Еще Омар Хайям сказал, что лучше быть одному, чем с кем попало. А реальность моментально начинает формироваться под тебя, под то, на что ты сам поставил. Наша действительность очень гибкая, очень пластичная. Махни крыльями!

- В твоей жизни как такие полеты проходили?

- У меня этих историй было много. Я в никуда ушел со стабильной работы . Я в никуда шагал из проектов, которые сам создал, когда понимал, что все не то и не катит. Я с некоторым скрипом из полных залов шагнул в пустые, когда начиналась "Оргия праведников". Самое сложное в другом. Одно дело, когда ты голодаешь, а другое, когда ты подводишь под это и жену, и ребенка, и собаку. Такое было, когда мы начинали «Оргию Праведников». Мне было сложно, и решение заниматься только группой пришло далеко не одномоментно. Но в конце концов я себя в узел связал и сделал этот шаг.

- Больше от скалы отталкиваться не тянет?

- Есть в православии есть такое понятие – царский путь. Это когда идешь посередине - ни вправо, ни влево. Я встречал таких людей, которые подсаживаются на ощущение парения. Как только начинает что-то получаться, они снова отталкиваются, чтобы опять пережить момент полета. Это нехорошая наркомания. Как Соломон говорил: есть время разбрасывать камни, есть время – собирать. И в самом парении никакой ценности нет. Конечно, приятно не ощущать почвы под ногами и кричать: "Летю". Но на это самое «летю» подсаживаться не надо. Я встречал много наших бардов с таким синдромом. Как только что-то начинает вырисовываться, все: «Идите к черту, маленькие серые пятнышки, я полетел». Если так поступать, никогда ничего не будет. Очень четко надо понимать, когда послать все подальше, а когда наоборот упереться рогом и вкалывать, Были ли у меня ошибки, связанные с этим? Наверное, были, но сейчас я что-то этого не вспомню. По большому счету это просто неважно.

Главная проблема музыки в России

- Ты недавно сказал, что на последнем альбоме есть недочеты, которые ты хотел бы подправить. О чем речь?

- Это очень узкоспециальные вещи, которые мало кому будут интересны. Основной концепции они не касаются. Самое главное, чтобы КПД продукта было больше 50 процентов, тогда он будет работать, а уж насколько это приближается к 100... Битва начинает идти за какие-то доли процента. Где какие-то линии были выражены недостаточно четко, где-то сведение не подчеркнуло то, что должно было подчеркнуть. Где-то то, что мы заложили, работает слабее или не так, как нам хотелось. Но это все, если брать за 100 процентов, происходит на последних пяти. И мы понимаем, что совершенство недостижимо, но к нему надо стремиться. И на новом альбоме, если дай Бог, он сложится, неминуемо найдется то, что нас будет раздражать. Совершено точно.

- Ты много рассуждаешь о симфоничности вашей музыки, и ее становится все больше. Сейчас гармония достигнута или нужно добавить еще классики в рок для идеального сочетания?

- Сейчас скажу очень важную вещь. Дело в том, что в отечественной музыкальной культуре за редчайшими исключениями торжествует гомофонно-гармонический стиль. Лёха Бурков (гитарист "Оргии Праведников") в недавнем разговоре моё внимание на это обратил. Полифонии в России нет. Практически все отечественные группы существуют в гомофонно-гармонической парадигме. Ты спрашиваешь о симфоничности, а надо говорить о полифоничности. Музыка легкого жанра, к которой мы относимся, хотя я сам никогда бы не назвал так рок, таким образом воспринимается только в силу отсутствия этого многоголосья. Полифонию тут надо понимать в широком смысле. Я говорю не только о параллельном развитии нескольких мелодических голосов, я имею ввиду параллельное существование нескольких смысловых акцентов. Если мы слушаем какого нибудь Сержа Танкяна (американский музыкант армянского происхождения, вокалист группы System of a Down –  прим. «ВМ»), мы не слушаем голос с аккомпанементом. Мы улавливаем некий фронт событий, который на нас надвигается. Вот поет Танкян, вот его подголоски, вот гитара, вот барабаны, которые выколачивают какую-то ритмическую партию, и все это сведено так, что ты понимаешь - это фронт.

- А у нас что выходит? Музыкальный тыл?

- Если дать это нашему человеку, он те же партии сведет в аккомпанемент - барабаны сольются с гитарой, гитара сольется с подголосками. И все это станет некоей почвой, на которой будет торжествовать царственный голос Танкяна. В результате получится плоско и неинтересно. Когда есть не одна линия, а как минимум две, все уже начинает играть. Когда их три или четыре, все в порядке. Если взять, к примеру, "Кино", там четко - Цой и гитарист Каспарян, две линии. Убери одну из них, и все станет скучно и плоско. А у нас этих линий пять, а иногда и больше. И возникает полиритмия, полистилистика, полифония в буквальном смысле - движение смыслов параллельно. И нужно следить, как они идут одновременно. В этом радость музыканта. Человек, который слушает музыку, не слушает аккомпанемент. Он воспринимает именно линии льющихся навстречу твоему восприятию голосов – бас, гитару, барабаны. Он радуется, как они одновременно друг с другом играют.

Эффект ядерного взрыва

- Ваш клавишник и, как вы его однажды назвали, «почетный житель Сириюса» Юрий Русланов рассказывал историю, как вы с ним одновременно и не сговариваясь написали песню. Настолько сильна ваша сонастройка?

- Тут на самом деле все еще хитрее. Если даже я принесу какую-то песню, если мы просто ее аранжируем, даже если мы туда заложим все полифонические идеи, которые у меня будут к этому моменту, все равно получится бедно.Потому, что это будет один художник, один почерк, одно видение. Если же все участники группы принесут своё видение – вот тогда выйдет по-настоящему мощно. Поэтому му "женим" не ноты, это всё ерунда, мы давно поняли, что поженить можно даже муху с Эйфелевой башней. Гармония мира не знает границ. Соединить можно что угодно с чем угодно. Мы "женим" художников, их неповторимые ощущения и видения мира.Безо всяких громких слов именно так действует любая нормальная рок-группа уровня "боги", что Queen, что RHCHP, без разницы.

- То есть, нет никакой мистики, а есть лишь профессионализм и труд?

- Бывают, конечно, удивительные моменты, когда в очень сходных состояниях сознания написана, допустим, музыка Юры и моя песня. И мы начинаем соединять это, и вдруг выясняется, что я писал в ля-миноре, а он в каком-нибудь фа-диез-мажоре. Это плохо сочетаемые тональности. Но мы начинаем играть это одновременно, и оно парадоксальным образом как-то вместе звучит, слагаясь в какие-то удивительные гармонии. Но, как правило, надо поработать. Все пронизывает все, и пронизать можно все, что угодно, чем угодно. Калейдоскоп обязательно повернется, и появится некий узор, проявятся древние лады, зазвучат серии. Это делается не для того, чтобы тупо показать свою виртуозность. Цель в том, чтобы данный творческий продукт представлял из себя синтез нескольких личностей. Получается, что с каждым привнесенным в него началом художника внутри композиции происходит не сложение, а умножение. Я умножаюсь на Юру, а все это в свою очередь будет помножено на остальных. Каждый должен написать песню от себя.

- Но как можно соединить несоединимое? Такое ощущение, что ты сейчас говоришь о нарушении всех известных законов музыки…

 - Да нет здесь никакого нарушения, просто это чуть сложнее школьного курса теории музыки. Вот когда в дело вступают титаны вроде Шнитке и Пярта, тогда действительно... Мы на их фоне школота. У нас как - если у кого-то из нас есть некая творческая идея, мы смотрим, чем располагают остальные, с чем это могло бы сыграть. Помню, как у нас были три совершенно разные вещи - музыка Юры, моя музыка и музыка нашего гитариста Леши. Это было начало песни «Вдаль по синей воде». Мы все это положили рядом друг с другом... Это невозможно было соединить! В принципе нереально. Но мы начали потихоньку наши кусочки друг к другу приближать. И в какой-то момент началась ядерная реакция, когда эти три куска урана враз сцепились друг с другом, и произошел взрыв. Этого никак нельзя было предположить, вплоть до того, что вещи были написаны в разных тональностях. Но сцепились они в такое нерасторжимое единство, что больше не разорвешь. Это стало объемно, заиграло. Момент , когда это случается - божественен! Собственно, это и есть та точка, в которой мы получаем нашу награду.

Калугин также рассказал, какие моменты он больше всего ценит в выступлениях Калугин также рассказал, какие моменты он больше всего ценит в выступлениях / Фото: Из личного архива Сергея Калугина

- Разве для музыканта бурные аплодисменты и крики из зала – не лучшая награда?

- Аплодисменты – это очень здорово и крайне необходимо. Кто же спорит? Но сам экстаз случается, когда мы толкаем, толкаем что-то от себя, и вдруг оно вступает в ту самую ядерную реакцию. И образовавшейся энергией нас накрывает. Очень похоже на сериал "Горец": когда Маклауд побеждал врага и отрубал ему голову, через самого Горца проходил дикий поток энергии. Вот это тот самый момент высшего кайфа, что с нами случается. В эту секунду происходит неожиданное сплавление, квантовый скачок. И эффект многократно превышает то, что каждый из нас по отдельности изначально закладывал в свой кусок. Подобный момент очень любят режиссеры фильмов вроде «Годзиллы». Вот что-то появляется из воды, и все смотрят: «Что это?» А потом: «Господи, какое же оно громадное! Боже мой, оно абсолютно циклопическое!». И все потрясены. Но в этот момент оказывается, что перед ними всего лишь маленькая рогулька на голове чего-то поистине невероятного, что должно показаться потом. Появление этого колосса и есть момент квантового скачка. Когда тебе кажется, что уже дальше некуда, выясняется: все, что казалось тебе великим - всего лишь маленькая шишечка на голове той Годзиллы, которая в конечном счете вылезла. Мы очень любим это в музыке и очень любим делиться этим ощущением величия с аудиторией.

К камамберу хорошо бы добавить варенья

- Что вообще сейчас творится с московским рок-н-роллом, с "тяжелыми" командами?

- Честно говоря, понятия не имею. Мы существуем отдельно от "тяжелого" мира. У нас свой собственный хутор вдалеке от деревенек фолк-рока и металлюг. Мы тут соединеям все с одним, другим и третьим, а к соседям особо не заглядываем. Я все жду, когда народ окончательно осознает, что и зачем мы делаем.

-А что? До сих пор не поняли?

 - Когда мы закладывали "Оргию праведников", хотели принести счастье и радость сразу всем, так сказать, слоям населения и даже не представляли, с какой силой инерции нам придется столкнуться. Мы заложили туда бардовское начало, чтобы барды прикололись, потому что в России слушают слово. Мы заложили туда "тяжеляк", чтобы рокеры порадовались. Заложили даже фолковые моменты - для любителей фолк-рока, симфонические моменты для ценителей классической культуры. И казалось, вот пришли мы, и каждый должен сказать: "Как же круто!", - и обрадоваться. Ведь есть в нашей музыке и то, что он любит, и то, чем еще можно полюбопытствовать. Но оказалось, народ у нас настолько инертен, что слушатели "тяжеляка" хотят слушать только традиционный "тяжеляк", а если там не тот вокал, народ начинает роптать. Любители остальных направлений - то же самое. Каждый сидит в своем болоте, и не дай боже оттуда высунуться. Доходит до смешного: стоит у человека на полке какой-нибудь Slayer (американская группа, играющая в стиле треш-метал - "Вечерка) и, к примеру, Юрий Визбор. Товарищ, оказывается, готов слушать и то, и другое по отдельности! Но когда он слышит это вкупе, у него съезжает крыша. Он не понимает, каким образом Визбора можно засунуть в Slayer: вот нет, мне, пожалуйста, котлеты отдельно, мухи отдельно. Идея, что для жареного мяса лучший соус - брусничное варенье, здесь даже не пробегала. Нет, к мясу тут положена горчица, а к варенью надобно заварить чайку. И никак иначе. В итоге мы ощущаем себя как Реми из мультика "Рататуй" (американский мультфильм про гениального маленького шеф-повара - "Вечерка"), который говорил: откуси от сыра, откуси от клубнички, почувствуй это сочетание вкусов.

- Но ведь у вас множество поклонников, которых уговаривать не надо. Может быть, и Бог с ними, с теми, кто вас не понимает?

 - Удивительные единицы, которые отважились на наш эксперимент и почувствовали, как клубника оттеняет камамбер в музыке, получают сильные впечатления и переживания. У них происходит внутренний взрыв. В результате они становятся намного богаче внутри себя. Когда они видят всю эту полистилистику, эту бесконечную игру, они становятся нашими преданными друзьями. В самом чебурашкинском смысле мы строили, строили и, наконец, построили домик друзей. И я не преувеличиваю, а также не допускаю мысли, что может быть иначе. А кто я такой, чтобы считать себя неким кумиром, окруженным фанатами? Каждый из них занимается своим делом и делает его хорошо. Райкин говорил в свое время: "Сегодня ты мне костюм шьешь, завтра я тебе зуб сверлю". Вот так мы сосуществуем. Мы просто дарим друг другу силы жить и действовать. Это доверие.

- Слушай, но ведь сыр с клубникой, особенно если с клубничным вареньем, - это фантастически вкусно. Откуда такая глухая оборона и нежелание даже попробовать?

 - Знаешь, что это такое? Это такой эффект нашей истории. Этих людей очень долго били. Очень долго. Они находятся в постоянной обороне. началось все это еще с татаро-монгольского нашествия. Я как-то раз наблюдал удивительный контраст. С одной стороны реки Оки живет мещера, финское племя, а с другой начинаются черноземы, степь, очень плодородная почва, и на ней крестьяне сидят. Так вот, на плодородном берегу Оки все черненькие, кареглазые, потому что они хазарами и татарами потоптаны, прошу прощения, со страшной силой. Всю дорогу они сидят на своей земле и всю дорогу их приходят грабить и убивать. Они злые, подозрительные и замерли в глухой обороне. А с другой стороны - песок, болота, украсть нечего. Сидит мещера - веселенькая, светленькая, улыбается. Им нечего терять, у них нечего взять. Они абсолютно открытые и свободные. Расстояние между поселениями - 10 километров, менталитет разный, гены разные, психика другая.

- Выходит, во всем виноват банальный страх перед чем-то новым, неизвестным и непонятным?

- В этом смысле и последние 70 лет не прошли бесследно, и 90-е свой след оставили.. Русский человек все время находится в обороне, все время ждет, что ему скажут: "Уважаемый, идите сюда. Покажите документики". С одной стороны, мы постоянно готовы сделать "ку", чтобы этого избежать, а с другой - дать в морду и сбежать. Именно поэтому люди на любое предложение нового мы реагируем с таким подозрительным видом. И в этой дремучести нельзя обвинять, потому что сколько нас колом вбивали в землю, а мы чудом до сих пор живы. Какой кровью это все далось, даже думать не хочется.

- С другой стороны, сейчас никто никого вроде как особо не лупит. Надежда на изменение ситуации в лучшую сторону есть?

- В этом смысле вся надежда действительно на новое поколение. У них, пардон, зад не порот. Нынешний режим, по сравнению с тем, что бывало, чуть ли не лучший за всю историю страны. Вот при всём при этом вот, за что мы его с удовольствием кроем, забавно, да? Кроликам дают побегать и немножко пожиреть. Кто-то попадает под каток или на кухню, ну, это всегда бывало. И то, что сейчас дают созреть бесстрашному и не озверевшему от голода поколению - это очень хорошо, если мыслить столетиями а не сегодняшним днём. Намеренно или нет это делается - неважно. Именно люди с неискалеченной психикой и расставят всё по полочкам, когда придёт время. Вот что было ценного в Европе до последнего времени? Режим открытости и легкость принятия нового в культуре. Там выходит на сцену какой-нибудь никому не известный музыкант или группа, бьет по двум аккордам, а все в восторге. Зачем? Чтобы дать кредит доверия. Ведь если публике хорошо, то и нам, музыкантам, хорошо.И мы начинаем еще лучше играть, получается такой волейбол с залом ощущениями радости, красоты, свободы. А у нас до последнего стоят в обороне, все время смотрят с подозрением. С этим очень сложно работать. Этого мы, кстати, не учли.

- А если бы учти, это изменило бы что-то?

- Все равно делали бы то же самое, что и сейчас. Наоборот, непонимание того, с какой глубинной тугостью нам предстоит иметь дело, дало силы выжить, потому что каждый раз нам казалось, что еще один шажок - и все случится, все до всех дойдет. И нам продолжает так казаться.. Тенденция обнадеживающая.

- Значит, столичная публика и вообще российский слушатель потихоньку раскрывается?

 - Да, именно. Сегодня 20-летние намного открытее всему новому. Говорю же: не пороты, а потому готовы радоваться и удивляться. Москва сегодня очень похожа на Европу, которую я знал и любил в 89-м году. А вот сам ЕС на себя сейчас не похож. Всегда в Европе было приятное ощущение покоя, защищенности. У нас всегда была война, а у них - мир и свобода. А сейчас из-за всего происходящего народ за бугром становится нервным, как был в России. А у нас люди расслабляется потихоньку, несмотря ни на что. Идешь по родной Покровке и думаешь: узнаю Флоренцию 10-летней давности.

По словам музыканта, российский слушатель начинает потихоньку раскрываться По словам музыканта, российский слушатель начинает потихоньку раскрываться / Фото: Из личного архива Сергея Калугина

Тот самый домик друзей

- Ты говоришь, что в вашем фан-клубе состоят не поклонники, а ваши друзья. Поясни, пожалуйста, ведь друг - это очень сильное слово.

- Это еще какие наши друзья. Серьезно. Во-первых, есть ядро фан-клуба - человек 30, но это очень серьёзные пассажиры .В фан-клубе есть люди, чьи профессии связаны с продвижением различных проектов,у нас нет на зарплате PR-отдела, вот они по собственной инициативе выполняют эти функции. Вплоть до того, что собственные деньги вкладывают в развитие группы.

- Это ты про краудфандинг (объединение средств одних людей для поддержания усилий других людей, например, поклонники финансово помогают группе выпустить альбом, приобретая некие лоты, выставленные командой в интернете - прим. "ВМ")?

- Не совсем. Тут другое дело. Люди из этого клубного костяка в свое время собрали 50 тысяч, чтобы отправить нас в Германию. Они вкладывают деньги в блоги в интернете, покупают какие-то рекламные площадки. Мы ничего этого не делаем. Это все они, по собственной инициативе. И если бы их не было, то и народу на наших концертах было бы сильно меньше. В некотором роде, когда фан-клуб стал функционировать в таком масштабе, случился революционный скачок. Мы начали превращаться в факт масс-медиа. И это заслуга именно наших друзей. У нас у самих в этом плане кишка была тонка.

- Кстати, а после вашего успешного краудфандинга (за три дна на выпуск нового альбома было собрано более миллиона рублей - "Вечерка") ваше положение в глазах тех же организаторов концертов сильно изменилось?

- Естественно. После такого, достаточно пальцем тыкнуть в получившийся результат, чтобы ответить на вопрос: на каком языке с нами разговаривать. Молниеносно изменилась интонация клубов, различных профессионалов в нашем деле. Стало понятно, чья спина шире. Кстати, зачастую люди со стороны приходят и начинают задавать наивные вопросы про продюсеров, тур-менеджеров, туры, агентства. Ребята, очнитесь! Нет у нас в стране ничего такого. Не существует в России рок-индустрии, как в Америке. Все приходится делать самому, как сказал Зорг в фильме "Пятый элемент".

- Но существуют же все-таки различные агентства. Они не хотели с вами сотрудничать?

- Дело не в этом. У нас остатки иллюзий на эту тему исчезли, когда мы пошли на встречу с чуть ли не самым известным в рок-н-ролле российским пиар-агентством. Мы шли и, несмотря на то, что мы уже давно взрослые дяди, как-то на рефлексе и по-привычке себя ощущали мальчиками в коротких штанишках. Мы готовили речь: "Здравствуйте, мы "Оргия праведников". Помогите нам, пожалуйста". Но стоило нам туда прийти, как президент этого агентства выбежал к нам навстречу со словами: "О! Это же "Оргия праведников"! Помогите нам, пожалуйста!". После этого мы поняли, все: искать негде и некого. Мы сами за эти годы стали силой, превышающей все мощности, которые есть в российском варианте этого бизнеса. По крайней мере для групп второй полны, родившихся и живущих в немую эпоху.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.