Успех приходит к талантливым, упорным и трудолюбивым
О том, в чем же секрет столь успешного выступления учащихся столичных школ, «ВМ» рассказал директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко.
Что такое олимпиада для самих школьников: проверка на талант или на трудолюбие?
Это нечто третье. Главная цель массовых олимпиад — дать детям возможность попробовать себя в какой-нибудь области: проявить свой талант и развить интерес. Поэтому важны не только олимпиады ТОПуровня, в частности заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников, а ее массовый школьный этап. В Москве нам удалось за несколько лет перевести его из простой формальности, когда педагоги просто назначали победителями отличников по тому или иному предмету и отправляли их на округ, в подлинное интеллектуальное соревнование. Во многом именно это обеспечило резкий рост количества школ, ученики которых достигают успеха на заключительном этапе Всероса.
Если не дать детям возможность попробовать себя в разных областях, можно никогда и не узнать, в каком предмете ученик «выстрелит». Любая олимпиада — это приглашение попробовать себя в какойлибо области науки, творчества, производства. Здесь срабатывает принцип: «Главное — не победа. Главное — участие!» Каждый ребенок, решивший хотя бы одну задачу на олимпиаде, — уже победитель, потому что он попробовал силы, понял, что ему интересно.
От чего зависит успех ребенка на олимпиаде?
Если ты элементарно не умеешь писать без ошибок, скорее всего, на олимпиаде по литературе тебе делать нечего. Но главное — не знание алгоритмов решения типовых задач, а способность нестандартно мыслить. На это направлены и принципы оценивания олимпиад. Если на контрольной в первую очередь проверяется знание прослушанной темы, то на олимпиаде проверяющие могут даже простить техническую погрешность или ошибку, если ученик предложил интересный путь решения задачи.
На олимпиаде высокого уровня для победы должны соединиться несколько факторов. Во-первых, важно, чтобы были педагоги, способные вовремя заметить талант ребенка и развить его. Во-вторых, это, конечно, огромное трудолюбие самого ученика, его вовлеченность в предмет, желание досконально его изучить. Для учеников, попадающих на заключительный этап Всероса, понятия перегрузки в интересном для них предмете практически не существует. Их порой приходится оттаскивать от занятий. Даже на каникулах думают о любимом предмете.
Что делать в случае неудачи?
Ни в коем случае не отчаиваться. В школьных олимпиадах, к сожалению, есть один существенный недостаток: нужно очень быстро думать в конкретное время, в конкретный момент. В отличие от ситуации, когда работает ученый и его никто не торопит. Он может решать одну задачу несколько месяцев или даже лет. Участник же олимпиады должен прямо сейчас решить предложенное количество задач. Талантливые люди, но с более медленным стилем мышления, не всегда успешно выступают на олимпиадах. Поэтому следует помнить, что олимпиада — это игра. Успех на состязании сигнализирует о том, что человеку неплохо бы обратить внимание на этот предмет. А неудача — что его стиль мышления не спортивный, не олимпиадный.
Как школьнику подготовиться к олимпиаде?
Сначала надо выбрать, в какой олимпиаде участвовать, заинтересоваться предметом, посмотрев задачи разных олимпиад. Для этого на сайтах Московской и Всероссийской олимпиад школьников выложены задания прошлых лет. Более того, уже сейчас мы опубликовали короткие подборки ярких задач из каждого предмета с олимпиад этого года. Готовиться к олимпиаде можно, используя книги, интернет, занимаясь в профильных кружках в школах. И после этого, вдохновленные, начинают глубже заниматься интересным предметом.
Прошлый учебный год стал рекордным за последние десятилетия по количеству призеров и победителей Всероса из Москвы. В этом году показатели еще лучше. В чем секрет такого массового успеха?
За каждым конкретным успехом школьника стоит, конечно, его талант, огромный личный труд, стоят его родители, делавшие максимум для его успеха. Не стоит забывать и работу тренеров олимпиадных команд, задача которых отшлифовать талант, как шлифуют хороший алмаз. Сейчас я говорю про успех каждого конкретного ребенка. А вот за общей статистикой, показывающей резкий рост результатов, стоят системные изменения в московском образовании, обеспечивающие условия развития таланта ребенка в каждой школе. Если раньше лишь 70 школ давали дипломы заключительного этапа, то сейчас таких школ больше 200. Все это позволило Москве доминировать над другими регионами не только по общему количеству дипломов, а по соотношению их числа на 100 тысяч населения.
В каких учебных предметах столичные школьники традиционно выступают сильнее?
Наша главная задача — дать каждому московскому ребенку возможность проявить свой талант. При этом, естественно, мы уделяем особое внимание тем приоритетным областям, в которых особо заинтересован город. Ведь талант нужно не только вырастить, но и помочь ему реализовать себя. Столица заинтересована в высококлассных специалистах. Предприятия ждут талантливых ребят.